Новости

Логопеды детского сада №19 г. Белорецк разработали Дополнительную программу коррекционно-развивающего сопровождения детей с тяжёлыми нарушениями речи, с задержкой психоречевого развития «Учимся говорить и читать»

Программа «Учимся говорить и читать» разработана специалистами коррекционного профиля, учителями-логопедами дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей 4 - 7 лет сложной нозологической группы, включающей дошкольников как с выраженными речевыми, так и общепсихологическими проблемами в развитии.

Авторская группа в составе Азнабаевой В. Г., Васильевой Л. В., Власьевниной Т. В., Кузнецовой Т. Ю. продолжают пополнять современную программную базу адресного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом усложнения состава воспитанников ДОО и обновления нормативных компонентов развития образования.

Представленная разработка рассчитана на трёхлетний срок реализации и охватывает весь спектр задач, решаемых педагогическим коллективом в процессе диагностической, организационной, коррекционно-развивающей работы в формате кружковой занятости детей с учётом оптимальной подготовки к школьному обучению.

Программа содержит целевой раздел с пояснительной запиской, развёрнутым целеполагающими компонентом в соответствии с требованиями ФГОС, её содержательный раздел раскрывает особенности целевой группы и представляет перспективное планирование образовательной деятельности в рамках кружковой работы. Организационный раздел посвящен обеспечению предметно-пространственной среды и представляет методическую базу для осуществления данного программного материала.

Программа отвечает законодательным основам системы образования РФ и Республики Башкортостан, международным основополагающим документам в области современного развития образования адекватно принципам и этико-правовым подходам в обеспечении и организации социально-образовательного сопровождения.

Комплексный характер дополнительной коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности отражён в Программе и содержательно, и структурно, и во взаимодействии частей, функций, участников образовательного пространства учреждения.

Сложность состава целевой группы Дополнительной программы связана как с особенностями диагностики детей с тяжёлыми нарушениями и структуры дефекта, включающей и первичные, и вторичные дисфункции, так и изменившимися условиями комплектования в связи с тем, что в настоящее время статус специального коррекционного учреждения сменён статусом учреждения компенсирующей направленности. Дети в ДОО поступают как с направлениями ПМПК, так и без них, в том числе переходят из яслей.

Соответственно, набираемый контингент включает и детей с сохранными интеллектом и речью, и с нарушением речи, и с более сложным вариантом патологии развития. Программа, рассчитанная на кружковую работу в ДОО со столь неоднородным составом, учитывает современные реалии комплектования дошкольных образовательных групп, увеличение частотности нарушений в развитии, а также возросшую выраженность и структурную сложность патологии.

Программа «Учимся говорить и читать» представляет методический интерес и практическую значимость в контексте общего программного сопровождения образовательной среды ДОО и как отдельный документ, практически применимый и отражающий сущность комплексной работы по обеспечению условий для развития речи и интеллекта детей с выраженными и сложными нарушениями.

Рыбакова Е. В.