Статьи

МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК 316.61

Рыбаков Дмитрий Геннадьевич1, Фомин Александр Александрович2, Реутский Александр Сергеевич3;

Россия, Белорецк, Межрегиональная Межведомственная Интернет-Гостиная «Белая Речь»1;

Беларусь, Минск, Белорусский государственный университет2,3.


Масштабы происходящих изменений социума трудно предугадать, особенно чутко коррелирует с этими глобальными преобразованиями детское население. Любой необычный действенный инструментарий манит ребёнка с неодолимой силой. Да и взрослый не может быть полностью защищён от притягательности новых возможностей и самобытной результативности.

Могущество информационных технологий изменило лицо современной цивилизации раньше, нежели человечество осознало уязвимость своего привычного статуса материальных, информационных связей, традиционной дидактики, эстетики и где-то даже этики, преобразование темпорально-пространственного бытия.

Вначале мы наблюдали, казалось бы, последовательное включение информационно-технических компонентов в семейное, социально-образовательное окружение современного детства, обретая опыт освоения ИТ-ресурсов, обучения, интеграции личного, корпоративного цифрового пространства.

Затем наступил период более системной цифровизации деятельности, сотрудничества, а также информационно-коммуникативной занятости семьи и образовательных систем. Стремительно нарастали процессы вовлечения в эту сферу детей всё более младшего возраста, определяя родительские и общественные запросы, надежды, страхи. Современное детство оказалось более подготовленным к новой коммуникативной реальности [1]. Пока взрослые наращивали опасения – дети осваивали компетенции и наполняли жизненные ориентиры новым содержанием.

Ныне цифровизация жизнеустройства человека обретает самостоятельное значение, преобразовывая, структурируя, синергируя социальное пространство - и, в свою очередь, развиваясь сообразно запросам общества, при этом одни направления и компоненты совершенствуются и попадают в фокус общественного внимания, актуализации, другие минимизируются, обесцениваются, редуцируются и архивируются. Включение в окружение семьи её нового члена априори в той или иной степени и интегрирует новичка в цифровой обиход, и меняет само информационно-технологическое пространство. В настоящий момент рассматривать социальное бытие, развитие, самопозиционирование вне его цифрового праксиса малопродуктивно, как и вне других аспектов технического прогресса, преобразования жизнедеятельности, коммуникативной сферы, планирования занятости, фиксации достижений и рефлексии.

Более того: нами наблюдаются системообразующие признаки того, что представители всё более старших поколений не просто включаются в интернет-коммуникацию и применяют цифровые средства обихода, повышая комфортность и эффективность занятости, общения, обихода. Пожилые граждане, ранее не освоившие информационно-технологические компоненты жизнедеятельности, не мотивированные на цифровизацию жизненного обихода, испытывают дискомфорт, напряженность, дистанцированность, беспокойство в случаях самого бережного отношения близких, включения этих граждан в индивидуализированно приемлемое окружение, обеспечения им вариативных, гибких форм актуализирующего сопровождения.

Мир изменился, и новые его граждане входят в него с изначально иным опытом осознания себя и близких, культурных и технологических пространств, ориентиров, установок.

Сначала мамы обнаружили, что игрушки и коляски стали пригодны к применению на период ранее рекомендованных сроков. Вот уже не один десяток лет взрослые не только затрудняются помогать, руководить, контролировать актуализацию детей в социально-деятельностном пространстве, они мало понимают природу освоения детьми этих ресурсов и маршрутов, не могут зачастую оценить, тем более - прогнозировать освоение детьми этих реалий и те изменения, которых следует ожидать от статуса детей, их занятости, коммуникации, самопозиционирования.

Цифровизация человеческого обихода нарастает более стремительно, требует научной, средовой мобильности в анализе, оценке, разработке развивающих, обучающих подходов, обеспечении безопасности занятости детей все более раннего возраста, регулирования коммерческих, террористических, иных вероятных злоупотреблений, случайных опасных перверсий.

Опытным путем установлено, что, чем раньше дети освоят ИТ-средства, тем в целом органичнее, продуктивнее, целесообразнее они будут применять эти средства, менее выражены будут эффекты зависимости, более открыты будут дети к развитию, преобразованию цифровых ресурсов занятости.

Не совсем прямая аналогия: если ребёнок проявил нежелание ехать сидя в коляске - его можно принудить, так или иначе. Но впоследствии, когда уже возить его становится тяжело и не в интересах близких, он сопротивляется уже принуждению к самостоятельному передвижению.

Осознанное самопозиционирование и самопрогнозирование, целенаправленное здоровьесбережение детей на современном этапе развития социума и образовательных систем должны обеспечиваться гибкой средовой поддержкой и качественным методологическим базисом.

Существует и растёт, следует признать, риск альтернативного коммуникативного выбора у детей раннего возраста, детей с исходной коммуникативной недостаточностью различной нозологической отнесенности [2], дидактическим, социальным и педагогическим негативизмом.

Вместе с тем необходимо быть готовыми к дифференцированной [3] оценке дискоммуникации обучающихся, связанной с избирательной перверсией коммуникативных средств в ходе сопровождения, - от проявлений первичной дисфункции ресурсов общения, возможно, напротив, в той или иной степени преодолеваемой в благоприятной социально-образовательной среде.

Ценностными, здоровьесообразными позициями являются здесь целостный системный подход, индивидуализация целеполагания адекватно как текущему и прогнозируемому личностному, образовательному статусу ребёнка – так и его запросам, преференциям, определяющемуся стилю и самопозиционированию.

В силу объективных обстоятельств этот путь нам предстоит пройти вместе с детьми, осваивая и осмысливая проблемы, ресурсы, перспективы, рационально учитывая третьего участника диалога - ИТ-пространство.

Дети иначе воспринимают и осваивают реалии внешнего мира, а их неполная включённость в утвердившиеся тенденции, пластичность нервно-психического статуса и личностно-деятельностного праксиса имеют самостоятельную индивидуальную и проектную [4], креативную и событийную ценность

Мы и наши коллеги, учёные, практики, родители обучающихся, сами дети по мере взросления обнаруживают все большую количественную, категориальную, артефактную готовность современного детства к освоению и актуализации растущих ИТ-возможностей [5].

Это одновременно цифровые и лингвистические ресурсы, обретающие нередко общую либо интегрирующую сущность.

Разноплановый опыт дистанционного обучения, характеризующий предшествующие периоды парциальной, затем тотальной цифровизации образования, внутренняя неоднозначность социально-образовательно-технологических процессов, их резонансность в общественном мнении – сконцентрировали соответствующую проблематику в весьма напряжённую и драматичную структуру, которую нам предстоит рационализировать для эффективного прохождения очередного уровня ИТ-эволюции.

 

Список литературы

1.Гаязов А. С. Новые реалии современного мира и перспективы образовательной деятельности / А. С. Гаязов // Вестник Курганского государственного университета. – 2019. – № 3 (54). – С. 71–78.;

2.Султанова Р.М., Гаязова Г.А., Рыбакова Е.В. Интерсубъектный компонент в системе сопровождения ребёнка с РАС. - В сборнике: Теоретические и прикладные проблемы психологического здоровья и экологии человека. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. отв. редактор Р.Р. Халфина. 2017. С. 62-65;


  1. Рыбакова Е. В., Султанова Р. М., Гаязова Г. А. Индивидуализированный педагогический мониторинг как обеспечение условий эффективного неврологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. - Дефектология в свете современных нейронаук: теоретические и практические аспекты: Сб. материалов I Международной научной конференции, 23–24 апреля 2021 г. / Под общ. ред. Т. Г. Визель. М.: Когито-Центр – Московский институт психоанализа, 2021. – 825 с. ISBN 978-5-89353-624-9, стр. 761-771.


4.Рыбакова Е. В. Изучение и поддержка готовности обучающихся к проектным, креативным, индивидуально приоритетным формам сотрудничества с преподавателями с применением разработанных Л. С. Выготским принципов и подходов Актуальные проблемы культурно-исторической психологии: материалы Первого международного симпозиума по культурно-исторической психологии (Новосибирск, 17–19 ноября 2020 г.) / сост. Т. Э. Сизикова, Н. Н. Попова, О. А. Дураченко. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2020. – 508 с. – Текст : непосредственный. ISBN 978-5-00104-601-1, стр. 342-328;


  1. Султанова Р.М., Гаязова Г.А., Рыбакова Е.В. Интерактивный ресурс для освоения реалий окружающего мира ребёнком с ограниченными возможностями здоровья. - В сборнике: Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе. Материалы ежегодной Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.С. Гаязов. 2019. С. 237-245.