Статьи

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЛКОМОТОРНОГО ПРАКСИСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ

УДК 372.3

Кагарманова Азалия,

студентка 3 курса, факультета дошкольной дефектологии

 ФГБОУ ВО БашГУ, Россия;

научный руководитель Рыбакова Е.В.

Нозологическое усложнение и растущее количество обучающихся с особыми образовательными потребностями (ООП) и высокая доля среди них имеющих сложные нарушения определяет и растущий запрос на развитие, обновление и целеполагающий компонент организации как общемоторной занятости, так и мелкомоторного праксиса [1; 2]. Эти технологические условия эффективно способствуют организующему структурированию образовательной занятости обучающихся [3; 4], минимизации излишней эмоциональной и моторной напряжённости в ходе образовательной деятельности, отвлечения детей от трудностей и неудач в ходе их образовательного маршрута. Коррекция мотивирующего, аналитического компонента образовательной занятости [5] происходит при этом более гармонично и в некоторой степени спонтанно. Совершенствуется также при этом и общефизическое [6], нервно-психическое состояние детей вследствие активизации и регуляции кровообращения обучающихся, мягкого чередования напряжения-расслабления органов и областей, сочетания моторной-речевой-дыхательной ритмичной занятости, самоконтроля активности обучающихся [7] и соотнесения их активности с действиями товарищей [8].

Что касается именно мелкой моторики, позволяющей ребёнку выполнять мелкие, согласованные, точные движение кистями и пальцами рук благодаря скоординированных действий трёх систем организма: нервной, мышечной, костной, - условия для её организации и эффективность проведения занимают особенное место в системе специально-образовательного сопровождения, поскольку способствуют совершенствованию артикуляторного праксиса. Дело в том, что премоторная зона коры больших полушарий головного мозга человека, отвечающая за движения языка, также обеспечивает активность и кистей, пальцев рук. Соответственно, целесообразная активизация мелкомоторных функций здесь закономерно совершенствует двигательные возможности и эффективное функционирование языка.

Выдающийся отечественный педагог-подвижник, В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…».

С позиций учения Л.С. Выготского о взаимодействии, взаиморазвитии мышления и речи ребёнка, таким образом, просматривается действенная парадигма детского развития: мелкомоторный праксис – мышление – речь как весьма перспективный ресурс общей и специальной дидактики.

Широко известен специалистам и родителям эффективный подход японских коллег к предупреждению инсультов за счёт раннего обучения рисованию иероглифов сразу двумя руками – конечно, этот метод является комплексным, но его результативность статистически подтверждает его эффективность.

Неудивительно, что обучающийся с хорошо развитой, но не перегруженной или перенапряжённой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть чем более развиты кисти и пальчики у ребёнка, тем легче и быстрее он будет осваивать речевую коммуникацию. Есть основания полагать также, что и предупреждение отягощающих поражений ЦНС здесь также является работающим механизмом. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

Поэтому как в системе общеразвивающего сопровождения, так и в системе коррекционно-развивающего образования рекомендуется целенаправленно развивать мелкую моторику с самого раннего возраста, поскольку стимуляция центральных отделов головного мозга, обеспечивающие координированные движения пальцев рук, активизирует также и соседние отделы, отвечающие за речевую активность, благодаря топографическому соседству в ЦНС.    Содружественно с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в коррекции.

Обучающийся с достаточно хорошо развитыми мелкомоторными компетенциями способен рассуждать, анализировать, имеет высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи. Обучающимся с ООП необходима своевременная коррекционная поддержка, чтобы предотвратить закрепление искажений артикуляции, усилить эффект от проводимой логопедам работы по звукопостановке и других коррекционно-развивающих мероприятий.

Адекватно выявленным ООП обучающихся я применяю разнообразные методы и приёмы развития мелкой моторики детей. Это различные упражнения и игры, в том числе пальчиковые, предметная либо сюжетная лепка из глины и пластилина, смеси из опилок, теста, более современных пластических материалов, рисование или раскрашивание картинок, изготовление поделок из бумаги, вырезание геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций, изготовление поделок из природного материала и многое другое. Сочетается самобытная, самостоятельная занятость обучающихся [9; 10] с работой по заданиям и образцам, где детям соблюдается принцип роста уровня самостоятельности и усложнения, сначала по показу, по готовому образцу, затем по словесной инструкции, а уже потом дети сами должны определить закономерность.

Вербализация занятости, словесный контроль и планирующая функция речи здесь, а также рифмованные, ритмизованные тексты позволяют решать насущные задачи коррекции и развития речи обучающихся.

В настоящее время существует множество методик и методических материалов, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук и решение сопутствующих задач. Необходимо в первую очередь учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности, а также точно дозировать моторную занятость обучающихся, чередуемость заданий, текущее благополучие детей.

Таким образом, система мероприятий по развитию мелкой моторики, благодаря эффективной актуализации, способствует развитию коммуникативно-речевой функции, координации, точности, пластичности движений кистей и пальцев рук, совершенствованию когнитивных процессов и обеспечивает успешность реализации всего образовательного маршрута обучающегося.

Список литературы:

Кольцова М.М. «Двигательная активность и развитие функций мозга».- М., Педагогика, 1973г.

Гаврина С.Е. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.» – Ярославль, Академия развития, 1997 г.

Цвынтарный В. «Играем пальчиками и развиваем речь». - Санкт-Петербург, Лань, 1996 г.

Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка».- М.,2009 г

 

Список литературы


  1. Рыбакова Е. В., Султанова Р. М, Гаязова Г. А. Анатомическая эволюция человека и технологический компонент жизнедеятельности. – материалы XIII Международной научно-практической конференции «ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЖИВАЮЩЕГО В УСЛОВИЯХ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ», посвященной 70-летнему юбилею факультета физической культуры УО «ГГУ имени Ф. Скорины» 10-12 октября 2019 г., Гомель Беларусь.
  2. Гаязов А.С.. Малая и большая Родина гражданина. «Pax Kazanchi».– Уфа: Гилем, Башк. энцикл., 2016. – 412 с.;
  3. Рыбакова Е. В., Султанова Р. М., Гаязова Г. А. Индивидуализированный педагогический мониторинг как обеспечение условий эффективного неврологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. - Дефектология в свете современных нейронаук: теоретические и практические аспекты: Сб. материалов I Международной научной конференции, 23–24 апреля 2021 г. / Под общ. ред. Т. Г. Визель. М.: Когито-Центр – Московский институт психоанализа, 2021. – 825 с. ISBN 978-5-89353-624-9, стр. 761-771;
  4. Рыбакова Е.В., Султанова Р.М., Гаязова Г.А., Рыбаков Д.Г. Развитие инклюзивного образования на текущем этапе. Региональный опыт. Научные исследования и инновации. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции: сборник статей, [электронное издание сетевого распространения] / Под ред. Н.В. Емельянова. – М.: “КДУ”, “Добросвет”, 2021. – 136 с. – URL: https://bookonlime.ru/node/39417 – doi: 10.31453/kdu.ru.978-5-7913-1173-3-2021-136.ISBN 978-5-7913-1173;
  5. Султанова Р.М., Гаязова Г.А., Рыбакова Е.В., Нурыева У.И. «Исследование и актуализация проектного ресурса развития ребёнка». - «Национальная ассоциация учёных (НАУ)» - Ежемесячный научный журнал (No 64/ 2021,1часть. –ISSN 2413-5291), DOI:https://doi.org/10.31618/NAS.2413-5291.2021.1.64;
  6. Рыбакова Е.В., Султанова Р.М., Гаязова Г.А. Башкирский государственный университет (г. Уфа, Россия). Доклад: «Эстетика в специальной дидактике как развивающий, мотивирующий, благоприятствующий эмоционально-волевому благополучию ресурс». Международная научно-практическая конференция «Передовые технологии и современные тенденции в образовании и культуре» ATEC 2021 27–28 мая 2021 г., г. Барнаул, Россия https://conferences.science/conferences/atec-2021.html