Статьи

Возможности и перспективы инклюзивного дошкольного образования

Шагизатова Ф.А. воспитатель первой категории ГБОУ УСКНШДС

Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии. Современный мир переживает коренную смену подходов к образованию и к социокультурной политике в целом. Это обусловлено переориентацией общества на развитие и формирование личностных качеств человека. Эти изменения вызвали появление новой парадигмы образования, которая опирается на подходы и понятия, выработанные современной практикой. К ним можно отнести, в частности, понятие «инклюзивное образование».
Отчасти этому способствует определенная либерализация системы образования, расширяющая права учащихся и их родителей, декларирующая гарантии равного доступа к образованию для всех категорий детей и создающая многочисленные прецеденты инклюзии на разных ступенях и этапах образовательного процесса
С одной стороны, собственно ранняя помощь способна значительно нормализовать развитие ре-бенка с ОВЗ и абилитировать его в той степени, чтобы он был готов к интеграции в общеобразова-тельную среду. С другой – опыт взаимодействия со службами ранней помощи, самой ее идеологией и принципами формирует у родителей стремление к продолжению их ребенком общеобразовательного маршрута.
Проанализируем все за и против инклюзивного образования в рамках города Учалы. Опыт инклю-зивного образования в г.Учалы находится на этапе формирования. Этот этап проходит с разной степе-нью активности, которая по большей части зависит от профессиональной позиции и ценностных ори-ентаций городских органов управления образованием. Социальный запрос на инклюзивное образова-ние дошкольников в данный период в Учалах в значительной степени удовлетворен государственным бюджетным образовательным учреждением специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья, где наряду с детьми-инвалидами обучаются и воспитываются дети, определенные в НШДС Белорецкой ПМПК в соответствии рекомендованного комиссией образования (IV, V,.IV и IIV вида).
Уровень толерантности родителей дошкольников данного учреждения позволяет достаточно ши-роко распространять практику инклюзивного образования в дошкольной ступени. Профессиональные установки сотрудников ГБОУ УСКНШДС также являются значимым ресурсом для успешного начала и продвижения инклюзии дошкольников с ОВЗ.
Основным ресурсом реализации инклюзивного дошкольного образования в муниципальных ДОУ является кадровый, большинство детских садов испытывает недостаток в квалифицированных кадрах для реализации программ инклюзивного воспитания.
Подавляющее большинство МАДОУ проводит образовательную инклюзию в рамках бюджетного финансирования. Проектная деятельность, привлечение спонсорских средств и помощи благотвори-тельных организаций практически отсутствуют либо направлены не на организацию инклюзивного образования, а на пополнение материальной базы.
Образовательная инклюзия осуществляется в отношении дошкольников, принадлежащих к доста-точно широкому кругу категорий детей с ОВЗ, самой обширной из которых является нозологическая группа нарушений речи различной степени тяжести (здесь накоплен наиболее значительный опыт инклюзивного воспитания). В наименьшей степени образовательная инклюзия на дошкольной ступени коснулась детей с умственной отсталостью, синдром Дауна, нарушениями слуха.
При комплектовании инклюзивных групп не используются какие-либо стандарты, параметры комплектования существенно различаются в различных МАДОУ: наполняемость групп, соотношение обычных и «особых» детей в одной группе довольно широко варьируются и не связаны со спецификой образовательных потребностей последних или ведущим нарушением. Зачастую соотношение «особых» детей и детей с обычным ходом психического развития внутри одной группы довольно низкое (1:20 и ниже).
Наиболее активно в инклюзивные группы принимаются старшие дошкольники, однако имеется опыт и в отношении детей раннего возраста.
Специалисты реализуют в отношении детей с ОВЗ следующие формы обучения: групповые и под-групповые занятия, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, диагностику и консульти-рование родителей.
С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты дет-ской субкультуры:
- оформление предметно-развивающей среды для игр с мелкими игрушками, «Чемоданчик игр» - макет (он выводит способность к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, раскрывает творческие способности, подчеркивает индивидуальность);
- социоигровые подходы;
- здоровьесберегающие технологии (технологии моделирования образовательного пространства (работа в режиме смены динамических поз), коррекционные технологии (сказкотерапия, цветотера-пия, смехотерапия, арт – терапия и пр.), физкультурно-оздоровительные (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, бодрящая гимнастика, утренняя гимнастика, динамические паузы, релакса-ция и пр.), медико-профилактические (мониторинг здоровья, профилактические мероприятия, кон-троль за питанием и пр.), педагогические технологии активной сенсорно-развивающей среды (системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей), валеологическое просвещение родителей, технология обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка (создание эмоциональной комфортности ребёнка, обеспечение позитивного психологического самочувствия ребёнка с ОВЗ в процессе общения со сверстниками);
- исследовательскую деятельность (ориентировка, проблематизация, планирование и пр.);
- информационно-коммуникативные технологии (для проведения тестирования, создания презен-таций, проведения занятий);
- проектный метод (совместная деятельность взрослого и детей над определённой практической проблемой);
- метод мнемотехники по обучению детей связной речи,
- метод графического моделирования (совместная деятельность воспитателя и детей по построе-нию моделей, направленная на то, чтобы обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенно-стях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними)
Более трети детей с ОВЗ из инклюзивных групп продолжают обучение в общеобразовательных школах, такое же количество «особых» дошкольников поступает в коррекционные школы. Вопрос о продолжении образования решается с учетом пожеланий родителей ребенка.