Учителя – логопеда Васильевой Л.В.
Коррекционно – образовательные цели:
- Обобщение и систематизация знаний о домашних животных и их детенышах, их внешнем виде и образе жизни.
- Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме (животное, детеныш, корова, бык, теленок, лошадь, конь, жеребенок ,баран, овца, ягненок, козел, коза, козленок, свинья, кабан, поросенок, кролик, крольчиха, крольчонок, хлев, стойло, кормушка, сено, пойло; ухаживать, содержать, поить, кормить; домашний, полезный, нужный).
- Совершенствование навыка составления рассказа по картине.
- Формирование целостного представления об изображенном на картине.
- Совершенствование грамматического строя речи (использование в речи глаголов, практическое использование падежных форм, образование и употребление притяжательных прилагательных и согласование их с существительными в роде и числе, уменьшительно – ласкательной формы существительных.
- Автоматизация произношения и дифференциация сонорных звуков в игровой деятельности.
Коррекционно – развивающие цели:
- Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Воспитательные цели:
- Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, активности, любви и бережного отношения к природе.
Оборудование:
Мольберт, альбом «Животные. Мир природы», аудиопроигрыватель, CD с записью голосов домашних животных, предметные картинки с изображениями домашних животных и их детенышей.
Предварительная работа:
Рассматривание фотографий, слайдов с изображением домашних животных и их детенышей сотрудников детского сада и воспитанников. Коллективное составление плана рассказа – описания о животном. Чтение рассказа К.Паустовского «Кот – ворюга», сказки В.Сутеева «Капризная кошка».
Ход занятия.
- Упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения.
- Релаксация, « Волшебный сон».
- Упражнения для дифференциации напряжения – расслабления.
Упражнение «Кулачки», «Листья», «Дождь», «Часики».
- Дыхательные упражнения.
Упражнение «Шарик», «Самолет», «Ветер».
- Упражнения на развитие силы голоса.
Упражнение «Паровоз»
- Орг. момент.
Сядет тот, кто стоит за…, перед…, между…, около…
3.Беседа о домашних животных.
Ребята, сегодня я расскажу вам сказку.
Давным-давно жил человек. Пришла однажды к нему КОШКА и говорит:
- Возьми меня к себе жить.
- А что ты умеешь делать? – спросил человек.
Ребята, как вы думает, что рассказала кошка о себе?
Зачем тебе усы? Есть ли на лапках у тебя когти? Зачем они? Где ты, кошка будешь жить?
Кошка чистоплотна, постоянно «умывается». О своих детях, которые рождаются слепыми, заботиться и выкармливает их своим молоком.
- А как называют деток кошки? (котятами)
Подумал, подумал человек и разрешил кошке жить рядом с ним. Но однажды кошка привела СОБАКУ, которая тоже хотела жить рядом с человеком.
- А что ты умеешь делать? – спросил человек.
Что рассказала человеку собака?
Хорошо ли слышишь? Быстро ли бегаешь? Умеет ли охранять дом?
А какую пользу приносит собаки человеку? (Собаки помогают на охоте, спасают людей на пожарах, в горах, на севере их запрягают в упряжки и они перевозят грузы.)
Подумал, подумал человек и поселил собаку жить… куда? (конуру).
4.Физультминутка. Пальчиковая гимнастика «Котята».
Катаются по поля Пушистые клубочки. |
Вращение кулачками. |
Мелькают быстро лапы И уши, и хвосты. |
Гладим ладошки |
Щенки играют в мячик. Веселый слышен лай? |
Щелкают |
Идет футбол щенячий. - Ничья! Окончен тайм! |
Хлопки |
- Беседа о домашних животных.
- Скажите, а что любит, есть собака? А кошка?
А молока то у человека и нет. Нашла кошка КОРОВУ и привела к человеку.
Что интересного рассказала кошка человеку о корове?
Что можно приготовить из молока? Чем питается?
Куда поселил человек корову? (в коровнике)
А коровника у человека и нет. Стал человек его строить. Тяжелые бревна таскает человек, устал. И вот привела кошка КОНЯ.
Как вы думаете зачем?
Шерсть у лошадей бывает разной масти. Из конского молока делают напиток – кумыс.
Где человек поселит коня? (на конюшне)
Пришла зима. Вышел человек на улицу, кругом бело, а на крыльце кто-то лежит:
Как у зайца длинное ухо,
Сам – комочек пуха.
Прыгает не очень ловко,
Но любит морковку. КРОЛИК.
Задумался человек, чем же ему может пригодиться кролик?
А как вы думаете? (Из шерсти вяжут шапки, носки, варежки.)
Чем же его надо кормить? А куда поселить? (в крольчатник)
Увидела кошка, что у человека нет валенок, и привела БАРАНА, ОВЦУ И ЯГНЕНКА.
А зачем? ( Из шерсти можно вязать носки, кофты, валять валенки.)
Понравилось человеку жить рядом с животными, и однажды он сам привел в дом козу, а зачем? (Самое вкусное и полезное молоко – козье.)
А где он поселит козу? ( В сарае.)
Однажды видит человек – лежит кто-то в луже:
Спереди пятачок,
Сзади крючок,
Посередине спинка.
А на ней щетинка.
Кто это? ПОРОСЕНОК.
Физкультминутка
Дети отстукивают ритм стихотворения разными способами.
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки:
Туки-туки-туки-тук!
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
И постукивают, и похрюкивают!
У всех животных туловище покрыто шерстью, а у свинки чем? (щетиной)
Чем питаются свиньи? ( Они всеядные: желуди, ботва, картофелем, клевером.)
- Физкультминутка.
Ребята, а кто познакомил человека с животными? ( Кошка.)
Давайте поиграем с вами с ней!
Кошка прятаться любила, Кошка спрятаться решила. |
Приседаем. |
Мы ее везде искали Мы ее повсюду звали. |
Качаем головой в разные стороны. |
«Кис - кис-кис, кис-кис-кис, Выходи к нам, покажись! |
Наклониться и звать кошку. |
В дом тебя мы унесем И напоим молоком! |
Гладим воображаемую кошку, которая сидит на плече. |
- Дидактическая игра «Кто как говорит?»
И получился у человека целый скотный двор, на котором жили какие животные? Домашние.
С утра просыпается человек, а все животные по-разному подают голоса.
Я буду показывать животных, а вы изобразите их голоса.
Кошка - мяу. Что делает? (мяукает)
Собака - гав. Что делает? (лает)
Лошадь - и-го-го. Что делает? (ржет)
Баран - бее. Что делает? (блеет)
Корова – му. Что делает? (мычит)
Свинья – хрю. Что делает? (хрюкает)
- Дидактическая игра « Кто кем был?»
У всех животных свои семьи. Вот давай те узнаем, кто кем был, когда был маленьким:
Кошка была котенком.
Собака - щенком.
Лошадь - жеребенком.
Овечка – ягненком.
Корова – теленком.
Свинья – поросенком.
- Дидактическая игра « Кто с кем?»
Кошка с котятами
Собака со щенками
Лошадь с жеребенком
Крольчиха с крольчатами
Овечка с ягненком.
Корова с теленком.
Свинья с поросенком.
- Дидактическая игра « Один много»
Животных на скотном дворе обычно не один, а много.
Кошка – много кошек.
Собака – много собак.
Лошадь – много лошадей.
Кролик – много кроликов.
Овечка – много овец.
Корова – много коров.
Поросенок – много поросят.
- Дидактическая игра « Кому что?»
Давайте покормим наших домашних животных.
Молоко дадим (кому?) кошке.
Косточку дадим (кому?) собаке.
Сено дадим (кому?) лошади, корове, овечке.
Морковку дадим (кому?) кроликам.
Овощей дадим (кому?) свинье.
- Дидактическая игра « Чей? Чья?»
Чьи хвост, копыта, мордочки… кошачьи, коровьи, лошадиные, собачьи, телячьи…
- Составление рассказа - описания по следам наблюдений и вопросам логопеда.
Кошка.
- Кто это?
- Как по-другому его зовут?
- Какой он по размеру?
- Какие у нее уши, хвост, лапы, шерсть?
- Чем питается?
- Где живет?
- Какую пользу приносит?
- Итог занятия.
Назовите, кто живет у человека на скотном дворе?
Какое животное дает молоко?
Давайте соберем корову из геометрических деталей.
Монгольская игра.