Статьи

Методический проект Белорецкой Педагогической Гостиной

Методический проект Белорецкой Педагогической Гостиной

В нашем маленьком городе все на виду, так что многие заинтересованные специалисты дефектологического плана или дефектологического склада объединились в нерегулярно, неорганизованно, стихийно действующую «Педагогическую гостиную», куда специалисты приходят обычно на стадии раздумья, замысла и смущения. В регулярно действующих структурах наши участники тоже задействованы плотно, как это и происходит, как правило, везде в силу особенностей дефектологического сопровождения детского развития.

Проходят неплановые заседания «Педагогической гостиной» при поддержке межведомственной психолого-медико-педагогической комиссии в помещении, арендуемом ДОУ № 1 г. Белорецка, поэтому многие наши задумки реализуются в этом дошкольном учреждении.

 

 

Кабинет фольклора в ДОУ.

 

Дети сейчас замечательно играют в деловитость, им нужны все новые и новые формы отображения нашей взрослой деловой активности. Нам представлялось, что «Кабинет» в сюжетно-ролевой игре дошкольников выпадает из этого ряда потому, что в семье и ДОУ рабочий момент организации кабинета выражен мало, а специфика медицинских впечатлений на первый план выносит процедурный момент.

Кабинет фольклора, организованный в ДОУ по проекту воспитателя Набиуллиной М.С., не занимает, естественно, отдельного помещения. Его открытость и полифункциональность предполагают сложную, но компактную и подвижную форму организации:

  • стационарный блок, рассчитанный на уточнение представлений детей о назначении кабинета как места для упорядоченной умственной работы (он частично макетирован, частично годен для продуктивной деятельности). Здесь собраны видео- и аудиозаписи больших и малых фольклорных форм, выполненных в различных стилях, форматированных по содержанию и смонтированных в индивидуальном размере. Звуковой ряд решен по особенному принципу: ДОУ логопедический, поэтому для решения задач формирования звуковой культуры речи голоса записаны различные тембра, ритма, эмоциональной окраски.

Иллюстративный материал организован по тематическому принципу, снабжен предметным и темпоральным каталогами, материалами конкурсов, заготовками для работы. Выставки организуемые здесь, решены в определенном подчеркнутом стиле, к которым также прилагаются заготовки с элементами народно-прикладного искусства (незаконченные работы) и записи в технике караоке (их готовят музыкальные работники на материалах занятий, развлечений и телепередач).

  • экспозиционный блок, где дети могут наблюдать функциональное и стилевое многообразие кабинета в жизни человека, в материалах мини-музея;
  • мобильные тематические и сюрпризные блоки. Тематические звуковые и иллюстративные материалы ориентированы по содержанию, форме и времени проведения (например, календарный праздник, труд людей в природе, шуточные песенки, небылички, сказочные мотивы, свободное творчество детей и взрослых). Снабжены символическими и текстовыми обозначениями для удобства классификации и пользования, модулированы для блочного использования (текст – звукозапись или видеоматериалы – иллюстративные материалы – предметный указатель). Дети используют их в фиксированной форме, с организацией «мини-кабинета», применяют на занятиях, включают в сюжетно-ролевую игру, демонстрируют родителям.

Сюрпризные блоки имеют свободную цельную форму, выпускаются к определенным датам и событиям либо отражают шаловливое настроение, желание развлечь, повеселить детей и взрослых. Здесь широко представлены дразнилки и музыкальные шаржи, цитируются телепередачи, здесь простор для свободного творчества детей и взрослых. Они оформляются в специальном разделе стационарного кабинета и постепенно классифицируются в подвижные блоки, в зависимости от изменения состава раздела и направленности творчества.

         Играя «в кабинет» дети не только имитируют и передразнивают взрослую жизнь. Приятно, что они изобретают все новые формы и функции кабинетной работы: «Кабинет в домового», «Кабинет вора», «Кабинет котенка», «Кабинет служанки», «Кабинет матроса» и др.

 

Моделирование дефекта.

 

Среди давно живущих вместе с нами игр есть такие, что помогают ощутить человеку состояние недостаточности или выключенности отдельных сенсорных и моторных функций. Вспомните «Испорченный телефон», «Жмурки», бег в мешках, сталкивание противника с бревна без применения рук и др. Эти игры не только помогают лучше изучить, почувствовать свое тело, но и понять, каково тем, кто постоянно испытывает такие трудности. Таким образом, эти игры выполняют важную функцию в физическом, познавательном и нравственном развитии человека.

         Для дефектолога, конечно же, подобные игры, упражнения, тренинги играют особую роль и требуют более детальной проработки.

Вначале тифлопедагог ДОУ № 44 г. Белорецка для детей с косоглазием и амблиопией Ведерникова Н.С. заинтересовалось этой проблемой, с тем чтобы показать родителям и коллегам, что ощущает ребенок, попавший в условия ограниченности визуса надолго и непонятно для себя: ребенок сначала не умеет проанализировать состояние своего зрения, сравнить его со зрением здорового человека, тем более не умеет объяснить другим. Поэтому родители и некоторые педагоги в обиходной жизни ребенка, а иногда и на занятии, не учитывают особенностей зрения детей, предлагают неподходящие условия и темп их деятельности, зачастую раздражаются и делают неправильные выводы об их характере и способностях. Кроме того, до сих пор приходится сталкиваться с непониманием важности ранней дефектологической помощи детям с нарушением зрения: все еще бытует мнение, что дети в таких случаях нуждаются главным образом во врачебном сопровождении.

         Коллеги-педагоги, а также работники социальной сферы первыми получили возможность ознакомиться на деле со специальными «очками», выполненными по чертежам Ведерниковой. Наталья Степановна предложила им позаниматься со стимульным материалом различного плана, надев тифломоделирующие «очки». Педагоги, реабилитологи, а позднее и родители испытали видимый катарсис, особенно заметный на видеозаписи. Они, оказывается, нуждались в разрешении выгибать, по-всякому шею, чтобы выполнить задание! Они не знали, что с этих уловок начинают приспосабливаться к измененному видимому миру дети с нарушением зрения! Все знают, что близорукие «пишут носом», но не все замечают, оказывается, что решение задач с использованием наглядности принуждает детей зачастую осваивать целую систему приспособительных действий.

         Примечательно, что руководители администраций районов Республики Башкортостан, приглашенные на выставку, организованную в Центре Реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Белорецке, оценили практические и методические пособия тифлопедагога весьма конструктивно: «где это можно купить?» Они непременно сами пожелали поработать в этих устройствах, отмечали изменение своего эмоционального и физического состояния вызванное различными переживаниями.

         Когда Наталья Степановна предложила родителям поучаствовать в тренинге совместно с детьми, родители новой группы (недавно организованной, незнакомые еще с особенностями работы Ведерниковой, не участвовавшие в работе «Экотеки» ДОУ, где развивающая среда и субъектные отношения не заканчиваются в стенах учреждения, не изучившие материалов «Экотеки» и «Педгостинной») были настроены формально принять участие и уйти, наконец, к делам домашним.

         Но, испытав катарсис первичного ощущения состояния их детей, они проявили готовность снова и снова исследовать новый для них материал, делая свои неожиданные открытия: - Так это наши дети тоже так делают? А как еще можно поработать? А вы что чувствуете? Ох, даже затошнило! А у меня сердце забилось!

         Неожиданным оказалось воздействие совместного выполнения упражнения на детей. Мы не планировали позволять детям напрягаться в этих устройствах. Даже детям со здоровым визусом, на наш взгляд, не следует упражняться в подобным образом моделированных условиях.

         Но возможность увидеть, как другие люди, особенно близкие, пытаются приспособиться в сложных условиях, с которыми они сами когда-то столкнулись и неосознанно учились справляться, оказалась очень ценной для детей и ощущалась непосредственно. Дети заинтересованно наблюдали за родителями, а после тренинга ушли притихшие, взволнованные. Думается, не только в их душе происходила важная работа. Дальнейшая деятельность детей на специальных занятиях показала, что они ощутили особенную потребность анализировать свои возможности, по-новому сравнивать их между собой и приложить к возможностям взрослых, детей со здоровым визусом.

         Примечательно, что родители, прошедшие через тренинг тифломоделирования, органично вливаются в работу педколлектива, в деятельность «Экотеки» и «Педагогической гостинной», даже становятся требовательными в вопросах изучения теоретических и методологических основ коррекции визуса.

         Коллеги – дефектологи, ознакомившись с данными материалами, подчеркивали, что, видимо, вопросам сенсорного моделирования дефекта следует уделять больше внимания и в других коррекционных областях.