Кузнецова Алена Анатольевна,
учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ЛЕНТОЧКАМИ, ШНУРКАМИ, ВЕРЁВОЧКАМИ |
||
Тактильные функции: ощущения прикосновения и давления |
Вестибулярные функции: равновесие и пространственная ориентировка |
Проприоцептивные функции: двигательные навыки и планирование движений |
· Массаж - достать шнурочки из контейнеров с разным насыпным материалом (ягодки рябины, крышечки, шишки, пуговицы, мелкие шарики, мелкие игрушки…) - катать клубочек из ленточки по ладоням (круговые движения со сменой направления, движения вперёд-назад, со сменой положения ладоней в пространстве) · Накопление тактильного опыта - сжать ленточку и убрать в карман (варежку, носок), затем достать из кармана и разгладить руками ленточку на горизонтальной поверхности - разложить ленточки в стаканчики разного цвета (подбор по цвету) – ленту взять подлиннее, чтобы её нужно было не просто опустить в стакан, а постепенно заталкивать, совершая много движений пальчиками - выложить на полу «дорожки» для разных машин – для большой гладкими лентами, для маленькой – расшитыми лентами (подбор по материалу) - найти ленточку на ощупь (отыщи в «Чудесном мешочке» такую же по фактуре; найди только завязанную бантиком ленту; найди самую толстую верёвочку; найди шнурочек с острым «носиком»…) - достань свёрнутую в «рулончик» ленточку из фантика или фольги (завернуть как конфету) - вытащить шнурки из коробки (опустить в коробку) с помощью пинцета - нанизать сушки на ленточку и развесить на деревьях для птиц - «пробежать» каждым пальчиком отдельно по всей длине ленточки, закреплённой на столе или на полу (вперёд и назад) - «прокатить» по ленточке теннисный шарик - снять картинки, закреплённые на ленточках с помощью прищепок - смотать пальчиками ленту в «рулончик» (улиточка) · Пальчиковые игры и упражнения - завязывание бантиков - плетение косичек - пришивание «пуговок» - развязывание узелков на ленточке - игры-шнуровки
|
· Движения глаз и головы - отыщи глазами красную ленточку… жёлтую ленту… (развесить на доске или стене на разной высоте) - «пробеги» глазками по всей ленточке (влево-вправо, вверх-вниз), по фигурам из лент («волнам», «кружочкам», «зигзагам»…) · Равновесие - дотянуться и достать ленточки, перекинутые через палку (педагог держит выше головы ребёнка) - измерить рост каждого ребёнка с помощью длинной ленты или верёвочки - игра-соревнование «Кто больше соберёт ленточек, разбросанных на полу» - пройти под верёвочкой (натянуть не очень низко, ребёнок должен наклонять голову и плечи!) · Перемещения в пространстве - украсить ленточками помещение группы – просто повесить, завязать, сложить кучкой (дотянуться до ручек шкафа, наклониться к ножкам стула, положить на полку…) - найти в пространстве группы ленты таких цветов, какие есть в изображении предъявленного предмета (например, жёлтый цветок + зелёный стебелёк) - бег «Ко мне» по цветовому сигналу (педагог – на одной стороне помещения, дети на другой, педагог показывает ленту определённого цвета (или называет цвет) – к нему бегут дети, у которых в руке ленточка такого же цвета) · Координация обеих сторон тела - с закрытыми глазами шагать вперёд и назад, держась руками за натянутую ленту - взять коробку, в которой много шнурков и лент, наклоняясь вместе с ней вправо и влево, поперекатывать шнурки внутри коробки · Гравитационный тренинг - выложи на полу контуры предметов из ленточек, длинную дорожку… - стоя на балансире – смотай шнурочек на палочку - перепрыгни через ленты на полу со сменой направления - перешагни через ленты по конкретному заданию педагога (только через длинные… только через синие… только в паре с другом… только назад…только влево… только вправо…) - присядь на корточки и открой перевернутые вверх дном на полу ёмкости (коробочки, стаканчики, баночки), достань спрятанные там ленты, собери их в одну корзину – ёмкости открывать по одной, нужно каждый раз приседать снова - раскачайся вперёд-назад и попробуй раскатить по полу смотанную в клубочек длинную ленту «(хвостик» надо удержать в руке!) - подползти или проползи под натянутой лентой - игра с цветными обручами – дети берут в руки цветные ленточки, по сигналу педагога бегут и занимают места в соответствующем обруче (перешагивать через край), обручи меняются местами несколько раз - прошагай по узкой «дорожке» из выложенных на полу ленточек и верёвочек - сделай 1 шаг вперед (2 шага влево…) с завязанными ленточкой глазами · Накопление двигательного опыта - сжать ленту в кучку и бросить взрослому…в цель… кто дальше… - поймать брошенный педагогом шнурочек (высоко и низко) - игра «Кто быстрее добежит до ленточки и заберёт её» - подпрыгнуть и сорвать подвешенные на верёвочках игрушки · Замирание в разных позах - игра «прижимаем ленточку» (прижать ленту к животу и замереть… прижать к спинке и замереть… прижать к коленкам и замереть…) – с открытыми и закрытыми глазами · Продуктивная деятельность на разных поверхностях - на вертикальной доске мелками: нарисуем – на что похожа ленточки? (короткие жёлтые вертикально разложенные – на заборчик, волнистая горизонтально расположенная голубая – на ручеёк, несколько разноцветных – на радугу…) - на наклонной поверхности – разложить ленточки в том же порядке, как на образце - плетение «дорожек» из лент на решётке (для кухонной раковины), закреплённой вертикально или горизонтально |
· Праксис - игра «Завяжи игрушкам шарфики-ленточки» - игра «Подтяни к себе игрушку» (игрушка – внутри лежащего на полу обруча, надо сесть на пол и подтянуть игрушку к себе за ленточку, привязанную к обручу) - «моталочки» – плотно намотать ленточки на руку… пластиковую бутылку… на ногу… на пальчик… на карандаш… на лапку мишке… - «спрятать» мелкую фигурку, заматывая её лентой свободными движениями руки - разрезание ленточек ножницами на разные (равные) по длине части - измерение с помощью короткой ленточки длины руки, ноги… (как в мультике «в попугаях») · Мышечный тонус - речевая игра «Карусель» - педагог в центре круга, держит все ленты, дети стоят по кругу и держат кончики лент: «Еле-еле, еле-еле Закружились карусели. А потом, потом, потом Всё бегом, бегом, бегом!» (дети идут по кругу, крепко держась за ленты, медленно – быстрее) - игра «Дружный кружок» (дети встают в замкнутый круг – для этого в каждую руку взять по ленте, сосед берётся за твою ленточку с другой стороны, держать очень крепко!) - крепко сжать ленточку между двух ладошек («спрятать») – разжать ладошки, расслабить, покачать ленточку («открыть») - лечь на спину и попытаться пальчиками ног «поиграть» на натянутых на небольшой высоте ленточках - педагог неплотно обматывает руки и ноги ребёнка лентами, нужно постепенно выпутаться из ленточек, расслабляя мышцы · Выполнение действий «под напряжением» - крепко сжать ленточку в кулачке, другой рукой «вытягивать» постепенно за кончик - достать ленточки из корзинки через маленькие отверстия (кончики должны торчать, ленточки должны вытягиваться с трудом) - тяни товарища за ленту (сверстник сидит на полу, ленту привязать к ноге или руке) - подтягивание на ленточке утяжелённых мешочков (ленточки перекинуть через палку) · Перебрасывание предметов - перекидывание сжатой в комок ленты из руки в руку, двумя руками другу или взрослому · Межполушарное взаимодействие - игра «Горячо – холодно» (прятать ленточку поочерёдно в левый – правый кулачок) - игра «Помаши двумя ленточками» (поочередно и одновременно двумя руками – перед собой, над головой, опустив руки вниз по бокам, за спиной…) - игра «Сними ленточки, подвешенные на высоте» (поочерёдно правой и левой руками, двумя руками одновременно) · Имитационно-подражательные способности - игра «Весёлый – сердитый ветерок» (поддувание, сдувание ленточек) - игра «Что нам цвет покажет» (у детей в руках ленты разного цвета; проговаривают хором слова: «Что нам синий цвет покажет, то и будем выполнять!»; педагог нацеливает на показ движений, имитирующих повадки животных или птиц) · Рисование - проведение линий вдоль лент (разные по длине и ширине) – пальчиком, обмакнув в гуашь; кисточкой и красками; мелками… · Музыкально-двигательные способности - музыкальная игра «Мы – гимнасты» (упражнения под музыку с длинными лентами на ручке – танцуем красиво, по подражанию или импровизационно) - игра «Цветной поезд» (у каждого ребёнка – на руке завязана ленточка определённого цвета; под музыку дети должны встать паровозиком – взрослый показывает ленточку, тот ребёнок, у которого такая же по цвету лента, встаёт за товарищем)
|