Новости

Программа международного семинара ЮНЕСКО на 20.11.2014

Программа семинара:

МДОБУ №2 «Радуга»

I. 08:00 - 09:30. Заезд, регистрация, посещение офисов выставки: лекотека, инфотека, видеотека; кофе-брейк.

II. 09:30 - 10:30. Пленарная часть:

приветствие -

доклад -

выступление -

сообщение -

III. 10:30 - 11:00. Круглый стол:

проблемные выступления -

отклики -

предложения -

IV. 11:00 - 12:00. Авторский креативно-личностный тренинг Абуталиповой Э.Н. «Фрутарсис», посвящённый завершению плодотворного сезона.

V. 12:00 - 12:30. Подведение итогов. Перспективное моделирование.

МБДОУ №23 «Солнышко» - обед для гостей.


Профайл. Рыбакова Е.В.

На недавнем саммите стран ШОС и БРИКС в Уфе учёные Республики Башкортостан представили около тридцати проектов. Планомерный рост организационно-методического, научного, общественного потенциала и авторитета специалистов коррекционного профиля региона впечатляет также во всех субъектных форматах.

Под руководством Министерства Образования РБ, кафедры коррекционной педагогики ИРО РБ и лично Абуталиповой Э.Н. весьма представительно работают и белорецкие логопеды, дефектологи, руководители СКОУ. Теоретическая часть международного семинара ЮНЕСКО в Белорецке организована в условиях ДОУ №2 , где работает Тихонова Л.Н., чья организационная работа сыграла большую роль в формировании в городе системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и вывела её на высокий региональный уровень. Под руководством заведующей Ивановой Л.В. коллектив вырос в методическом аспекте до организационно-методического сотрудничества на федеральном уровне.

Фамилии наших коллег из ДОУ №19 и №24, Реабилитационного Центра, Белорецкой ПМПК, ДОУ №4 и №16 города Учалы, центра "Логос" из Межгорья известны уже и в международном формате.

Особенно следует отметить серьёзные научные статьи и разработки, имеющие ценность для изучения и теоретиками, и практиками, и родителями детей с ОВЗ, и руководителями ОУ, СКОУ, авторов из ДОУ №23 города Белорецка и учалинского НШДС. Они расширяют географию научного паблисити педагогов Башкирского Южного Зауралья: Уфа, Казань, Прага. Это заведующая ДОУ №23 Витушкина Н.А., логопед Борисова И.В., логопед Учалинского НШДС Мустафина Д.М. и дефектолог Тимофеева В.К..

Очень представительны результаты участия в фестивалях, конкурсах и олимпиадах коллективов и отдельных участников СКОУ 8 вида. Изучая особенности психоэмоционального самочувствия учащихся, специалисты ГБУ Белорецкая ПМПК наблюдают огромную значимость этого социализирующего, интегрирующего, личностно оптимизирующего праксиса в жизни детей.

Перерастает территориальные рамки и общественное объединение Межрегиональная Межведомственная Интернет-Гостиная "Белая Речь", осуществляющая интеграцию педагогического и социального опыта в глобальном формате. Образовавшаяся вначале стихийно, благодаря научному резонансу и методической поддержке Абуталиповой Э.Н., наша организация ныне - весьма представительный синергирующий ресурс. Научные разработки и проблемные статьи, созданные на базе наших "Проект-мастерских", также широко представлены на международных форумах в Уфе, Салавате, Казани, Мурманске, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Новосибирске, Праге, Мюнхене.

На нашей общественной площадке осуществляется поддержка проектов регионального плана. Жемчужиной таких проектов является культурологический и методический опыт Бикбулатовой А.А. из села Старосубхангулова по обновлению малых речевых форм, что позволяет обогащать речевую среду и этнопедагогический инструментарий логопеда адекватно высоким требованиям, предъявляемым к организации коррекционного образования.

Опыт показывает, что есть проблемы, требующие изучения и решения на самом высоком уровне. Из таковых хочу представить вопрос технологического обеспечения процесса освоения письма детьми с различными нарушениями моторики рук, особенно при ДЦП и другой выраженной неврологической картине. Многие дети вынуждены бо́льшую часть своих ограниченных моторных и временны́х возможностей расходовать на выполнение напряжённой графической работы - и на осмысление процесса у них не остаётся ни сил, ни времени, ни желания. А ведь учение должно приносить радость и от процесса, и от результата деятельности, нести креативную и проективную нагрузку, чего педагоги вынуждены лишать их в силу существующих стандартов, так как первичное обучение письму на персональном компьютере предполагало бы наличие клавиатуры и с математическими символами для одновременного усвоения детьми других предметов.

В республике осуществляется значительная работа по организации коррекционно-развивающего сопровождения детей с ОВЗ, в том числе прорывного характера, органично было бы нашим специалистам и руководителям выступить инициаторами системообразующего проекта по данному направлению обеспечения доступной среды, в том числе учебно-образовательной. Паллиативной мерой на начальном этапе проекта было бы пересмотреть методические подходы хотя бы по письменно-языковым предметам.

В профессиональном и общественном творчестве наших участников находится место и широким культурологическим проектам, что соответствует коммуникативной и социальной отнесённости логопедической работы, региональному компоненту в образовании и социально-экологической направленности дидактики. Одним из таковых проектов стала образовательно-культурная инициатива "Авзянский язык". Юмористический акцент названия отражает весьма значительное богатство семантико-просодической вербальной культуры села. Представители исследовательской группы считают, что самобытность речевого оформления в общении сельчан сопоставима с известным одесским речевым феноменом. Культурологические, интегративные, маркетинговые аспекты проекта позволяют прогнозировать значительный общественный резонанс и придать учебной деятельности детей дополнительную мотивацию, результативность и стиль.

Закономерно авторы проекта ожидают как минимум резонансные инициативы по активному сбережению местной языковой культуры башкирского, татарского села. Готовы поделиться разработками, методиками, аналитическими ресурсами.

Наши участники полагают, что нельзя оставить без внимания и сложную проблему вербально-культурной ассимиляции и адаптации в образовательной среде детей из семей мигрантов. Педагоги начальных классов, логопеды, матери по возможности оказывают адресную поддержку детям по оперативному освоению значительных культурно-языковых ресурсов, но результаты их усилий настолько неоднозначны, что часть родителей не считают необходимым активно сотрудничать с педагогами в этом направлении и ориентируются более на внешние атрибуты школьно-образовательной успешности. Полагаем, необходимо сотрудничества государственных и общественных институций по обеспечению максимально комфортного вхождения детей и их семей в непривычную для них среду. Важно, что проблемы органичного взаимодействия детей в образовательных учреждениях отражаются и в макросоциальном контексте. Таким образом, для здоровья общества сущностно важно разработать и обеспечить условия адресного сопровождения адаптации детей различных диаспор и их семей на территории республики. Разработанный нашими участниками проект "Диаспорис"призван обеспечить необходимый режим благоприятствования в этой важной сфере.

Необходимо отметить, что рост научного, практического и общественного авторитета специалистов коррекционного профиля Башкирского Южного Зауралья во многом определяется научной и административной поддержкой развития системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Мы рады отметить рост рядов логопедических кадров Учалинского и Бурзянского районов, преферентный, т. е. предпочтительный, характер авторитета наших коллег не только в образовательной сфере, но и в любом социально ориентированном формате. К нам обращаются руководители и специалисты, граждане, желающие получить консультации по самым широким проблемным вопросам, студенты и преподаватели, политики, общественные деятели. Необходимость решать насущнейшие задачи сложного характера в меняющемся информационно-социальном контексте с применением научно достоверного инструментария и проективного компонента - весьма востребованные на сегодня моменты социально- образовательного диалога - обязует нас задавать всё более высокие параметры социальной, культурной, научной и личной ответственности.