УДК 37.042
Власьевнина Татьяна Владимировна, учитель-логопед МДОБУ Детский сад №19 г.Белорецк
Аннотация. Руководитель ГМО логопедов и учитель-логопед из Республики Башкортостан раскрывает ресурсную сущность и особенности дистанционного логопедического сопровождения обучающихся с нарушениями в развитии на опыте приобщения детей дошкольного возраста к реалиям исторических событий и ознакомления с историческими объектами родного города на основе работы с цифровыми документами и фотографиями, виртуальных тематических экскурсий, удаленной проектной занятости обучающихся, сотрудничества с семьёй и обыгрывания новых представлений в игровой деятельности.
Ключевые слова: исторические документы, реалии, дистанционное логопедическое сопровождение, речевой праксис, проектная занятость, спонтанная актуализация
Совершенствование и развитие вербальных ресурсов окружения, коммуникации, познавательного базиса обучающихся с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) – ключевой раздел коррекционно-образовательной поддержки детей дошкольного, школьного возраста и обеспечивается в гармоничном единстве познавательного, коммуникативного, сенсорного развития. Поскольку степень сложности структуры дефекта обучающегося определяет текущий и перспективный статус как проблемных, так и ресурсных аспектов развития ребёнка, тем более своеобразно и неравномерно могут актуализироваться компоненты его функционального статуса.
Целеполагающий, организационный, принципиальный, научно-методический, программный, содержательный базис развития общего и специального образования [1, с. 1-6], Федеральные образовательные стандарты задают основы логопедического сопровождения обучающихся с различными нарушениями речи, первичными и вторичными, сочетанными и коморбидными, в составе комплексного и сложного дисфункционального состояния.
Существенно, что, согласно положению об аффекте в образовательной занятости обучающихся, по Л.С. Выготскому, дети нуждаются во внятных, подтверждающихся признаках самобытности, событийности [2, с. 308] их образовательного маршрута и личного бытия, иначе их образовательный маршрут становится тренировочным, вторичным, репродуктивным. Не только ребёнок с ООП, - даже благоприятно адаптивный взрослый становится в ходе репродуктивных образовательных отношений более подверженным к профессиональной деформации, эмоциональному выгоранию, тому есть множество примеров, повернуть вспять энтропийные процессы весьма проблематично.
Широкое, масштабное цифровое преобразование коррекционно-образовательного пространства данные аспекты адресной поддержки ООП обучающихся в значительной степени задало тенденции к усилению напряжённости, неравномерности, заорганизованности.
В целях минимизации негативных проявлений столь стремительных изменений в образовательной практике я в своей собственной профессиональной деятельности, а также совместно с коллегами в формате руководимого мною городского методического объединения специалистов коррекционного профиля, на базе общественного объединения педагогов и родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) «Белая Речь» разрабатываем технологические подходы, позволяющие существенно позитивировать воздействие опосредующих и обедняющих факторов информационно-технологического преобразования специальной дидактики.
В моём технологическом арсенале таким обогащающим, оптимизирующим подходом, позволяющим обеспечивать детям эффект присутствия и преодолевать абстрагирующий эффект цифровой дидактики в специально-образовательном дистанционном пространстве стало применение исторических реалий в документах, предметах, архитектурных объектах родного края в ИТ-отображении и производных моделях, а также в интерактивных пособиях, разрабатываемых мною и коллегами в различных тематических регистрах.
Современные городские истории, происшествия и исторические предания в работе логопеда и кружковой, дополнительной, семейной работе с обучающимися, у которых наблюдаются нарушения речи, достаточно увлекательно погружают детей в реальность образов родного края, а также иного времени, другого окружения, иных ритмов и вербального своеобразия. Картинно-образная информация создаёт и поддерживает привлекательные для детей механизмы сотрудничества с педагогом, органично интегрирует родителей и других членов семьи в познавательную, аналитическую, проектную занятость, обогащая вербальную и невербальную коммуникацию, личностно-деятельностный статус обучающихся, мотивируя к самосовершенствованию детей, семьи, коллектив.
В созданном совместно детьми и взрослыми мини-музее моего логопедического кабинета, его реальном и виртуальном разделах, - представленном в ходе тематической Проект-мастерской Межрегиональной Межведомственно Интернет-Гостиной «Белая Речь» [3], накоплен ряд документов, текстов, фотографий из истории родного города, завода, сельских населённых пунктов Башкирского Южного Зауралья, бумажного и электронного формата. У нашей образовательной организации есть договор о сотрудничестве с городским историко-краеведческим музеем, план совместной работы, проводятся мероприятия ретроспективного и предметно-продуктивного плана, ознакомление с интересными людьми края, редкими ремёслами и особенностями, специализацией различных других территориальных субъектов.
Для инициации и актуализации спонтанного интереса [4] и самобытной, неформальной речевой активности обучающихся рекомендую при этом вносить и выкладывать объекты для изучения и вербального отражения вначале вне основного занятия и без нацеливания обучающихся, как будто невзначай, чтобы дети могли проявить самостоятельную активность, выражая в речи впечатления, предположения, запросы, вступая в разрешительный диалог по собственной инициативе. Желательно мотивировать эти включения и как проявления личного интереса логопеда, анонсировать обмен материалами с бывшими выпускниками, родителями детей, коллегами, образовательными организациями, постепенно расширяя тематический раздел на сайте специалиста, образовательной организации, в социальной сети.
В случаях, если ребёнок, дети сами проявят интерес, активность, запрос – включаются механизмы самоорганизации познавательной и нервно-психической сферы [5, с. 761 - 770], обогащая коммуникативно-вербальные ресурсы сообщества. Коммуникативные достижения при этом органично фиксируются в цифровом пространстве детского сада и семейного обихода.
Конечно, мы поддерживаем также спонтанно проявленные детьми пожелания провести интернет-поиск, обратиться за помощью к родителям [6]. Растёт и взаимное, перекрёстное консультированое детей. В старшем дошкольном возрасте обучающиеся могут предложить продолжить дистанционное либо оффлайн-общение в краеведческом музее, онлайн и явочно пообщаться в чате картинной галереи, пригласить краеведа, просто интересного знакомого, владеющего информацией, организуем также выступления бывших выпускников, старших братьев и сестер.
В процессе обеспечения самостоятельной активности детей, конечно, мы избегаем излишней педагогической оценки в ходе проектной [7, с. 330], креативной, личностной актуализации обучающихся, здесь важнее проявления самостоятельности, собственно активность детей, их решение, творчество, оперативный поиск речевых, выразительных средств [8], своеобразие организации темпоритмического компонента активного высказывания, других компонентов просодики. Также и информационно-технологическая проектная занятость обучающихся подлежит самой деликатной поддержке, что не только способствует благоприятному психоэмоциональному, личностному статусу, но и раскрывает ресурсы саморазвития детей, их скрытый потенциал.
Предлагая детям ещё глубже продвинуться в историю родного города, мы способствуем актуализации словарного и словообразовательного, электронно-презентативного ресурсов, что в ходе проектной занятости, актуализации представлений, воображения приобретает особенную ценность: коррекционно-развивающую, воспитывающую, культурологическую, интегрирующую, социализирующую.
Перемещая мысленно городские пространства и объекты различных временных периодов, привлекая детей и семьи к созданию макетов и организации доступных исторических реконструкций, изначально цифровых либо с последующей онлайн-презентацией педагогу, группе, родственникам и знакомым, в широкое интернет-пространство, обыгрывая полученные представления, мы создаём для речевого праксиса детей особенное интригующее окружение, особенное поле для самовыражения и эмоционального инобытия, выявления скрытого потенциала и вкусовых, стилевых предпочтений.
Весьма существенно, что такая этически и эстетически ориентированная занятость обучающихся минимизирует скрытые зажимы, высвобождает резервы детей [9], способствуя их общему оздоровлению и развитию активного, целенаправленного здоровьесбережения в органичном единстве сотрудничества детей и взрослых. Последнее значимо также в целях предупреждения внутренней и межличностной напряженности вследствие неуверенности, дефицита самоактуализации и самопрезентации детей, ожидания неуспешности, неблагоприятной педагогической оценки. Напротив, поддерживая самобытные, неожиданные высказывания обучающихся, подчёркивая именно удачное применение лексем и формулировок, выразительности интонаций и пластических решений, мы повышаем значимость речевой деятельности детей в их собственных ценностных системах, непосредственную заинтересованность в расширении собственных возможностей, поисковую активность детей и взрослых.
Список литературы:
- Гаязов А.С.. Семь «Необходимо» современного образования. – ж-л «Проблемы востоковедения», 2020 №1 (87);
- Рыбакова Е.В., Султанова Р.М., Гаязова Г.А., Рыбаков Д.Г. воспитание конфликтности или включение в гармонию актуальности
В сборнике: Солидарность и конфликты в современном обществе. материалы научной конференции Материалы научной конференцииXII Ковалевские чтения СПбГУ, 2018 С. 308-309; - Рыбаков Д.Г., Рыбакова Е.В., Мустафина Д.М. Информационные технологии и новая философия общения. Организация Интернет-Гостиной в формате межведомственного межрегионального сотрудничества социально ориентированных служб и общественных организаций. - Материалы IX международной научно-практической конференции "Россия и Европа: связь культуры и экономики" - Прага, World Press 2014;
- Рыбакова Е.В., Султанова Р.М., Гаязова Г. А. О значении капризов в жизнедеятельности и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья - XXIX Международная научно-практическая конференция: «Итоги научно-исследовательской деятельности 2017: изобретения, методики, инновации» - http://olimpiks.ru/d/1340546/d/ind29.pdf;
- Рыбакова Е. В., Султанова Р. М., Гаязова Г. А. Индивидуализированный педагогический мониторинг как обеспечение условий эффективного неврологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. - Дефектология в свете современных нейронаук: теоретические и практические аспекты: Сб. материалов I Международной научной конференции, 23–24 апреля 2021 г. / Под общ. ред. Т. Г. Визель. М.: Когито-Центр – Московский институт психоанализа, 2021. – 825 с. ISBN 978-5-89353-624-9, стр. 761-771;
- Рыбакова Е.В., Султанова Р.М., Гаязова Г.А., Рыбаков Д.Г. Развитие инклюзивного образования на текущем этапе. Региональный опыт. Научные исследования и инновации. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции: сборник статей, [электронное издание сетевого распространения] / Под ред. Н.В. Емельянова. – М.: “КДУ”, “Добросвет”, 2021. – 136 с. – URL: https://bookonlime.ru/node/39417 – doi: 10.31453/kdu.ru.978-5-7913-1173-3-2021-136.ISBN 978-5-7913-1173;
- Рыбакова Е. В. Изучение и поддержка готовности обучающихся к проектным, креативным, индивидуально приоритетным формам сотрудничества с преподавателями с применением разработанных Л. С. Выготским принципов и подходов Актуальные проблемы культурно-исторической психологии: материалы Первого международного симпозиума по культурно-исторической психологии (Новосибирск, 17–19 ноября 2020 г.) / сост. Т. Э. Сизикова, Н. Н. Попова, О. А. Дураченко. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2020. – 508 с. – Текст: непосредственный. ISBN 978-5-00104-601-1, стр. 342-328;
- Султанова Р.М., Гаязова Г.А., Рыбакова Е.В., Нурыева У.И. «Исследование и актуализация проектного ресурса развития ребёнка». - «Национальная ассоциация учёных (НАУ)» - Ежемесячный научный журнал (No 64/ 2021,1часть. –ISSN 2413-5291), DOI:https://doi.org/10.31618/NAS.2413-5291.2021.1.64;
- Гаязова Г.А., Султанова Р.М., Рыбакова Е.В.. Здоровьесберегающие технологии в специальном образовании. - РИЦ БашГУ, 2020.