Новости

Лена Лемперт логопед

Лена Лемперт логопед


Аутизм Развитие диалога  Трудности речи и коммуникации у больших детей в спектре аутизма 07.02.2020 1046 Views , , , , ,

Я напишу о детях, овладевших речью на том уровне, который позволяет им вести диалог, выражать разные намерения и так далее.
Но вместе с возрастом растут и ожидания окружающих в том, что касается речи и коммуникации ребенка.
Области, над которыми нередко требуется работа:


  • Форма речи. Словарный запас, склонения, спряжения, построение предложений…
  • Прагматика, а именно — использования речи для общения.


Нередко, когда ребенку трудно сформулировать свои мысли (понятным для окружающих образом) взрослые думают, что дело именно в форме речи.
Например, принято большое значение придавать тому, чтоб ребенок правильно использовал мужской и женский род, счет и число.
Или чтоб знал значение разных слов, не только тех, что часто используются, но и более редких.
Или чтоб умел говорить не только короткими и простыми предложениями, но и более длинными и сложноподчиненными.

Но у детей в спектре аутизма нередко то, что больше всего мешает общению с окружающими, это как-раз не форма речи, а трудности прагматики.
Или даже трудности коммуникации, не имеющие прямого отношения к речи. Например:
-То, на каком расстоянии ребенок находится от собеседника во время общения, и то в каком положении находится тело и лицо ребенка. Например, если ребенок во время общения ходит туда сюда, находится слишком далеко или слишком близко, отворачивается, смотрит все время вверх или вниз — собеседнику труднее участвовать в таком разговоре.

Трудности прагматики:

Как и в случае с маленькими детьми, можно разделить это на три области:

1. Инициатива в коммуникации

То, как ребенок инициирует коммуникацию с другими людьми (взрослыми и детьми).
Инициирует ли он вообще?
Или только реагирует на обращения к нему?
Для каких целей он обращается к окружающим?
Только для того, чтоб потребовать исполнения каких-то своих желаний? Или так же и для того, чтоб просто пообщаться, поделиться впечатлениями, информацией или чувствами?
И так далее.

2. Реакция на обращения

Реагирует ли ребенок на обращения к нему, или игнорирует?
А может реагирует только если тема ему интересна?
Если не хочет говорить на какую-то тему, сообщает ли об этом? Или ждет, что собеседник сам догадается?
Реагирует ли в соответствии с темой разговора, или говорит что-то свое, не связанное?

3. Взаимодействие

Из обращений и реакций получается диалог.
От больших детей ожидается участие в более развитом диалоге.
Но в чем состоит «развитость» диалога и имеет ли это отношение именно к правильному использованию падежей или длине предложений?
Нередко собеседнику трудно участвовать в диалоге с ребенком и вовсе не потому, что у ребенка не достаточный словарный запас или он путает мужской и женский род.
Какие трудности прагматики могут мешать взаимодействию?
Обратите внимание например на следующее:


  • Считается ли ребенок с собеседником в том, что касается количества информации, которую он сообщает во время диалога?
    Например, если на вопрос «ты любишь динозавров?» ребенок отвечает в течении 15-и минутного монолога, вряд ли какой-то собеседник это выдержит.
    Или наоборот, если ребенок сообщает только минимум информации, а остальное приходится из него «щипцами тянуть», это тоже затрудняет диалог.
  • Повторяет ли ребенок по несколько раз одно и то же?
  • Умеет ли сказать другими словами, если был не понят?
  • Считается ли с тем, что собеседник знает или не знает? (например, если ребенок говорит имена людей, не объясняя кто эти люди, собеседнику может быть трудно понять смысл сказанного)
  • Переходит ли беспорядочно с темы на тему?
  • Может ли ребенок участвовать в диалоге на темы, которые интересны собеседнику, а не только на темы интересные ему самому?
  • Переспрашивает ли ребенок, если он что-то не понял?
  • Считается ли с собеседником в том, что касается громкости голоса, тона разговора, выражения эмоций (например кричит ли на собеседника, как только возникает какое-то препятствие в диалоге).
  • Обращает ли вообще внимание на собеседника, на выражение его лица, на то, нравится ли собеседнику участвовать в разговоре или он потерял интерес к разговору
  • И так далее, это лишь примеры трудностей прагматики.


Как помочь ребенку улучшить способности общения, как улучшить участие в диалоге?

Это достигается с помощью тренировки.
То-есть, ребенку надо много участвовать в диалогах со взрослыми. А так же с детьми (ведь в диалогах между детьми свои тонкости), при участии взрослых, которые могут помочь и направить.
Любую жизненную ситуацию можно использовать для диалога с ребенком. И при любом диалоге можно обращать внимание ребенка на те трудности, которые возникают, и пытаться решить их вместе.
Например, взрослый может сказать ребенку: «Когда ты стоишь так далеко от меня, я не очень хорошо слышу, что ты говоришь», или «расскажи мне только 3 вещи про поезда, а потом поговорим о другом, мне трудно говорить все время про поезда».
Важно чтоб взрослый обращал внимание ребенка на то, как он (взрослый) себя чувствует, когда ребенок говорит что-то или ведет себя определенным образом.
Надо приучать ребенка обращать внимание на окружающих и их реакцию. Это более эффективно, чем просто заучивать правила поведения. Правила поведения зависят от собеседника и от контекста. А для того, чтоб подстраиваться, надо обращать внимание на контекст и на собеседников.

Иногда взрослые слишком много значения придают ФОРМЕ речи, а не ИСПОЛЬЗОВАНИЮ речи ДЛЯ ОБЩЕНИЯ (то-есть прагматике).

Взрослые обращают много внимания на то, что ребенок сказал что-то не правильно (с точки зрения формы), просят повторить правильно.
Иногда из-за этого речь ребенка становится еще менее гибкой. Ребенок старается сказать правильно и начинает еще больше говорить заученными фразами (а многие дети в спектре склонны к этому изначально).
Я не говорю, что форма не важна.
Но не всегда возможно работать над всеми целями сразу.
И мне кажется, что в том что касается больших детей (точно так же, как и в том, что касается маленьких) — коммуникация важнее формы речи.

Если ребенок будет во время диалога:


  • не бегать, а находится на приемлемом от вас расстоянии, и смотреть в вашу сторону
  • обращать внимание на вас и на вашу реакцию, на то, когда вы понимаете его, а когда нет
  • говорить с той громкостью и в том темпе, который принят и понятен вам
  • подстраивать количество информации, которую он сообщает, под то что принято (не слишком много и не слишком мало)
  • считаться с тем, что вы знаете, а что нет
  • отвечать на ваши вопросы
  • не нервничать слишком, если вы не понимаете, а пытаться сказать другими словами
    и так далее
  • То большой шанс, что ребенку удастся сформулировать мысли так, что вы поймете друг друга, и диалог получится удачным и приятным. Даже если ребенок будет использовать лишь короткие фразы или неправильный род или число.


На занятиях с логопедом можно работать часть времени над прагматикой, а часть времени над формой речи.