Статьи

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ КАЛЕНДАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

УДК 378

Извековой А.Н.1 и Фёдоровой О.2

Учитель-дефектолог1, учитель-логопед2 Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, г. Белорецк, Россия.


Текущий период развития специальной дефектологической помощи характеризуется растущим усугублением количества и уровня сложности статуса детей-инвалидов и подростков-инвалидов: их становится всё больше, их социально-образовательные маршруты отягощены комплексом первичных и вторичных нарушений в развитии, многосоставными проблемами в освоении программных компетенций, затруднением в самых различных сферах деятельности, досуга, общения. Воспитание гражданских качеств, формирование ценностных ориентиров и нравственных чувств, переживаний, представлений, формирование этических установок и принципов, утверждение гражданственных понятий в сознании ребёнка, коллектива, поколений имеют особенную ценность для становления личности ребёнка-инвалида, придавая ему стойкость, неприятие деструктивных явлений в окружающем мире, иммунитет против негативных факторов среды.

К сожалению, период вынужденной самоизоляции ребёнка и его семьи оказывает постоянное, значительное воздействие на условия социально-образовательного сопровождения обучающихся [1; 2], у которых уже установлена инвалидность либо производится к установлению ряд процедур. И взрослые, и дети в ходе проводимого опроса отмечали трудности информационно-технологического характера, возросшие психологические проблемы, затруднения в организации деятельности и тайм-менеджмента и неуверенность обучающихся в своих силах, успешности обучения в дистанционном формате, перспективного моделирования образовательного маршрута и личностного самопозиционирования, благоприятной актуализации межличностного общения.

Как и предполагалось на стадии разработки руководящими и исследовательскими модулями  образовательных систем,  в ходе разработки условий перехода на дистанционный формат образования, в социально-образовательной парадигме такого явления особенно повышаются сложности ситуации с организацией, содержанием и динамичным регулированием обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, тем более – детей-инвалидов, ведь и сами они, и их семьи даже вне текущих проблемных обстоятельств испытывают депривирующие, изолирующие воздействия среды и ресурсных ограничений, а также иные ограничения – прогулок, поездок, общения с друзьями, получения досуговой поддержки и дополнительного образования, культурных мероприятий.

Вместе с тем следует признать, что вынужденные ограничения социальной активности, передвижения, привычек привнесли некоторые позитивные изменения в образ жизни граждан, так как печатное слово, письменная коммуникация заняли более важное место в жизнедеятельности и общении детей и взрослых [3; 4]. А для наших воспитанников эти изменения в обиходе ощущаются непосредственно [4; 6], осознаются в практической деятельности, и участие в данных видах занятости окружающих повышает личную значимость и качество психоэмоционального комфорта.

В данном контексте весьма существенно, что продуманные, ответственные, профессионально грамотные мероприятия, посвященные историческим знаменательным датам нашей страны, имеют особенно высокое воспитательное воздействие, привлекают участие семей воспитанников, микрорайона, города, широких кругов общественности и благотворительные инициативы.

В общих чатах, на сайте реабилитационного центра, на наших личных страницах мы публикуем знаковые материалы из истории страны, малой родины, об известных земляках, топонимах родного края. Эти материалы в дальнейшем становятся основой подготовки конкурсных программ, литературно-музыкальных композиций, сценариев утренников, театрализованных постановок, видеооткрыток, пополняя технологическую базу, вербальный компонент и культурологическое пространство [7; 8] развития личности детей, их коммуникативных компетенций и становление гражданственности растущих поколений граждан.

Творческий и гражданский аспекты сотрудничества взрослых и детей составляет необычные, значимые достижения общности семейно-педагогического альянса и детского коллектива, что совершенствует условия становления нравственных начал растущего гражданина, более уверенного, устойчивого, ответственного и вместе с тем самобытного и самостоятельного.

 

Список литературы:


  1. Э. Ф. Насырова, О. Ю. Муллер Учебно-методическое пособие Сургут 2019 Технологии работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в условиях дистанционной формы реализации дополнительных общеразвивающих программ. Приказ Минобрнауки РФ от 06.05.2005 №»137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zakonprost.ru.
  2. Гаязов А.С.. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. — Челябинск: ЧГПУ, 1995. — 238 с.
  3. Гаязов А.С.. Общество, государство: воспитание гражданина. — Уфа: БГПИ, 1998. — 90 с.;
  4. Рыбакова Е.В., Султанова Р.М., Гаязова Г.А.. Импровизации в сети как развивающий, диагностико-коррекционный компонент образовательной деятельности ребёнка. - ИТО-Архангельск, 2017 http://ito2017.onedu.ru/stuff/report_detail.php?ID=1054071&back=/stuff/index.php&IBLOCK_ID =621;
  5. Рыбакова Е.В., Рыбаков Д.Г., Султанова Р.М., Гаязова Г.А., Акубекова Г.Д., Резяпов Р.А. Коррелирующие позиции информационного развития социума и нейропсихического состояния подрастающих поколений. - Материалы VIII международной научно-практической конференции "Образование: традиции и инновации", Прага, World Press 2015;
  6. Рыбакова Е.В., Султанова Р.М., Гаязова Г.А., Рыбаков Д.Г., Нурыева У.И. Исследование и актуализация проектного ресурса развития ребёнка. - Национальная ассоциация учёных (НАУ): Ежемесячный научный журнал No 64/ 2021,1часть. –ISSN 2413-5291, с.27-31, DOI: 10.31618/NAS.2413-5291.2021.1.64.
  7. Суворова И.В. Модели дистанционного образования детей-инвалидов в России. - Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-distantsionnogo-obrazovaniya-detey-invalidov-v-rossii-1