Пояснение к результатам таблицы. В таблицу вошли выборочные результаты первой таблицы. В первой и второй колонке указаны национальная принадлежность и владение языками мамы ребенка. В третьей колонке самооценка уровня владением русским языком. Далее указаны знание языков ребенком и оценка уровня мамой ребенка, а также речевые нарушения по мнению мамы. Мы увидели три низких уровня, которые оценили сами мамы. Один из этих детей имеет возраст 4 года. Поэтому можно сказать, что это возрастное недоразвитие речи. По мнению ученых, в частности, можно говорить о том, что в возрасте 3-4 лет ребенок может не справляться с проблемами в речи.
По собственным наблюдениям могу сказать, что не всегда речевое развитие ребенка укладывается в возрастные рамки. Все зависит от интенсивности общения с носителями языка, от опыта родителей. В двуязычных семьях чаще бывает, что дети запаздывают с речевым развитием, последний период может растягиваться дольше, чем до 6 лет.
В нашем анкетировании еще у двоих детей низкий уровень владения русским языком. Какие могут быть причины?
<![if !supportLists]>1) <![endif]>возраст младше 6 лет;
<![if !supportLists]>2) <![endif]>общение родителей не на русском языке. В рассматриваемых семьях ведущим языком общения является башкирский или татарский. А речь, как известно, формируется по подражанию.
II. Следующим этапом нашего исследования является диагностика речи детей, имеющих по анкетированию родителей средний и низкий уровень владения русской речью в возрасте 5-6 лет. Таких детей 10.
1) Для диагностики уровня речи приведем оценочные критерии, по которым будет оцениваться речь детей (см. таблицу 3).
По этическим соображениям детям, участвующим в обследовании присвоены номера с 1 по 10. Обследование детей будет проводиться в виде наблюдения. Результаты также будут занесены в таблицу.
Табл.3Оценкауровня речевой коммуникации
№ |
Критерии оценки коммуникативных |
Оценка в |
Уровень речевой |
1 |
Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета |
3 |
Высокий |
2 |
Ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении, чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое |
2 |
Средний |
3 |
Ребенок малоактивен и малоразговорчив |
1 |
Низкий |
Табл. 4. Оценка уровня речевой коммуникации детей в возрасте 5-6 лет
№ |
Слушает, понимает речь |
Общается с учетом ситуации, легкость контакта |
Ясно выражает мысли, пользуется речевым этикетом |
баллы |
уровень |
1 |
+ |
+ |
- |
2 |
средний |
2 |
+ |
+ |
+ |
3 |
высокий |
3 |
+ |
+ |
- |
2 |
средний |
4 |
+ |
+ |
+ |
3 |
высокий |
5 |
+ |
+ |
+ |
3 |
высокий |
6 |
+ |
- |
- |
1 |
низкий |
7 |
+ |
+ |
- |
2 |
средний |
8 |
+ |
- |
- |
1 |
низкий |
9 |
+ |
+ |
- |
2 |
средний |
10 |
+ |
+ |
- |
2 |
средний |
Обследование уровня речевой коммуникации детей 5-6 лет показала, что из 10 человек трое имеют высокий уровень коммуникации, пятеро – средний уровень, двое – низкий.
2) Обследование лексической, грамматической, фонетической, фонематическойсторон речи.
Для выявления уровня развития предметного словаря нами использовались натуральные предметы, игрушки, картинки. Понимание и употребление ребенком глаголов, наречий, предлогов выявляли в процессе беседы и совместной предметной деятельности.
Исследование лексической стороны речи предполагает выявление состояния различных аспектов лексических значений слов.
Табл. 5. Состояние лексической стороны речи
№ |
Предметный словарь |
Глаголы |
Прилагательные |
Наречия |
Предлоги |
1 |
Бытовые слова |
+ |
Практически не использует |
+ |
Путает |
2 |
Разнообразный выбор |
+ |
Часто встречающиеся |
+ |
+ |
3 |
Бытовые слова |
+ |
По ситуации |
+ |
+ |
4 |
Разнообразный выбор |
+ |
По ситуации |
+ |
+ |
5 |
Разнообразный выбор |
+ |
Редко использует |
+ |
+ |
6 |
Бытовые слова |
Уточняет действие жестами |
Редко использует |
Практически не использует |
Путает |
7 |
По ситуации, конкретное понимание |
Понимает больше, чем говорит |
По ситуации |
Редко |
+ |
8 |
Бытовые слова |
Уточняет действие жестами |
Практически не использует |
Практически не использует |
Путает |
9 |
По ситуации, конкретное понимание |
+ |
По ситуации |
Часто встречающиеся |
+ |
10 |
Бытовые слова |
+ |
По ситуации |
Часто встречающиеся |
+ |
Таким образом, дети, имеющие низкий уровень речевой коммуникации имеют бедный словарный запас, помогают себе жестами или заменяют по смыслу словами родного языка, практически не встречаются в речи прилагательные и наречия. Также путают значения предлогов.
Трое детей, принадлежащих к высокому уровню речевой коммуникации, имеют достаточно разнообразный словарный запас всех частей речи, не путаются в предлогах.
3) Следующая диагностика – обследование звукопроизношения детей в возрасте 5-6 лет, являющегося необходимой предпосылкой письменной речи, а именно:
<![if !supportLists]>-<![endif]>слуховая дифференциация звуков;
<![if !supportLists]>- <![endif]>правильность произношения звуков (в особенности в плане наличияили отсутствия звуковых замен).
Игры и игровые приемы для обследования звукопроизношения
1. «Волшебный колпачок». На игровом поле находятся «лунки», где нарисованы картинки, в названии которых имеется изучаемый звук. Волшебный колпачок попадает в одну из лунок. Ребенок называет соответствующую картинку.
2. «Вертолина». Круглый циферблат разделен на несколько секторов. В каждом из них нарисована соответствующая картинка, посредине циферблата стрелка. Ребенок, продвигая стрелку, останавливает ее у любой картинки, называя ее.
3. «Веселый рыболов». В коробке сложены картинки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок с помощью удочки «вылавливает» картинки и называет их.
4. «Кто самый внимательный». На столе лежат конверты, в каждом из них часть разрезной картинки. Ребенок достает отдельные части, ищет недостающие элементы, складывает их и называет картинку.
5. «Волшебная ромашка». На каждом лепестке ромашки нарисованы картинки с изучаемым звуком. Ребенок, «открывая» лепестки, называет соответствующие картинки.
6. «Загадочный сундучок». В красиво оформленном сундучке разложены игрушки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок на ощупь берет игрушку, угадывает ее и называет.
7. «Украсим нашу елку». На столе устанавливается маленькая искусственная елочка. Ребенок по просьбе логопеда развешивает на ней картинки-игрушки и называет их.
8. Игра «Наоборот». Логопед бросает ребенку мяч, называет прямой слог с заданным звуком, а ребенок, возвращая мяч, называет обратный слог с этим же звуком.
9. «Найди свою пару». На столе разложены картинки с изображением одного или нескольких одинаковых предметов; дети берут любую понравившуюся им картинку, затем по сигналу логопеда разбиваются на пары так, чтобы у одного ребенка были картинки с одним предметом, а у другого — с двумя-тремя. Затем каждый из детей называет свою картинку.
10. «Собери осенний букет». В группе «растет дерево», на которое прикрепляются контуры осенних листьев. На их оборотной стороне нарисованы картинки с обследуемым звуком. Дети гуляют по группе и слушают музыку. Как только музыка прекращается, логопед произносит: «Листья падают, летят, наступает листопад». Дети быстро берут листья и подходят к логопеду. Затем каждый называет картинку, нарисованную на его листочке. Листья ставятся в вазу.
Итоги обследования были занесены в таблицу.
По итогам игрового обследования звукопроизношения получились следующие результаты:
<![if !supportLists]>- <![endif]>6 детей имеют сигматизм,
<![if !supportLists]>- <![endif]>у 2 детей ротацизм,
<![if !supportLists]>- <![endif]>у 2 – ламдацизм, причем, эти же двое детей имеют также и сигматизм и ламдацизм в звукопроизношении.
Табл.6 Обследование звукопроизношения детей в возрасте 5-6 лет
<![if !supportMisalignedColumns]><![endif]>
№ |
свистящие |
шипящие |
сонорные |
||||||||||||||
|
с |
з |
ц |
с, |
з, |
ш |
ж |
ч |
щ |
л |
л, |
р |
р, |
j |
|
||
1 |
+ |
с |
+ |
+ |
с |
с |
+ |
с |
с |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
||
2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
|
||
3 |
+ |
+ |
с |
+ |
+ |
+ |
+ |
с |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
||
4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
|
||
5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
|
||
6 |
- |
с |
с |
+ |
с, |
- |
с |
- |
с |
- |
+ |
- |
- |
+ |
|
||
7 |
межзубные |
- межзубные |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|||||
8 |
- |
с |
с |
|
|
- |
с |
- |
с |
- |
|
- |
- |
+ |
|
||
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
||
10 |
+ |
с |
с |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
||
Результаты трех обследований занесем в сводную таблицу. И сравним нарушения в речи детей с уровнем владения русским языком их мам.
Табл.7. Результаты обследования речи детей в возрасте 5-6 лет
№ |
Возраст |
Владение языками |
Звукопроизношение |
Лексика |
коммуник. уровень |
Уровень мамы |
1 |
7 |
Рус Баш |
сигматизм |
Бытовая, ситуативная, путает предлоги |
средний |
средний |
2 |
6 |
Рус |
ротацизм |
разнообразная |
высокий |
Высокий |
3 |
6 |
Рус Баш |
сигматизм |
Бытовая, ситуативная |
средний |
Средний |
4 |
6 |
Рус |
Параротацизм |
разнообразная |
высокий |
Высокий |
5 |
6 |
Рус Баш |
ротацизм |
разнообразная |
высокий |
Высокий |
6 |
5 |
Рус Баш |
Разнообразные звуковые нарушения |
Бедная, путает предлоги |
низкий |
Средний |
7 |
5 |
Рус Баш |
межзубной сигматизм |
Бытовая, ситуативная |
средний |
Средний |
8 |
5 |
Баш Татарск. |
Разнообразные звуковые нарушения |
Бедная, путает предлоги, род |
низкий |
Низкий |
9 |
5 |
Рус |
Практически чистая речь |
Бытовая, ситуативная |
средний |
Высокий |
10 |
5 |
Рус Баш |
сигматизм |
Бытовая, ситуативная |
средний |
Высокий |
Итак, мы видим, что чем старше ребенок, тем меньше нарушений в речи, выше уровень владения языком мамой, тем лучше речь ребенка. Если родители общаются с ребенком и на русском языке, то уровень речевой коммуникации ребенка выше.
<![if !vml]><![endif]>
Таким образом, подтверждается, что уровень развития русского языка как инструмента общения, зависит, в первую очередь, от родителей.