Статьи

Особенности подготовки к школе двуязычных детей (часть 2)

Пояснение к результатам таблицы. В таблицу вошли выборочные результаты первой таблицы. В первой и второй колонке указаны национальная принадлежность и владение языками мамы ребенка. В третьей колонке самооценка уровня владением русским языком. Далее указаны знание языков ребенком и оценка уровня мамой ребенка, а также речевые нарушения по мнению мамы. Мы увидели три низких уровня, которые оценили сами мамы. Один из этих детей имеет возраст 4 года. Поэтому можно сказать, что это возрастное недоразвитие речи. По мнению ученых, в частности, можно говорить о том, что в возрасте 3-4 лет ребенок может не справляться с проблемами в речи.

По собственным наблюдениям могу сказать, что не всегда речевое развитие ребенка укладывается в возрастные рамки. Все зависит от интенсивности общения с носителями языка, от опыта родителей. В двуязычных семьях чаще бывает, что дети запаздывают с речевым развитием, последний период может растягиваться дольше, чем до 6 лет.

В нашем анкетировании еще у двоих детей низкий уровень владения русским языком. Какие могут быть причины?

<![if !supportLists]>1) <![endif]>возраст младше 6 лет;

<![if !supportLists]>2) <![endif]>общение родителей не на русском языке. В рассматриваемых семьях ведущим языком общения является башкирский или татарский. А речь, как известно, формируется по подражанию.

II. Следующим этапом нашего исследования является диагностика речи детей, имеющих по анкетированию родителей средний и низкий уровень владения русской речью в возрасте 5-6 лет. Таких детей 10.

1) Для диагностики уровня речи приведем оценочные критерии, по которым будет оцениваться речь детей (см. таблицу 3).

По этическим соображениям детям, участвующим в обследовании присвоены номера с 1 по 10. Обследование детей будет проводиться в виде наблюдения. Результаты также будут занесены в таблицу.

Табл.3Оценкауровня речевой коммуникации


Критерии оценки коммуникативных
умений детей

Оценка в
баллах

Уровень речевой
коммуникации

1


Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета

3


Высокий


2


Ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении, чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое

2


Средний


3


Ребенок малоактивен и малоразговорчив
в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание

1


Низкий




Табл. 4. Оценка уровня речевой коммуникации детей в возрасте 5-6 лет


Слушает,

понимает речь

Общается с учетом ситуации,

легкость контакта

Ясно выражает мысли, пользуется речевым этикетом

баллы

уровень

1

+

+

-

2

средний

2

+

+

+

3

высокий

3

+

+

-

2

средний

4

+

+

+

3

высокий

5

+

+

+

3

высокий

6

+

-

-

1

низкий

7

+

+

-

2

средний

8

+

-

-

1

низкий

9

+

+

-

2

средний

10

+

+

-

2

средний


Обследование уровня речевой коммуникации детей 5-6 лет показала, что из 10 человек трое имеют высокий уровень коммуникации, пятеро – средний уровень, двое – низкий.

2) Обследование лексической, грамматической, фонетической, фонематическойсторон речи.

Для выявления уровня развития предметного словаря нами использовались натуральные предметы, игрушки, картинки. Понимание и употребление ребенком глаголов, наречий, предлогов выявляли в процессе беседы и совместной предметной деятельности.

Исследование лексической стороны речи предполагает выявление состояния различных аспектов лексических значений слов.

Табл. 5. Состояние лексической стороны речи

Предметный словарь

Глаголы

Прилагательные

Наречия

Предлоги

1

Бытовые слова

+

Практически

не использует

+

Путает

2

Разнообразный выбор

+

Часто

встречающиеся

+

+

3

Бытовые слова

+

По ситуации

+

+

4

Разнообразный выбор

+

По ситуации

+

+

5

Разнообразный выбор

+

Редко использует

+

+

6

Бытовые слова

Уточняет действие жестами

Редко использует

Практически не использует

Путает

7

По ситуации, конкретное понимание

Понимает больше, чем говорит

По ситуации

Редко

+

8

Бытовые слова

Уточняет действие жестами

Практически

не использует

Практически не использует

Путает

9

По ситуации, конкретное понимание

+

По ситуации

Часто встречающиеся

+

10

Бытовые слова

+

По ситуации

Часто встречающиеся

+


Таким образом, дети, имеющие низкий уровень речевой коммуникации имеют бедный словарный запас, помогают себе жестами или заменяют по смыслу словами родного языка, практически не встречаются в речи прилагательные и наречия. Также путают значения предлогов.

Трое детей, принадлежащих к высокому уровню речевой коммуникации, имеют достаточно разнообразный словарный запас всех частей речи, не путаются в предлогах.

3) Следующая диагностика – обследование звукопроизношения детей в возрасте 5-6 лет, являющегося необходимой предпосылкой письменной речи, а именно:

<![if !supportLists]>-<![endif]>слуховая дифференциация звуков;

<![if !supportLists]>- <![endif]>правильность произношения звуков (в особенности в плане наличияили отсутствия звуковых замен).



Игры и игровые приемы для обследования звукопроизношения

1. «Волшебный колпачок». На игровом поле находятся «лунки», где нарисованы картинки, в названии которых имеется изучаемый звук. Волшебный колпачок попадает в одну из лунок. Ребенок называет соответствующую картинку.

2. «Вертолина». Круглый циферблат разделен на несколько секторов. В каждом из них нарисована соответствующая картинка, посредине циферблата стрелка. Ребенок, продвигая стрелку, останавливает ее у любой картинки, называя ее.

3. «Веселый рыболов». В коробке сложены картинки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок с помощью удочки «вылавливает» картинки и называет их.

4. «Кто самый внимательный». На столе лежат конверты, в каждом из них часть разрезной картинки. Ребенок достает отдельные части, ищет недостающие элементы, складывает их и называет картинку.

5. «Волшебная ромашка». На каждом лепестке ромашки нарисованы картинки с изучаемым звуком. Ребенок, «открывая» лепестки, называет соответствующие картинки.

6. «Загадочный сундучок». В красиво оформленном сундучке разложены игрушки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок на ощупь берет игрушку, угадывает ее и называет.

7. «Украсим нашу елку». На столе устанавливается маленькая искусственная елочка. Ребенок по просьбе логопеда развешивает на ней картинки-игрушки и называет их.

8. Игра «Наоборот». Логопед бросает ребенку мяч, называет прямой слог с заданным звуком, а ребенок, возвращая мяч, называет обратный слог с этим же звуком.

9. «Найди свою пару». На столе разложены картинки с изображением одного или нескольких одинаковых предметов; дети берут любую понравившуюся им картинку, затем по сигналу логопеда разбиваются на пары так, чтобы у одного ребенка были картинки с одним предметом, а у другого — с двумя-тремя. Затем каждый из детей называет свою картинку.

10. «Собери осенний букет». В группе «растет дерево», на которое прикрепляются контуры осенних листьев. На их оборотной стороне нарисованы картинки с обследуемым звуком. Дети гуляют по группе и слушают музыку. Как только музыка прекращается, логопед произносит: «Листья падают, летят, наступает листопад». Дети быстро берут листья и подходят к логопеду. Затем каждый называет картинку, нарисованную на его листочке. Листья ставятся в вазу.

Итоги обследования были занесены в таблицу.

По итогам игрового обследования звукопроизношения получились следующие результаты:

<![if !supportLists]>- <![endif]>6 детей имеют сигматизм,

<![if !supportLists]>- <![endif]>у 2 детей ротацизм,

<![if !supportLists]>- <![endif]>у 2 – ламдацизм, причем, эти же двое детей имеют также и сигматизм и ламдацизм в звукопроизношении.


Табл.6 Обследование звукопроизношения детей в возрасте 5-6 лет

<![if !supportMisalignedColumns]><![endif]>

свистящие

шипящие

сонорные


с

з

ц

с,

з,

ш

ж

ч

щ

л

л,

р

р,

j


1

+

с

+

+

с

с

+

с

с

+

+

+

+

+


2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+


3

+

+

с

+

+

+

+

с

+

+

+

+

+

+


4

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+


5

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+


6

-

с

с

+

с,

-

с

-

с

-

+

-

-

+


7

межзубные

- межзубные


+

+

+

+

+

+

+

+


8

-

с

с



-

с

-

с

-


-

-

+


9

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


10

+

с

с

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



Результаты трех обследований занесем в сводную таблицу. И сравним нарушения в речи детей с уровнем владения русским языком их мам.

Табл.7. Результаты обследования речи детей в возрасте 5-6 лет


Возраст

Владение языками

Звукопроизношение

Лексика

коммуник.

уровень

Уровень

мамы

1

7

Рус

Баш

сигматизм

Бытовая, ситуативная, путает предлоги

средний

средний

2

6

Рус

ротацизм

разнообразная

высокий

Высокий

3

6

Рус

Баш

сигматизм

Бытовая, ситуативная

средний

Средний

4

6

Рус

Параротацизм

разнообразная

высокий

Высокий

5

6

Рус

Баш

ротацизм

разнообразная

высокий

Высокий

6

5

Рус

Баш

Разнообразные звуковые нарушения

Бедная, путает предлоги

низкий

Средний

7

5

Рус

Баш

межзубной сигматизм

Бытовая, ситуативная

средний

Средний

8

5

Баш

Татарск.

Разнообразные звуковые нарушения

Бедная, путает предлоги, род

низкий

Низкий

9

5

Рус

Практически чистая речь

Бытовая, ситуативная

средний

Высокий

10

5

Рус

Баш

сигматизм

Бытовая, ситуативная

средний

Высокий


Итак, мы видим, что чем старше ребенок, тем меньше нарушений в речи, выше уровень владения языком мамой, тем лучше речь ребенка. Если родители общаются с ребенком и на русском языке, то уровень речевой коммуникации ребенка выше.

<![if !vml]><![endif]>

Таким образом, подтверждается, что уровень развития русского языка как инструмента общения, зависит, в первую очередь, от родителей.