Статьи

Анонс-проект: «Живые традиции»


Бикбулатова А.А., Село Старосубхангулово

Народная культура сильна своей преемственностью, причастностью к сегодняшним реалиям, людям, творчеству.

Малые фольклорные формы особенноподвижны и более востребованы как в культурной и образовательной сфере человеческихотношений, так и в повседневной жизни ребенка.

Мое увлечение народным словом, как и авторским, нашло душевное место в моей педагогической работе. Изучая педагогические и культурологические источники, я убедилась, что речевого материала на башкирском языке явно недостаточно для коррекционно-образовательной работы. И в процессе работыя начала сама создавать материалы для занятий. Сначала я придумывала отдельные предложения, тексты на определенные звуки, а затем этостали скороговорки, чистоговорки, потешки (Приложение№1). В этих скороговорках, очень часто присутствуют детские образы – имена ровесников, например,


*Шәкүр шәкәр күп ашай.*Биргән Рамаҙан Рәмилгә арба,

Шәрбәттән теш ауырта.РәмилРамаҙанға биргән торба.


Есть скороговорки, которые рассказывают о животных, птицах или насекомых:

* Күк күҙле күркә көрән күлдәк кейеп күлдә һыу инә.

* Һоро һарыҡтар барабан һуҡҡандар, ҡарамай һуҡҡандар,

маңлайҙарын ярғандар.


Использую чистоговорки, которые не несут никакой смысловой нагрузки, и основаны на повторении отрабатываемых звуков:

Рыс-рыс-рыс -балыҡсы тотто бурыс.

Рәс– рәс – рәс – сәрелдәй беҙҙең бәрәс.

Сы – сы – сы – суртан тотҡан балыҡсы.

Сын – сын – сын – күктә ыласын.


Также имеются чистоговорки в виде маленьких детских стихотворений, несущих сысловую нагрузку.

Надо сказать,что некоторые чистоговорки, придуманные мною, отличаются от обычных чистоговорок.Обычно за основучистоговорки берется последний слог в слове и повторяется несколько раз в начале чистоговорки. Таким образом получаются чистоговорки:


* -ңө - ңө - ңө - ана айыуҙың өңө,

- нө - нө - нө - үкерә көнө төнө,

- ңы – ңы – ңы - өңө уның өр-яңы,

- Нө - нө - нө - тығылырмы икән өнө?


В моих же чистоговорках может повторяться первый слог:


Ҡус-ҡус-ҡус – ҡустым минең бик көслө,

Сол – сол – сол – Солтан ағасты быса,

Сы – сы - сы – сынаяҡтан сәй эсәм.


Тер – тер – тер – терпе ултыра,

Тер – тер – тер – терпене күрҙек,

Тер – тер – тер – терпене алып ҡайттыҡ,

Тер – тер – тер – терпегә һөт эсерҙек,

Тер – тер – тер – терпене беҙ ебәрҙек.


Иногда в работе с чистоговорками использую картинки, чтобы заинтересовать ребенка. ( Приложение №3)


И, конечно же, в своей практике я использую такжескороговорки, чистоговорки, потешки из фольклора и других авторов (приложение №2).

Сочиненные мною чистоговорки, потешки,скороговорки, дети узнают, охотно применяют, интерпретируют, применяют в обиходе.Кроме того, детям необходимо непосредственно ощущать жизненность, современность фольклорных форм в своем окружении, испытыватьчувство сопричастности к творческому процессу, прикасаться ежедневно к волшебным преобразованиям, рождению жемчужин народной речи. Особенно я радуюсь, когда дети пробуют свои творческие силы в создании ярких, запоминающихся словоформ и словосочетаний на основе родной речи.

Формируя у детей авторское чувство, я стараюсь создать не только основы успешного статуса выпускника и языковой компетентности, но и поддерживать ощущение самодостаточности в школьниках, их индивидуальный стиль.