Статьи

Рабочий алгоритм начальных этапов организации адресного сопровождения алалии, особенно до 3 лет

Муравьёва Виктория Викторовна

Беларусь-Екатеринбург

Индивидуальный подход в обеспечении коррекционного образования детей с выраженным нарушением речи предусматривает, конечно, этиологический и структурно-дефектологический компоненты исследования. Однако применительно к детям с алалией, особенно преддошкольного возраста, необходимо акцентировать педагогическое внимание на сущностно превалирующих позициях микросоциального порядка. Ориентируемся, таким образом, на следующую линейку последовательных пунктов:


  1. Анамнез, признаки неврологического нарушения и дисплазии


Разумеется, опираемся на документацию и устные сообщения родителей, но сокрытие значимой информации допускается законодательными нормами, хотя может быть не только препятствием для рациональной организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, но и представлять прямую угрозу соматической стабильности и психоэмоциональному благополучию ребёнка.

Меж тем родительское настояние, диагноз специалистов, мнение коллег может акцентировать позицию логопеда вразрез очевидных или скрытых признаков психосоматических нарушений, требующих решительных поправок в коррекционно-развивающий процесс.

Например, с учётом нарушения слуха, расстройств аутистического спектра или выраженной общей задержки в развитии.

Для семьи значимым мотивом дополнительного медицинского обследования является предположение педагога о том, что без врачебной поддержки ребёнок развивается ниже своих способностей. Для коллег - соображение, что неспецифичное оказание коррекционной помощи может быть признано ненадлежащей образовательной услугой.

Так или иначе, не все, что окружающие называют алалией, обязательно ею является.


  1. Особенности семейного окружения, ресурсы среды и стиль семейного воспитания


Полагаю, что данный компонент влияния следует рассматривать не только как ресурсную составляющую, позитивную либо негативную.

Микросоциальный контекст продуцирует устойчивые стандарты и нормативы социализации, в том числе вербально-коммуникативные.

Моделируя нормативные параметры развития речи ребёнка, необходимо ориентироваться не только на границы обобщенной возрастной и культурной нормы. Этапными для конкретного индивида являются микросоциально определяемые достижения.

Мы отслеживаем динамику развития речи ребёнка в корреляции двух системообразующих линеек.

Однако и первичная диагностика опирается на обе традиции вербальной перспективы. На сторонний взгляд ребёнок может демонстрировать преимущественно речевое отставание, например, но с поправкой на микросоциальное вербальное окружение открывается более структурированная картина.


  1. Активная коммуникация


Сегодня значимыми являются не только наблюдаемые нами три компонента речевых возможностей ребёнка, но и приоритеты самостоятельной активности речи, моменты избирательности вербальной самоактуализации и интерсубъектного выбора.

И для диагностики, и для организации коррекционного сопровождения мы учитываемых личностные и системно-деятельностные особенности ребёнка.


  1. Уровень понимания обращённой речи


Здесь, казалось бы, всё ясно. Набери картинок на выявление пассивного операционала речи различного уровня плюс понимание учебно-организационных инструкций. Однако исследование ситуативной пассивной речи в группе, в знакомой обстановке, в прихожей при одевании-раздевании на прогулку-с прогулки, на физкультурном и изобразительном занятии, непосредственно в игре по свободной инициативе ребёнка не только даёт материал для анализа, но и для правополушарной подстройки, которая будет, что называется, «подводить» педагога и ребёнка к эффективной речевой ситуации.


  1. Аутистические черты


Выявляем и учитываем, а то и обыгрываем не только первичные и диагностированные моменты изменённого развития личности ребёнка, но и наведенные, вторичные, а также проявления дидактического негативизма, то есть реакции неприятия ребёнком традиционного или индивидуального педагогического подхода.

Дидактический негативизм может сформироваться оперативно, в силу объективной неготовности ребёнка к планомерному социально-образовательному диалогу. Педагоги спрашивают: и что, я должна выйти из-за стола, сесть на пол возле ребёнка или простоять полчаса возле качельки вместе с ним? Да, иногда это обязательное условие, причём выражение интереса и удовольствия на лице логопеда не менее значимо.


  1. Приоритеты как диагностический критерий и ресурс личностной актуализации


На всех этапах специального сопровождения ребёнка, во-первых, рассматриваем его как единство личности и познавательных возможностей, во-вторых, как равноправного участника социально-образовательного диалога. Впрочем, современная педагогическая концепция ориентирована на примат именно детской субъектности.


  1. Избирательность в отношении к взрослым и сотрудничеству с ними


В процессе образовательного диалога данный компонент социально-личностной самоактуализации может демонстрировать достаточно сложную картину, что опять-таки диагностично и значимо для организации коррекционного процесса, педагогической рефлексии, а также психоэмоционального комфорта взрослых и детей.


  1. Повышенная значимость паралингвистических ресурсов коммуникации


Мы шуршим, журчим, мурлычем с видимым удовольствием, увлечённо гримасничаем, активно разговариваем всем телом, меняя выразительные средства, амплитуду прявления и степень контрастности, чтоб не наскучить, держим накал и интригу. Не говоря уже про тембровые эскапады, горловые и грудные звуки и обертоны. Напеваем, обогащаем мелодику привычных обиходных фраз и вовлекаем в эти игры остальное окружение ребёнка.

Желательно, чтобы ребёнок ощутил не столько нашу заинтересованность в его говорящем дебюте, сколько увлекательные, «вкусные» аспекты звучащей речи.


  1. Малые фольклорные формы и подобные им импровизации включаются в непосредственную жизнь детей


Они согласованы с динамикой движения взрослых и детей, перекликаются с содержанием деятельности, отражаются в более обычных речевых конструкциях.