Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

ЭССЕ НА ТЕМУ: НЛП

Ярова Александра 2 курс СДО-ЛП-21Бус

Логопедия

НЛП (нейролингвистическое программирование) — это метод самосовершенствования, который, по мнению его создателей, позволяет освоить навыки общения, изменить модели поведения и добиться успеха в любой области.

Для этого НЛП предлагает использовать моделирование — копирование образа жизни выдающихся личностей.

На чём основано НЛП

Изначально разработчики НЛП изучали записи психотерапевтических сеансов — по ним и были созданы первые шаблоны поведения для копирования: метамодель на основе поведения психотерапевтов и модель Эриксона, основанная на поведении Милтона Эриксона, знаменитого специалиста по гипнозу. Отсюда и терапевтическая направленность подхода: его создатели начинали с гипотезы о том, что успехи известных психологов можно повторить с помощью копирования их манеры речи.

Также НЛП вобрало в себя идеи:


  • трансформационной грамматики лингвиста-теоретика Ноама Хомского;
  • теории моделирования человека Грегори Бейтсона и Альфреда Коржибского.


На основе трудов и стиля речи других специалистов сформулирована ключевая идея НЛП: усваивая чужое поведение, человек способен запрограммировать свой мозг. «Перепрошивка» происходит с помощью тотального контроля мыслей, чувств и действий. Научиться такому самоуправлению НЛП предлагает на трёх уровнях.


  • «Нейро»— уровень нервной системы и восприятия мира через органы чувств. Всё, что мы видим, слышим и чувствуем, воплощается в мыслях и воспоминаниях. А мысли оказывают влияние на наше самочувствие, эмоции и поведение. Контролируйте поток входящей информации, следите за тем, какие чувства испытываете и исходя из каких чувств действуете и принимаете решения, — тогда сможете контролировать и мысли, и поведение.
  • «Лингво»— уровень языка и мышления. Проанализируйте, как и о чём вы думаете, как выстраиваете причинно-следственные связи, к каким аргументам обращаетесь. Затем проследите, как переводите всё это в речь. А дальше изучите, по каким схемам это делают другие: найдите подходящий ориентир и сознательно следуйте ему.
  • «Программирование»— на этом уровне предстоит разобраться со стратегиями и моделями поведения, на которые человек опирается при изучении мира и принятии решений. Представьте, что мозг — это операционная система, а задача «программирования» — получить доступ к базовым установкам (тому, что мы делаем бессознательно) и изменить так, как нам нужно. Отслеживайте свои мысли ещё в зародыше, при необходимости меняйте их на более позитивные, действуйте исходя из нового «настроя», предварительно «тестируйте» каждый свой поступок и высказывание на соответствие цели и выбранной модели поведения.


Если приучить себя отслеживать звенья этой цепи, можно освоить поведенческую гибкость. С ней человеку проще адаптироваться в новых коллективах, красиво презентовать себя, избавляться от вредных привычек и формировать здоровые, находить мотивацию и добиваться своего.

А ещё в подходе есть четыре основополагающих принципа:


  • Личность ≠поведение (то есть поведение можно изменить).
  • У каждого с рождения есть ресурсы для достижения целей.
  • Неудачи не существует, есть только обратная связь с миром. Уроки, которые преподносит жизнь, становятся опытом.
  • Чем эффективнее человек общается, тем лучше на него реагирует мир.


НЛП задумывалось как терапевтический метод психологии и техника для развития личности. С помощью программирования создатели хотели помочь людям понять, как работает мозг, как формируются мысли и от чего зависит поведение. Позже НЛП стали продвигать как коммерческую приманку под лозунгом «если любой человек может что-либо сделать, то и вы можете».

Как применяют НЛП

Техники НЛП применяются в коучинге, медицине, юриспруденции, бизнесе, спорте и образовании. Сторонники метода отмечают, что он помогает решать разные задачи, такие как:


  • развитие коммуникативных навыков;
  • налаживание отношений с окружающими;
  • повышение мотивации;
  • улучшение продуктивности;
  • усвоение более эффективных паттернов (шаблонов) поведения;
  • повышение самооценки.


В терапевтических целях НЛП использовали для работы:


  • с депрессией;
  • с фобиями и страхами;
  • с зависимостями от психоактивных веществ.


А ещё современные эксперты по НЛП делятся личными историями об успешном использовании метода в лечении тревоги, булимии и посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Обычно НЛП применяется как дополнение к основным подходам терапии, но есть мнение, что метод можно использовать в качестве самостоятельной нейролингвистической психотерапии.

Сейчас НЛП чаще мелькает в контексте коучинга и блогерских программ личностного роста. Различные гуру самопознания, наставники и мотивационные спикеры, например Тони Роббинс, изучили метод и включили его в свои курсы по саморазвитию.

Какие техники НЛП наиболее популярны

Основная техника НЛП — моделирование. Она предполагает копирование стиля, манеры речи и образа жизни человека, успех которого хочется повторить. Есть ещё четыре особо распространённые техники НЛП:


  • Фрейминг и рефрейминг (от англ. frame — «рамка») — способ взглянуть на ситуацию с другой стороны, пересмотреть своё восприятие и переформулировать убеждения (найти плюсы в самом плохих событиях). Например, человека уволили с работы. С одной стороны, это вызывает тревогу и стресс. С другой — освобождает от обязательств, позволяет найти себя в чём-то новом и даёт время на переосмысление своих навыков и ориентиров.
  • Визуализация(или «тренировка образа», «мысленная репетиция») — мысленное детальное воспроизведение ситуации, где вы успешно справляетесь с задачей. Например, вы готовитесь к защите проекта перед заказчиками. Вообразите это событие в мельчайших подробностях: как вы одеты, как выглядит офис, какие вопросы задают коллеги и что вы отвечаете, с каким звуком перещёлкиваются слайды и в каком горшке стоит фикус в углу офиса. Важно продумать не только свой внешний вид и тезисы доклада, но и язык тела. Почувствуйте, как вы излучаете спокойствие и уверенность, подберите удобную позу, услышьте и оцените свой ровный тон голоса.
  • Закрепление (якорение)— искусственное создание внешнего или внутреннего триггера (якоря), вызывающего нужную реакцию или меняющего поведение человека. Якорь работает на основе ассоциаций и воспоминаний и связан со зрительным, слуховым, кинестетическим, обонятельным или вкусовым сигналом. Например, каждый раз, когда человек радуется, вы прикасаетесь к его щеке. Со временем ваше прикосновение к щеке начнёт само вызывать радость. То же можно проделать с собственным разумом: каждый раз, когда произносите слово-паразит, — щипайте руку. Использование «ну», «типа» или «короче» станет ассоциироваться с неприятными ощущениями, и мозг перестанет воспроизводить их в автоматическом режиме.
  • Визуально-кинестетическая диссоциация— повторное переживание травмы: человек смотрит на ситуацию со стороны, чтобы избавиться от тяжёлых чувств. Люди, которые регулярно сталкивались с травлей и обесцениванием, зачастую боятся показывать себя, проявляться в новых коллективах. Человек становится заложником негативного опыта, и, чтобы выбраться из этих оков, необходимо вспомнить, какие чувства вызывала травля в прошлом. Негатив придётся пережить, а затем представить, как это чувство отделяется от личности. Есть человек, есть обстоятельства вокруг, есть чувства — последнее звено в каждой ситуации можно изменить.


Есть ли подтверждения эффективности НЛП

Подтверждения существуют, но их мало. Вот несколько примеров успешного применения НЛП.

В обучении

Учёные провели анализ исследований об эффективности НЛП в сложных учебных ситуациях, с которыми сталкиваются люди с особыми образовательными потребностями и нейроотличностью. Результаты обзора подтвердили, что НЛП способствует успехам в учёбе и позитивному поведению учащихся (проявлению уважения и доброты к другим, дисциплинированности, сосредоточенности). Также техники программирования помогали побороть стереотипные деструктивные убеждения, смотреть на себя и мир более оптимистично.

В медицине

Гражданское организационное поведение (organizational citizenship behavior, OCB) — это поведение сотрудников, которые делают больше, чем им предписано официальными требованиями, чтобы помочь другим или своей компании. И техники НЛП помогают развить в сотрудниках стремление к ОСВ — это доказали исследования качества работы медсестёр.

Учёные проанализировали 180 личных интервью: практика НЛП мотивировала младших медицинских сотрудников чаще проявлять терпимость, участие и добросовестность в обязанностях. Всё это напрямую влияет на качество медицинских услуг, удовлетворённость и общее состояние пациентов.

В корпоративной среде

Обзор литературы и интервью с экспертами в области НЛП показали, что навыки НЛП важны в бизнес-среде. Сотрудники эффективнее общаются с другими людьми, когда понимают их образ мышления и скрытый смысл их слов и действий. В результате компании, которые используют НЛП в общении с клиентами, больше зарабатывают.

В саморазвитии

Учёные изучили влияние НЛП на поведение. Люди, прошедшие терапию нейролингвистическим программированием, стали лучше понимать самих себя: научились отслеживать мысли и чувства и контролировать реакции, развивали навыки эмоциональной регуляции.

А ещё организаторы этого эксперимента считают, что с помощью метода можно прокачать лидерские качества: понимая, как работает собственное и чужое мышление, проще прислушаться к потребностям подопечных, повысить эффективность их труда и степень своего влияния на других.

В преподавании иностранных языков

150 преподавателей из различных средних школ прошли опрос о готовности использовать методики НЛП. Большинство высказалось «за». По мнению некоторых учёных, НЛП — это техника обучения мозга через язык и привычки. Применение этого метода в учёбе приближает учащегося к желаемым результатам и помогает развить навыки аудирования, говорения, чтения и письма: все они связаны с языком, речью и работой памяти.

За что критикуют НЛП

В целом учёные не признают НЛП наукой и критикуют его:


  • за отсутствиерегламента и единого списка техник;
  • псевдонаучностьтерминологии и самого метода;
  • коммерческое использование;
  • отсутствиемасштабных и надёжных научных подтверждений.


Наибольший скепсис вызывает эффективность НЛП при лечении серьёзных психических состояний. Несмотря на успешные личные кейсы некоторых экспертов НЛП, исследования не выявили клинических доказательств эффективности метода при лечении взрослых с ПТСР, тревожным расстройством или депрессией.

Эссе на тему «Стресс и борьба с ним»


Положенцева Д.С.

 

 В современном мире стресс является все более актуальной проблемой, с которой сталкиваются люди всех возрастов и профессий. Стресс может оказывать негативное влияние на физическое и психическое здоровье, а также качество жизни. В данном эссе рассмотрим пути помощи и решения данной проблемы. Понимание и управление стрессом.

Первым шагом в борьбе со стрессом является его осознание и понимание. Важно уметь распознавать симптомы стресса и понимать его источники. После этого необходимо научиться управлять стрессом, используя такие методы, как регулярные физические упражнения, дыхательные практики, медитация, планирование времени и отдых.

Психологическая поддержка и консультирование.

 Психологическая помощь является эффективным способом решения проблем со стрессом. Посещение психолога позволяет человеку обсудить свои проблемы, выразить свои эмоции и получить поддержку и советы по управлению стрессом. Психолог помогает создать стратегии преодоления стрессовых ситуаций и развивает навыки адаптации к ним.

 Психотерапия и групповая поддержка.

 Для людей, страдающих от хронического стресса, психотерапия может быть необходимым средством помощи. Различные терапевтические подходы, такие как когнитивно-поведенческая терапия, психоанализ, арт-терапия, могут помочь разобраться в причинах стресса и разработать ресурсы для его преодоления. Социальная поддержка и забота о себе.

 Важным аспектом борьбы со стрессом является социальная поддержка. Общение с друзьями, близкими, коллегами помогает выражать свои чувства, делиться проблемами и получать поддержку. Кроме того, забота о себе, правильное питание, физическая активность, достаточный сон способствуют поддержанию психического здоровья.

В заключении хочу сказать,что  стресс является неотъемлемой частью современной жизни, однако существует множество способов помощи и решения этой проблемы. Понимание и управление стрессом, психологическая поддержка, психотерапия, социальная поддержка и забота о себе - все эти методы могут быть эффективными инструментами в борьбе со стрессом и улучшении качества жизни. Важно не стесняться обратиться за помощью и найти подходящий способ решения данной проблемы.

Эссе Галиуллиной

Галиуллина Олия Мухаметовна. Курс 2 группы  СДО-ДД-11Бус

« Худо лето когда солнца нету»

                                                                                               (народная пословица)

 

        Утро. Школа. Корреционная. ОВЗ.        «….. И вот опять «день сурка»,- мелькнуло в голове учителя, с утра тяжело присевшего за стол. Тяжело… .

« - Ты- не солнышко. Всех не обогреешь…» .Слышала. И не раз.

…А ты- не всех, а ты- его попробуй обогреть. Кто обделен.  Слабо ?

Кого? – Того, кто бьется как птичка в клетке , только бьется об других: « - Помогите! Я сам не в силах!»

….А может он- другой. Сидит и его совсем не видно. Удобный такой. Таким он родился. Он- тень. Возможно, это все о чем он мечтает- чтобы его нашли в его мире.

Учитель! Ведь ты не зря здесь. В коррекционной. Ты сможешь проложить дорожку между мирами, параллелями. Кому не дано- ушли. А ты- здесь….все еще.

Ты- Солнце! И на дворе-весна! Свети!

 

Эссе « Мой выбор»

     «-Почему именно олигофренопедагогика ?» ,- спрашивают у меня.  Задумалась….отвечу.

Может, чтобы попасть в мир избранных? В мир, где живут «дети дождя», придерживаясь своих правил. В мир, который не каждому откроет свою дверь. Где кто-то поглощен самим собой, утопая сознанием в своем абстрактном мире. А кого-то природа наделила  лишними «солнечными» хромосомами, щедро одарив жизнерадостностью, послушанием и лаской.

….А может, чтобы лучше познать себя? Каково это  «жить в обратной стороне?» На сколько хватит моих сил, моей щедрости и моей ласки? Способно ли мое сознание увлечься и увлечь других в мой мир?

В отличие от сюжета « Алисы в Зазеркалье», мое путешествие не окажется сном.  И я собираюсь в дальнейшем .. «  ..если не буду знать, что сказать –говорить по-французски»! Потому что этому тоже меня научат мои преподователи.

Эссе «Рисование под диктовку: ограничение свободы самовыражения или фактор повышения самооценки младших школьников?»


Коннова В.Д.

II курс, кафедра педагогики, ФГБОУ ВО УУНИТ.

Изобразительная деятельность – одно из наиболее привлекательных средств самовыражения для детей всех возрастов. Детский рисунок является отображением действительности и внутреннего мира. Помимо этого, в рисунке проявляются воображение и особенности мышления ребенка.

Рассмотрим несколько терминов, касающихся темы. «Популярная психологическая энциклопедия» С.С. Степанова приводит следующее определение воображения: «воображение» – психический процесс, заключающийся в создании новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта. Согласно «Краткому психологическому словарю» Л.А. Карпенко, «самооценка» – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Понятие «самовыражение» довольно редко используется в психолого-педагогической литературе. Чаще оно используется наряду с понятиями «самореализация» и «самоопределение». Самореализация – активная жизненная позиция личности по воплощению в деятельности и отношениях своих потенциальных возможностей («Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)», В.С. Безрукова). Самоопределение – процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы («Новейший философский словарь», А.А. Грицанов).

Под «рисованием под диктовку» мы имеем ввиду последовательное повторение за учителем, рисующим на доске, штрих за штрихом, мазок за мазком.

В педагогической среде существует мнение, что копирование рисунка учителя способствует торможению развития воображения ребенка и угнетает его право на самовыражение. Однако же следование инструкции учителя и соблюдение правил решения и оформления на уроках, например, математики не замедляет развитие ребенка, а наоборот. Почему же к урокам ИЗО предъявляются особые требования?

Обратимся к определению воображения. Воображение предполагает создание новых представлений на основе уже имеющегося опыта. В младшем школьном возрасте объективно жизненного опыта на порядок меньше, чем в более зрелом периоде. Каким образом в таком случае должно развиваться воображение ребенка, если мы ставим перед ним задачу, не подкрепив ее необходимыми знаниями, умениями и навыками? Сначала ребенок должен научиться манипулировать инструментами и материалами, усвоить основы цветоведения и графических построений, лишь затем, обретя опыт, ребенок сможет грамотно, эстетически привлекательно передать свою задумку в работе и реализовать потребность в самовыражении. Ведь прежде, чем ответить на вопрос «что рисовать», нужно ответить на вопрос «как?».

Как же связано «рисование под диктовку» с самооценкой ребенка? Снова обратимся к определению: самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей. «Рисование по диктовку» – это «беспроигрышная лотерея», ведь повторяя за учителем шаг за шагом, даже изначально «нерисующие» дети создают правильно построенные, красивые рисунки. Видя такой результат, ребенок начинает получать удовольствие и от конечного продукта, и от самого процесса изобразительной деятельности. Рисунок, соответствующий критериям положительной оценки, не только мотивирует прилагать усилия, но и помогает школьнику поверить в себя и свои возможности.

Таким образом, подобный подход к преподаванию ИЗО не только помогает сформировать правильную систему знаний, умений и навыков, необходимых для изобразительной деятельности, но и способствуют повышению самооценки младших школьников.

 

Использованная литература:


  1. Краткий психологический словарь. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. 1998.
  2. Новейший философский словарь. – Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.
  3. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). – Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.
  4. Популярная психологическая энциклопедия. – М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.


 

Моё отношение к инклюзивному образованию

Студентка IV курса ФГБОУ ВО УУНиТ Сафиуллина Розалина

«Если я чем-то на тебя не похож,

я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

Антуан де Сент-Экзюпери

руководитель - старший преподаватель Рыбакова Елена Владимировна

 

На сегодняшний день образование детей с ОВЗ является одним из приоритетных направлений развития системы образования в РФ. Цель образования, включая инклюзивное образование: создание условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов, создание механизмов, обеспечивающих равный доступ к качественному общему образованию, обеспечение доступности общего образования для детей- инвалидов и детей с ОВЗ.

Инклюзивное образование – это система обучения, в которой дети с различными ограниченными возможностями здоровья, а также дети с трудным социальным и экономическим статусами, обучаются вместе с другими детьми. Однако, существует мнение, что такая система неэффективна, и ее необходимо отменить.

Я считаю, что инклюзивное образование – это положительный шаг в развитии и совершенствовании образовательной системы. Во-первых, такая система позволяет детям разных возрастов, социальных статусов и умственных способностей общаться, работать вместе и учиться у друг друга. Во-вторых, инклюзивное образование формирует у самих детей понимание того, что каждый человек уникален и имеет свои достоинства и недостатки. Таким образом, дети понимают, что все люди равны, и принимают друг друга такими, какие они есть.

Однако существуют и аргументы против инклюзивного образования. Некоторые учители и родители считают, что данный подход не позволяет им работать эффективно с каждым учеником, несмотря на его индивидуальные потребности. Иногда работа с детьми, имеющими определенные особенности, требует особого подхода и увеличения количества времени, что снижает возможности для работы с другими учениками. Также инклюзивное образование имеет проблемы внедрения:  отсутствие информационно-технологической инфраструктуры (в рамках учебного заведения),  про­граммно-аппаратного обеспечения, оптимизированно­го на основе использования технологий,  предназна­ченных для детей с ограниченными возможностями здоровья, отвечающего целям и задачам обучения, ин­дивидуальным потребностям обучаемых, отсутствие условий, основанных на принципах создания технологической инфраструктуры, ориенти­рованной на инклюзивное образование: удобстве ис­пользования, доступности, гибкости, экономической доступности.

Все же, можно сделать вывод, что инклюзивное образование целесообразно и необходимо для того, чтобы каждый ученик получил возможность получить высококвалифицированное образование. Важно организовать правильную систему инклюзивного обучения и предоставить педагогам соответствующую подготовку и инструменты. Это поможет создать комфортную образовательную среду для учеников и представляет собой шаг вперед на пути развития общества в целом.Я считаю, что инклюзивное образование имеет перспективы развития, так как оно предполагает доступность образования для всех детей и способствует  приспособлению к особым образовательным потребностям всех детей.

Инклюзивное обучение географии детей с ОВЗ.


Студентка 4 курса ФГБОУ ВО УУНиТ Романова Анна

Руководитель старший преподаватель кафедры педагогики ФГБОУ ВО УУНиТ

Рыбакова Е.В.


Хочу начать с прекрасного стихотворения

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив

Мир «особого» ребенка безобразен и красив

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих

Мир «особого» ребенка – допускает лишь своих!

 

В последнее время , возросло число детей с различными формами нарушений психического и соматического развития.

Поэтому хочу выделить несколько основных проблем, которые напрямую связаны с внедрением инклюзивного образования в рамках обычной общеобразовательной школы.

Первую проблему , которую  я заметила напрямую связана с родителями, а точнее их отношением к данной ситуации. И как раз в зависимости от отношения, родителей можно условно разделить на три типа:

1 тип: Родители понимающие и активно старающиеся помочь своему «особому» ребенку. К данной категории можно отнести тех родителей, которые понимают своего ребенка и принимают его таким. Как правило, такие родители стремятся помочь своему чаду, обеспечивая все благоприятные условия для того, чтоб ребенок чувствовал себя полноценной ячейкой общества, активно поддерживают школу в вопросах инклюзивного образования. Сами в тоже время являются активными участниками образовательного процесса.

2 тип: Родители понимающие «проблемы» своего ребенка, но внешне не принимающие. По-моему мнению это связано в большей степени на ориентацию родителей на современное общество и зависимость от мнения окружающих. Как правило такие родители рассуждают следующим образом: «Да мой ребенок особенный! Но я не хочу, чтоб он был изгоем в классе (обществе), поэтому обучение в рамках другой программы нам не нужно». До таких родителей обычно сложно донести, что соглашаясь на инклюзивное образование они дают больше шансов для развития своего ребенка в дальнейшем, упуская тем самым возможность успешного развитие своего ребенка как личности, но как правило можно. Но в  любом случае исключения имеются.

3 тип: Родитель не понимающий и не принимающий, такие встречаются к сожалению часто. В таком случае родители наотрез отказываются понимать, а уж тем более принимать особенности своего ребенка. Как правило ситуация складывается крайне не простая. Таких родителей не возможно убедить и заставить принять такого своего ребенка. Именно заставить, потому как внешне (формально) они может и выразят согласие, но всеми своими и поступками, действиями, отношением будут  демонстрировать явное непринятие. Ситуация сложная, но с таким приходится сталкиваться и работать.

2 проблема связана с внедрением (включением) особых детей в коллектив. Ни для кого не секрет, что современные дети очень жестоки и так просто в обычный класс не посадить «особого» ребенка. Педагогу и детям  придется пройти вместе все круги этого включения: начиная с момента знакомства, заканчивая ситуацией разбора возникающих конфликтов, а в некоторых случаях и травле, на фоне не принятия его коллективом. Думаю только поэтому в наших школах не принято афишировать среди детей, что в их коллективе обучается ребенок ОВЗ.

 3 проблема, по-моему мнения, связана с неготовностью школ принять таких учеников и обеспечить им должный уровень образования и поддержки. Выражено это в нехватке или неимении узких специалистов (таких как дефектолог, логопед и т.д) и с отсутствием технических возможностей (в случае если в рамках инклюзивного образования требуется обучение ребенку с ограничением в движении (инвалиды). Так же к проблемой со стороны школы является то, что у учителей нет опыта работы с такими детьми. Они просто не понимают, никогда не видели в каком режиме выстраивать урок, когда в классе среди 20-ти нормальных детей, сидит «особый» ребенок, как для такого ребенка составлять задания, что и в каком объеме от него можно и нужно требовать, а что можно опустить, как выполнять ту самую функцию включения. Конечно данную проблему можно решить путем различных курсов, семинаров, практикумов для учителей, но это все требует больших временных затрат, причем не малых.

4 проблема, как мне кажется, берет сове начало в вышестоящих органах (Министерство образования, Департамент образования). Как происходит в наше время? Главный распорядился - остальные выполняйте. Точно так же и здесь. Распоряжение дали, а как школа будет его выполнять - это второстепенно. О вероятности возникновения тех или иных проблем врятли кто подумал. Это уже проблемы школы. А вышестоящим интересны только отчеты, цифры, причем положительные.

Подводя итог, можно сказать, что инклюзия рано или поздно войдет в наши школы, в наше общество. Но должно пройти не мало времени, ни один десяток лет, чтобы это стало нормой. Как только для «особых» детей будут созданы все условия, будут устранены хотя бы те проблемы, которые я обозначила, когда дети с ОВЗ будут чувствовать себя в этом обществе комфортно,  тогда и можно будет говорить по настоящему об успешном инклюзивном образовании.

 

Игровые технологии как средство развития речи детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида 23 "Солнышко" город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан

 

«Игровые технологии

как средство развития речи детей дошкольного возраста»

(Мастер-класс для педагогов коррекционных групп ДОУ)

Подготовила и провела

 учитель -логопед Баклыкова

 

2023 г.

 


  1. Мастер-класс для педагогов коррекционных групп ДОУ «Игровые технологии как средство развития речи детей дошкольного возраста» Подготовила: учитель -логопед Баклыкова О.Л. МБ ДОУ 23 «Солнышко» г. Белорецк


(Презентация доступна по ссылкеСлайд 2

Цель мастер – класса:


  • Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий по развитию речи в работе с детьми.
  • Пропаганда и распространение разновидностей и форм работы с детьми по формированию и развитию речи детей.


Задачи:

 - Познакомить педагогов с эффективными методами и приёмами использования игровых технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста.

Слайд 3 Введение

 Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Дошкольный возраст – это период, когда все усилия надо направлять на устранение различных речевых нарушений, которые препятствуют полноценному развитию малыша. А так, как в последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих речевые нарушения, то невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в общем развитии ребёнка. Поэтому очень важно, как можно раньше начинать работу по развитию речи и коррекции уже имеющихся речевых нарушений. А чтобы работа по развитию речи не была скучной и однообразной, не утомляла детей, педагогу необходимо освоить такие технологии, которые будут в ненавязчивой форме и не принуждая к чему-либо, способствовать полноценному речевому развитию дошкольников. Такой технологией является игровая деятельность. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку.

Я хочу предложить вашему вниманию некоторые виды игровых технологий, которые способствуют активизации речевого развития детей как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в свободное от занятий время.

 Слайд 4

1.Технология развития артикуляционной моторики. Это прежде всего такие игры, которые будут способствовать развитию подвижности органов артикуляции (для всех возрастов).


  • Артикуляционная сказка «В гости к дедушке с бабушкой».


 ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),

 С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ - В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка). ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами). ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух).

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК - НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык). БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы).

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).

Варианты сказок: «Сказка о весёлом язычке», «Трудолюбивая божья коровка» и др.

Слайд 5


  • Пальчиковые игры – технология развития мелкой моторики


 Эти игры развивают мозг, мелкую моторику, стимулируют речевые центры, развивают воображение.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные — это: пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без; самомассаж (поглаживание, разминание); игры-конструкторы, мозаика, шнуровка, игры с вкладышами и т. д.; кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней; игры с бумагой, песком, водой, крупами; лепка из глины, теста, пластилина; игры на развитие тактильных ощущений «гладкое – шершавое», «чудесный мешочек» и т. д.          

Нетрадиционные: самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками; пальчиковые игры с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой. Можно использовать макароны (нанизывать на нитку, как бусы), крупу и пуговицы для сортировки, бельевые прищепки (не очень тугие), ленты и нитки для сматывания, приём рисования крупой, различными семечками, пуговицами, камешками, выкладывание изображений палочками и спичками и др. Орехи и шишки можно также использовать для самомассажа рук. Эти несложные приемы будут интересны ребёнку и смогут его надолго увлечь. Предлагаю немного поиграть!

Слайд 6

1.Игра с мячиками.

Для этого мы используем массажные колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику).

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой)

Назад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку (гладим мячиком ладонь) И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик).

Колобок я разожму и другой рукой начну.

Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт (повторяем то же другой рукой).

2.Пальчиковая игра «Сапожки»

 Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая.

Пальчики в сапожках шагают по дорожке,

 Раз, два, три, четыре, пять, очень весело гулять.

3.Игра «Карандаш» - с использованием карандаша с гранями.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

Между пальцами зажат,

Карандаш ужасно рад,

Вы его качайте, братцы,

Очень любит он качаться.

Слайд 7


  • Игровая технология - речевые игры с движением, на основе фольклора (с раннего возраста). Потешки, прибаутки задают весёлое настроение, развивают речь детей, звукопроизношение. А если ещё добавить к словам прибаутки движение, то дети с удовольствием включаются в игру.
  1. Идёт лисичка по мосту, (ходьба на месте)


Несёт вязанку хворосту. (показываем, что за плечами вязанка)

Зачем ей хворост? (пожимаем плечами)

Печь топить. (изображаем, как кладём в печь)

Зачем ей печь? (пожимаем плечами)

Обед варить. (помешиваем в кастрюле кашу)

Зачем обед? (пожимаем плечами)

Гостей кормить. (руки перед собой, как будто что-то подаём)

А гости кто? (пожимаем плечами)

Медведь с женой, (показываем движением, переваливаясь с боку на бок)

Да ёж, да кот, (показываем иголки и ушки)

Да мы с тобой. (показываем на гостей и на себя)

Слайд 8


  • Технология развития лексико-грамматических компонентов и связной речи. К этой технологии относятся словесные игры, направленные на обогащение словаря и на развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.


1.Игра «Кузовок»

 Игровые правила. В кузовок можно «класть» только те слова, которые оканчиваются на - ок; назвавший слово, передает кузовок другому ребёнку.       2.Игра «Укрась слово»

Задание: к предмету на картинке подобрать как можно больше прилагательных (снежинка, ёлка, кошка, клубника, солнце).

3.Игра «Что бывает мягким?» (твёрдым, кислым, сладким, длинным, острым, вкусным, синим, квадратным т.д.)

Задание: подобрать к определению слово-предмет.


  1. «Кто что делает?»


Задание: подобрать слова-действия.


  1. «От норы до горы»


Задание: назвать как можно больше животных, птиц, насекомых, живущих в указанных местах.


  1. «Каждый знает»


Задание: повторить начало фразы и добавлять новое слово.


  1. «Вот так магазин»


Задание: перечислите товары, которые могут продаваться в магазинах с указанными названиями.


  1. «Забавные превращения»


Задание: назовите, в кого превратится человек, если окажется: в театре –, в школе и т. д.


  1. «Шагай-ка - называй-ка»


Задание: на каждый шаг называть слова. Я знаю молочные продукты…. Я знаю перелётных птиц… и т.д. И др. игры…

Слайд 9


  • Игры, направленные на развитие связной речи.


Зачем существуют слова? Чтобы помогать людям выражать свои мысли. Слова сами по себе не могут выразить законченную мысль. Для этого нужно составить предложение.

1.Игра «Все слова на одну букву»

Задание: играющим необходимо придумать предложение или фразу, в которой все слова будут начинаться на одну букву (фразы могут быть смешными). Например, Света съела сливу. Яша ябеда.

2.Игра «Объяснялки»

Задание: найти и подробно описать сходные черты двух различных предметов (объектов). Например, половник и отвёртка – металлические предметы. С помощью половника и отвёртки мы достаем что-то (жидкость из кастрюли, шуруп из стены). У половника и у отвёртки есть ручка. Шкаф и холодильник. Вата и облако. Мука и песок. Кран и жираф. Снеговик и пирамидка.

3.Игра «Расскажи сказку по-другому»

Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Образец: Сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т.п. таким образом, рассказываем сказку до конца.

Слайд 10

Задания участникам мастер-класса: рассказать сказку «Теремок» от лица Теремка. Сказку «Под грибом» от лица Муравья.

Слайд 11

метод Синквейна

Использование метода «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач:

 -придаёт лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала;

-закрепляет знания о частях речи, о предложении;

-значительно активизирует словарный запас;

-совершенствует навык использования в речи синонимов;

-активизирует мыслительную деятельность;

-совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо;

-стимулирует развитие творческого потенциала;

-используется для закрепления изученной темы;

-является игровым приёмом.

Слово «Синквейн» происходит от французского слова «cinq»-пять. Это не рифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк. У него есть свои правила написания и нет рифмы.

Слайд 12

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);

2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства. Слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть философской темы, обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детьми и обязательно показывать образец. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить желаемый результат. Когда же начинать знакомство с этим приёмом? (с детьми старшего дошкольного возраста).

Слайд 13

Дождь

Грибной, летний.

Льёт, капает, стучит.

Мне нравится летний дождь.

Лужи.

Примеры синквейна:

Предлагаю попробовать составить Синквейн со словами: Ветер, Радуга, Ель

Слайд 14

Благодарю за сотрудничество! Спасибо за внимание! Наш мастер-класс окончен. Если у вас возникли вопросы, я с радостью на них отвечу.

Рефлексия.

Я прошу вас поделиться со мной вашими впечатлениями от нашей встречи. У вас на столах лежат цветные полоски, прошу каждого участника взять по одной и прикрепить их на магнитную доску. Там, где нарисован портфель - будете применять. Там, где мясорубка – обдумать, а там, где мусорная корзина – не пригодится.

 

Растения родного края

Гиззатуллина З.Р.

Цель: систематизировать и углублять знания второклассников о культурных и дикорастущих растениях;

формировать понимание необходимости бережного отношения к растениям, умение видеть и беречь красоту растительного мира родного края

Оборудование: карточки с заданиями, иллюстрации, учебник «Человек и мир», 2 класс.

 

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Сообщение темы урока, целей  урока

 


  1. Психологический настрой на урок:


Мы друг к другу повернулись.

Мы друг другу улыбнулись.

А теперь начнем, друзья,

Нам опаздывать нельзя.

Будем думать, не гадать,

На вопросы отвечать.

 

3.Слово учителя


  1. За окном   у нас поздняя осень На деревьях уже почти нет листьев. Когда листья под действием ветра разлетались, несколько из них залетели к нам в класс. Но это листья не простые. На них записаны задания для вас.


Найдите первый листок. Что на нём написано? (На нем написано «Синоптик»)

    Все в природе тесно связано с погодой. Вот мы с вами и поиграем в игру «Синоптики». Кто мне может объяснить, кто такие синоптики.

    Игра «Синоптики» . (Синоптики –это ученые,  которые наблюдают за погодой.)

  Описание погоды.

  -Какая сейчас пора года?

  -Какая пора года перед осенью? После осени? Между зимой и летом?

  -Назовите осенние месяцы.

  Упражнение «По-порядку» - учащиеся цепочкой называют месяцы, начиная с января.

  Упражнение «По-порядку» -назвать приметы осени.

2.Найдите второй листок. Что на нем написано? ( На нём написано слово «Природа»)

 Кто мне объяснит, что это такое. Какая бывает природа?

Упражнение –«Назовите одним словом»

Солнце, облако, бабочка, дерево, птица, человек –это …..

Солнце, вода, воздух, песок –это….

Грибы, растения, животные, человек –это …

Игра «Назови лишнее» (показываю картинки, где один предмет лишний) повторяются объекты живой и неживой природы.


  1. Одно из важнейших мест в природе занимают растения. Какую роль в жизни человека играют растения? (Ответы детей)


На доске записаны слова, которые закрыты, после обобщения ответов детей открываем и зачитываем.

Питание

Изготовление различных изделий

Чистый воздух

Лечение болезней

Дом для животных

Красота


  1. Найдите третий листок- «Растения»


-Посмотрите внимательно на доску. На ней записаны группы  названий растений. Почему я так их записала:

Травянистые растения: осот, лебеда, пырей.

 Растения огорода: морковь, капуста, картофель.

Растения сада: яблоня, вишня, груша.

Лекарственные растения: подорожник, тысячелистник, зверобой.

Ядовитые растения: белена черная, волчье лыко, вороний глаз

Дается краткая характеристика каждого вида растений по вопросам:

-Как по-другому можно назвать травянистые растения?  Почему человек борется с ними в огороде?

-Почему растения огорода и сада называются культурными?

-Какую пользу приносят лекарственные растения? Какие болезни можно лечить растениями?

-Как вы должны вести себя, если в лесу найдете ядовитое растение? Почему?

-Как одним словом назвать растения, которые растут в лесу,  на лугу?

-Как одним словом назвать растения сада и огорода?

5.Найдите четвертый листок.

 Игра «Сравни»

-Вам  необходимо сравнить эти три  растения: береза, сирень, ромашка. -Чем они отличаются? Что у них общее? Какое строение имеют растения?

Строение растений- Корень, ствол (стебель), листья, цветы.

Отличаются: дерево, куст, травянистое растение

6 Найдите  пятый листок. На нем написано «Грибы». Что вы можете мне рассказать о грибах? (Учащиеся называют грибы, строение грибов, грибы бывают съедобные и ядовитые)


  1. Найдите шестой листок. На нем написано «Охрана растений»


  -  Посмотрите внимательно на эту книгу. Как эта книга связана с природой? Почему она красного цвета? Какие растения занесены в красную книгу?

-Что каждый из нас должен делать, чтобы растения не исчезли? (ответы детей)


  1. Молодцы, ребята. Вы все очень хорошо работали, все были активны.


Для того, чтобы проверить ваши знания, я предлагаю выполнить следующий тест. Результаты я озвучу на следующем уроке.

ТЕСТ

1.Какие предметы относятся к неживой природе?

-камень, вода, солнце

-куст, рыба, человек

-школа, трамвай телевизор

2.Какие растения выращивает человек?

-дикорастущие

-культурные

-искусственные

3.Какие съедобные части имеют овощные растения?

-семена, кожуру, кору

-кожуру, косточки, ветки

-плоды, корни, листья

4.Какие из перечисленных растений ядовиты?

-зверобой, тысячелистник

-вороний гдаз, волчье лыко

-подорожник, ромашка

5.Из каких частей состоит гриб?

-корень, ствол, крона

-грибница, ножка, шляпка

-стебель, цветок, лист

Итог урока

Закончить наш урок я хочу следующим стихотворением:

Я речь свою веду о том,

Что вся Земля – наш общий дом,-

Наш добрый дом, просторный дом,-

Мы все с рожденья в нем живем.

…Еще о том веду я речь,

Что мы наш дом должны сберечь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

-Почему наша земля наш общий дом?

 

Рефлексия:

На столе у вас лежат цветы разного цвета. Выберите цветок, который показывает ваше ощущение на уроке:

Красный – испытывал радость

Зеленый – мне было иногда скучно

Желтый – испытывал  напряжение

Наблюдение за природой

Мухаметзянова А.Ф.

Воспитательные задачи:

1) воспитывать бережное отношение к природе;

2) закрепить правила поведения в природе, на экскурсии вспомнить изменения в неживой природе;

3) продолжить формирование эстетического отношения к природе, интереса к ее изучению;

4) повышать уровень экологической культуры учащихся

Важнейшими формами организации обязательных наблюдений в природе, проводимых в начальной школе, являются уроки-экскурсии и внеурочные наблюдения. В обоих случаях руководство наблюдениями осуществляет учитель. В каждой из этих форм наблюдения могут проводиться индивидуально, группами учащихся, всем классом одновременно.

Внеурочные наблюдения ведутся школьниками начиная с 2 класса. На этом этапе они проводятся в основном коллективно при непосредственном участии учителя. За состоянием погоды дети наблюдают всем классом в одно и то же время по выбору учителя. На основе наблюдений дети сразу же составляют устный рассказ о состоянии погоды.

В течение осени наблюдения за погодой проводятся не каждый день. В сентябре это могут быть 3-4 дня второй половины месяца, в октябре по 2-3 дня в каждой неделе. В ноябре и в декабре наблюдения становятся более систематическими: учащиеся наблюдают погоду не отдельных дней, а целых недель, например первая и третья недели или вторая и четвертая. Дни и недели для наблюдений выбираются учителем. В сентябре и в октябре это могут быть дни с наиболее ярко выраженными признаками ясной и пасмурной погоды.

Наблюдения за температурой воздуха в течение всего года ведутся эпизодически. Учащиеся 2 класса наблюдают за температурой воздуха не по термометру, а по ощущениям, выражая ее словами «холодно», «тепло», «сильно холодно» и т.д. Поэтому эти наблюдения надо проводить в дни со значительными изменениями температуры воздуха, когда дети могут сравнить свои ощущения температуры в разные дни.

В 3 и 4 классах наблюдения за погодой продолжаются и в течение всего года ведутся ежедневно. При этом за облачностью и осадками наблюдения ведутся в течение всего дня. Поэтому характеристика погоды дня составляется с учетом дневных изменений облачности и осадков.

Показания термометра снимаются один раз в сутки, желательно между 12 и 13 часами. Осенью и весной, когда по утрам бывают сильные заморозки, а днем тепло, учащиеся могут в какие-то дни снимать показания термометра и по утрам. Сравнить их и сделать соответствующий вывод, потом это включают в характеристику сезона.

В 3 классе дети наблюдают и отмечают наличие ветра. Это делается в специально выделенное учителем время. Определить ветер можно по качающимся деревьям, по дыму из труб и т.д.

В 4 классе дети ведут наблюдения и за направлением вера, что представляет определенные сложности, так как в течение дня ветер может менять его. Поэтому наблюдения за направлением ветра проводятся один раз в день в удобное для учителя и учащихся время.

Во 2 классе обобщение наблюдений в природе не предусмотрено программой. Проводятся беседы о том, что видели дети. Не требуется объяснять явления, вскрывать причины происходящего. Беседы по наблюдениям могут проводиться на уроках с чтением статей о природе и т.д.

Специальные обобщения наблюдений учащиеся начинают вести с 3 класса. Они кратко дают обобщенную характеристику погоды за неделю, за месяц. Эти обобщения лучше проводить в начале урока.

Использование пантомимической и пальчиковой гимнастики, динамических пауз в работе с детьми

учитель-логопед МДОБУ детский сад №19 г.Белорецк  Власьевнина Т.В. 


У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

Такие авторы, как Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, Н.И.Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии. Е.М.Мастюкова, М.И.Ипполитова и Л.А.Данилова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова).

Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина).

М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Для работы предлагается карманная книжка воспитателя «Игры с пальчиками» (см. приложение 1).

Физкультурные минутки должны использоваться всеми педагогами. Время начала физминутки определяется педагогом при проявлении первых признаков утомления. Внешними проявлениями утомления являются рост числа отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. Для снятия статического напряжения, вызванного длительным поддержанием рабочей позы, выполняются общеразвивающие упражнения, в том числе с речевым сопровождением (см. приложение 2).

Для профилактики близорукости и замедления ее прогрессирования следует использовать специальную гимнастику для глаз. Согласно разным теориям одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряженные зрительные нагрузки. По данным В.Ф.Базарного при напряженных зрительных нагрузках формируется аномальный зрительно-двигательный стереотип, приводящий в будущем к миопии. Близорукость у детей, по мнению ряда авторов, является вариантом адаптации зрительной системы к условиям чрезмерной нагрузки. Упражнения для глаз предусматривают движения глазного яблока по всем направлениям (см. приложение 3).

У детей с речевыми нарушениями, особенно осложненными стертой формой дизартрии, лицо амимично, наблюдается сглаженность носогубных складок и т.д. Поэтому на занятиях используются упражнения для развития мимики: злость, удивление, радость, грусть и т.д.

Более сложные мимические упражнения

-лукавая, загадочная улыбка;

-злая, грубая;

-веселая, радостная, игривая;

-недовольная;

-тоскливая, обиженная;

-загадочная;

-лукавая;

-задумчивая;

-тоскливая;

-улыбающаяся;

-дразнящая;

-жалобная;

-приветливая;

-решительная;

-задумчивая;

-ласковая.