Статьи

МОЯ БУКВА

 

Разнообразные приёмы подготовки детей к обучению грамоте призваны сформировать у них образ буквы, установить связь звука и буквы, заложить основы анализа и синтеза, развить смыслоразличительные механизмы познавательной сферы для более высокого оперативного уровня образовательной деятельности.

В этом плане известный приём «Моя буква», «Мамина буква» и другие вносят благоприятный личностный компонент в дидактическую работу, а также опору на конкретные составляющие близкого окружения.

В нашем дошкольном учреждении экологическое направление занимает большое место, в том числе и в работе коррекционной группы для детей с нарушением речи. Органично поэтому, что мы пришли к мысли, что изготовить буквы, особенно «свои», можно и из природного материала: шишек, листьев, камешков, ракушек, желудей, цветов. Возрастает интерес детей к графическим символам, вовлекается проективный ресурс личности, обогащается сенсорная сфера и продуктивная деятельность, получает новые краски и формы сотрудничества организация семейно-педагогического альянса. Самопроизвольно возникают игры и упражнения («Чья буква?», «Чудесный мешочек», «Найди пару»), аналитические и стилистические размышления детей («Как сделано», «Я тоже так хочу», «А я сделаю это по-другому», «А так будет красивее» и др.), проекты на другие темы, изготовление подарков и сувениров.

Фотографирование изделий, заполнение фотоальбомов и дисков обогащает предметно-развивающую среду группы и периодически возвращает детей к закреплению букв, звуков, структуры слов.

При организации выставок на индивидуально доступном уровне я организую презентационные выступления детей: они называют того, чью букву изготовили, описывают своё отношение, пожелание себе и близким, а также процесс изготовления поделки. Уместно предложить детям поучаствовать в обсуждении каждого предмета, акцентируя благожелательные и конструктивные отзывы.

Личные, особенные мотивы в деятельности детей обеспечивают более органичную подготовку к обучению грамоте, способствуют обогащению содержания и интонации их речи. Вовлечение же родителей в проективную практику подобного плана актуализирует их участие в различных формах развития речи и мышления детей.

 

Борисова И.В.

учитель-логопед МДОБУ № 23, г. Белорецк, РБ 
Эккерт С.
Кишинёв.