Статьи

КОПИЛКА СЛОВ НА УРОКАХ ЛОГОПЕДА

КОПИЛКА СЛОВ НА УРОКАХ ЛОГОПЕДА

 

Власьевнина Татьяна Владимировна,

руководитель Белорецкого МО логопедов,

учитель-логопед МДОБУ детский сад № 19


На первых этапах коррекционной работы для детей, как правило, привлекательно бывает ощутить преимущества индивидуального сопровождения, особенности логопедических приёмов, ситуацию успешности и доверительного общения. Даже территориально выделенное место кабинета логопеда позволяет ребёнку позиционировать, проявлять себя более комфортно и успешно.

Со временем дети с выраженными либо сложными нарушениями накапливают напряжение, утомление, в том числе психоэмоционального характера, что выдвигает на более значимые позиции необходимость в авторских, индивидуально отнесённых приёмах коррекционного сопровождения.

Одним из подобных необычных средств становится в нашей практике игровое сотрудничество взрослых и детей «Копилка слов».

Вместе с родителями дети готовят лексический экскурс на материале из личного опыта, путешествий, просмотров, диалоге в социальной сети – необычные, непривычные, особо значимые слова становятся объектом лингвистического, культурологического исследования, основой для проектного толкования, инсценировки, издательского отражения.

Доступные формы осмысления, освещения, иллюстрации непривычных лексем обогащают не только речевой праксис детей. Привычными становятся необычные формы общения детей и взрослых, дети обретают значимый статус в социально-образовательной среде.

Особенное место в такой практике занимает деятельность детей и взрослых в области родного языка родителей, языков народов Республики Башкортостан.

Не следует, конечно, занимать значительную часть учебного времени детей такими факультативными видами занятости. Тем более эффективными и занимательными для детей становятся подобные экскурсы, что из-за кратковременности и нечастой периодичности сохраняют эффект сюрпризности для участников при значительном проектном содержании.