Статьи

Гендер-ориентированные стимульные материалы в диагностике и коррекции.

Е. В. Рыбакова

Белорецкая

психолого-медико-

педагогическая комиссия

г. Белорецк

Республика Башкортостан

В базе наглядности каждого специалиста коррекционного и общего профиля всегда есть особенные, факультативные блоки материалов и методик. Это исходит из личного опыта и приоритетов исследовательской работы, отражает обобщаемые тенденции текущего развития детской популяции и вероятность необычных черт в развитии способностей ребёнка, склонностей и своеобразия структуры дефекта.

Но недостаточно учтены, на наш взгляд, и особенности в детском восприятии, избирательности детской деятельности, связанные с их принадлежностью к девочкам и мальчикам.

Системно-деятельностный характер работы учителя-дефектолога как раз и обязывает непременно учитывать все механизмы привлечения ребёнка к заинтересованному сотрудничеству, выявления не только проблемных, но и оптимизирующих, системообразующих ресурсов его развития.

На базе Проект-мастерской Белорецкой Педагогической гостиной, сочетающей продуктивно-исследовательские и рейтингтехнологии в образовании, наши участники разработали банк дидактических и коррекционных материалов в помощь специалистам и родителям по трём категориям:

- задания и игры для девочек;

- задания и игры для мальчиков;

- также по отдельным тематическим интересам (биология, строительство, арт-дизайн и др.).

Диагностические материалы данной группы (машины, оружие, инструменты, мотоциклы, каски, одежда, сумочки, посуда и др.) применяются как парциально, особенно в начальных и итоговых вариантах – и более комплексно,

главным образом в профилированных исследованиях, в наблюдении текущего развития детей, в изучении их коммуникативной и полоролевой сферы.

Следует заметить, что материалы, подобным образом организованные, создают у детей большее ощущение непосредственности, спонтанности, непринуждённости и, что особенно ценно в диагностическом процессе, дети отвлекаются от страха неправильного выполнения задания.

Интересны наблюдения практиков по роли подобным образом ориентированных материалов в психотерапевтической работе, в том числе с привлечением родителей для их информирования о психоэмоциональных проблемах детей.

Работая с одарёнными детьми и детьми с определяющейся приоритетной сферой, специалисты отмечают необходимость подобного организационно-методического подхода для оперативного выявления актуальных склонностей детей и подростков, а также моментов напряжённости либо ощущений недостаточности, неуверенности в своих возможностях и др.

В ходе коррекционной работы тематическое богатство материалов, конечно же, позволяет выделить все направления развития психических процессов, аспекты логопедической работы, организации деятельности и коммуникативной сферы. Но несомненны и возможности актуализации аффективных ресурсов стимуляции образовательной деятельности, познавательных интересов как осознаваемого, так и неосознанного уровней.

Технологические аспекты представленного методического подхода многогранны: натуральные предметы, игрушки, картинки и фотографии предстают в различных ракурсах, изолированно и в интерьере, меняют цвета, насыщенность, детали, преобразуются, конечно же, в контурное, пунктирное, зашумленное изображение, налагаются, заслоняются, переворачиваются, даются в описаниях и контрописаниях, контекстно, сочетаются в осязаемых и электронных формах.

Интересными представляются вариации образцов из каталогов материалов, например, при сличении, сравнении, «восстановлении» «пострадавших» покрытий.

Оперируя объектами подготовленных заданий, дети постепенно, играя, вовлекаются и в интерактивное взаимодействие, преобразуя самые неожиданные предметы окружения в объекты игры, упражнений, моделирования, неожиданного дизайна.

Е. Рыбакова