Статьи

Воспитание в системе специального образования

Воспитатель группы № 13 Хасанова Гулназ Глемьяновна

«Дело воспитания ребенка есть дело величай-шей сложности и трудности. Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово-интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в тотпоток, который мы называем жизнью ребенка, формированием его личности".
(В.П. Кащенко)
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т.к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на протяжении всего периода бодрствования в течение дня. Оно включает в себя не только, собственно традиционную для системы образования, воспитательную работу, но и учебную деятельность, коррекционно-педагогическую работу.
Одним из немногих позитивных итогов происходящих в нашей стране перемен, является начальное переосмысление обществом своего отношения к детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья. За последние годы накоплен достаточно большой инновационный опыт реабилитации детей с особенностями развития, опирающийся на новую стратегию отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Суть этой стратегии заключается в следующем. Любой ребёнок, глубоко умственно отсталый или с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом - он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.
Важно отметить данная система не просто облегчает нам ежедневную работу, но и показывает каждому воспитателю диапазон его возможностей, побуждает желание пробовать и придумывать эффективные методы и модели в работе с детьми, укрепляет веру в своей значимости как профессионала как личности в целом. Все это незамедлительно сказывается на воспитанниках, они видят в воспитателе друга, партнера, помощника. Дети ощущают ежедневную персональную заботу о себе не как о «ребенке балласте», а как о ЛИЧНОСТИ, которую любят и принимают такой, какая она есть!
Система организация воспитательной работы в коррекционных классах при ГБДОУ:
1. Цель, задачи, основные направления воспитательной работы
Целью воспитательной работы в коррекционной школе является формирование социально адаптированной личности посредством создания единого реабилитационно-развивающего пространства.
Задачами воспитательной работы в школе являются:
1. всестороннее развивать воспитанников интеллектуальным, нравственным, культурным, эстетическим ростом личности;
2. воспитывать добросовестное отношения к учебе;
3. воспитывать сознательную дисциплину;
4. совершенствовать правовое обучение и воспитание;
6. формировать негативное отношение к вредным привычкам;
7. формировать разносторонние интересы воспитанников через участие в об-щественной жизни школы, кружках, спортивных секциях;
8. подготавливать к успешной социализации обучающихся.
Основные направления воспитательной работы в коррекционных классах при ГБДОУ являются:
1. Нравственное воспитание направлено на создание условий для освоения детьми духовных ценностей культуры, подготовки их к самостоятельному выбору в пользу нравственного образа жизни, формирования у подрастающего поколения гуманистического мировоззрения, эстетической культуры, художественного вкуса, морально-этических знаний и убеждений, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.
2. Гражданское, патриотическое воспитание направлено на формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к Родине, Отечеству, культурно-историческому прошлому России и Республики Башкортостан, привитии детям чувства гордости за свою страну, гражданской ответственности, уважения к государственной символике, Конституции, законам и нормам общественной жизни. Формирования у них знаний родного языка, народных традиций, истории, культуры, природы своей страны и бережного отношения к ним, правового сознания, политической культуры, готовности к самостоятельному политическому выбору, исполнению гражданского долга, формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации и Республики Башкортостан.
3. Экономическое воспитание детей, подготовка к жизненному, профессио-нальному самоопределению и труду направлено на подготовку детей к профес-сиональному самоопределению, на осознание ими общественной и личной значимости труда, перспектив своего личного участия в нём. Формирование представлений об экономической ситуации в России и способности ориентироваться в ней. Развитие трудолюбия, воспитание человека - труженика, формирование трудовых умений и навыков, способностей и потребностей в самореализации в профессиональной деятельности, навыков профессиональной адаптации и поведения на рынке труда.
4. Физическое и экологическое воспитание, содействие здоровому образу жизни подростков направлено на формирование у детей культуры здоровья, потребности в занятиях физической культурой и спортом, интереса к собственному здоровью и готовности поддерживать его в оптимальном состоянии. Задачи развития физической культуры тесно связаны с задачами экологического воспитания. Экологическое воспитание в современных условиях должно быть направлено на формирование экологической культуры детей, включающее в себя экологические знания, бережное нравственное, эстетическое отношение к природе. Формирование практических навыков экологических деятельности.
5. Профилактика асоциального поведения сориентирована на преодоление причин, порождающих неблагополучия детей, создание условий равных возможностей жизнеобеспечения и развития детей, независимо от их социального статуса. Целью профилактики асоциального поведения является обеспечение прав детей, находящихся в социально опасном поведении, их полноценное развитие в условиях социально - экономических реформ, своевременная и комплексная социальная, психолого-педагогическая реабилитация, оптимальное жизнеустройство и интеграция в общество. Формирование у подростков навыков социальной и личной компетенции, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению ПАВ и раннему началу сексуальной жизни в условиях давления социального окружения. Формировать умения общаться, понимать других людей, их чувства, а также умение отстоять собственное мнение, считаться с мнением окружающих.
6. Организованный активный отдых. Прогулка одна из форм активного отдыха, служащая для восстановления работоспособности обучающихся. По характеристике двигательных процессов прогулка органически дополняет содержание занятий, связанных с пребыванием детей на воздухе.
Велико значение прогулки в формировании нравственности ученика. Всё многообразие жизни оставляет в сознании ребёнка неизгладимый след, учит его согласовывать своё поведение с общепринятыми нормами. Прогулки можно свести к двум основным группам: оздоровительно-воспитательные и образовательно-воспитательные.
Оздоровительно-воспитательные прогулки подразделяются на спортивные, игровые, поисковые, вольные, маршрутные.
Спортивные, как оздоровительные, во время лыжных или велосипедных прогулок отрабатываются умение пользоваться лыжами или велосипедом. При этом не допускать перегрузки обучающихся и превращать прогулки в тренировочные или соревновательные занятия.
Игровые прогулки включают в себя элементы поиска, выполнения задания.
Во время поисковой прогулки осуществляют выбор будущих маршрутов, мест, где в будущем можно организовать коллективные игры, а также ведут сбор природных материалов, пригодных для труда, гербариев.
Вольные прогулки проводятся по желанию детей, которые сами выбирают маршрут, цель, темп движения, Частое их применение нежелательно, так как может превратить прогулку в бесцельное времяпрепровождение.
Маршрутные прогулки основываются на постоянно меняющихся мар-шрутах движения. Маршруты могут быть укороченными или наоборот, удлинёнными. Со временем обучающиеся будут хорошо знать районы города, посёлка, прилегающие к школе.
Образовательно-воспитательные прогулки можно подразделять на:
ознакомительные,
демонстрационные,
обзорные,
практикуемые.
Ознакомительные прогулки поверхностно знакомят детей с отдельными предметами и явлениями окружающего мира.
Во время демонстрационных прогулок воспитатель обязательно должен комментировать увиденное. Например, отметить своеобразие архитектурных украшений дома, обратить внимание на редкое растение (у нас в парке лиственница), мемориальную доску и т.д. Часто прогулка завершается беседой, во время которой сообщаются какие то дополнительные данные об объекте.
Больше всего для нашей школы подходят практикуемые прогулки (на-пример, правила поведения па улице, переход через дорогу и т.д.)
Каждая прогулка независимо от своего характера должна иметь одну или несколько педагогических целей, которые предусматривают воспитание, образование, развитие личности обучающегося или коллектива.
Время, проводимое на прогулке, колеблется от 1 до 2-х часов. В младших классах прогулка более продолжительна, чем в старших. В холодное время длительность прогулки сокращается, зато темп её возрастает. Проводятся подвижные игры ("Третий лишний", "Уголки"), спортивный игры.
Прогулка начинается с сообщения её цели.
Воспитатель должен проследить за одеждой обучающихся и организо-ванным выходом детей из школы, напоминает о правилах поведения на улице и сообщает маршрут. По окончании прогулки проходит проверка наличия состава группы. Подводит кратко итог прогулки.
Доброжелательная атмосфера в классе и родительском коллективе – это мощный стимул для творческой работы воспитателя группы продленного дня в коррекционных классах при ГБДОУ, который так же остро ощущает потребность в признании своих достижений. Думаю, будет важно добавить такие важные условия, как равноправие и постоянное развитие этого совместного взаимодействия.
Помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять ее ответствен-ность за воспитание подрастающего поколения возможно в результате систематической. Последовательно организуемой работы по формированию у родителей педагогических умений и навыков. Основная забота – сделать так, чтобы семья положительно влияла на обучающегося. А это не простое дело, требующее много сил, времени и терпения.