Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Рецензия на игровое пособие-комплект инструктора по труду ГБУ реабилитационный центр г. Белорецка Республики Башкортостан Бочковой Натальи Михайловны «Волшебные помощники».

Рецензия на игровое пособие-комплект инструктора по труду ГБУ реабилитационный центр г. Белорецка Республики Башкортостан Бочковой Натальи Михайловны

«Волшебные помощники».

 

Автор пособия применяет разнообразные приёмы работы и предметные формы организации деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направленные на поддержание интересов детей к продуктивным занятиям, а также развитие их познавательной сферы, речи, мелкой моторики.

Наталья Михайловна творчески варьирует подходы к организации детской активности, применяя полиграфию, картотечные форматы для ознакомления детей с предметами швейного дела на уроках, в свободной деятельности, дома – а также закрепления материала, повторения, лексического развития тем. Педагог разработала электронное приложение по темам ручной работы, которое может стать основой для электронного мастер-класса дидактической интерактивной игры, производных проектов учащихся. Дидактический модуль комплекта включает «Домино», разрезные картинки, раскраски, контурные изображения предметов для использования на занятиях и в свободной деятельности детей.

Соответственно профилю специалиста, проектам Натальи Михайловны присущи функциональность замысла, дидактически рассчитанная эстетика оформления и прикладное качество выполнения элементов.

Учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории

Рыбакова Елена Владимировна

Рецензия на методическую разработку Е.В. Рыбаковой, В.Г.Азнабаевой «Папина карта»

Рецензия на методическую разработку Е.В. Рыбаковой, В.Г.Азнабаевой «Папина карта»

Данная методическая разработка направлена на обеспечение условий оптимизации приобщения детей к природе родного края, а также формирования благоприятных представлений о семейных ценностях, о своём месте в семейной культуре. Ребёнок в сложной системе практических действий отражает впечатления, полученные в походах семьи по красивейшим местам живописных окрестностей города. Необычайны возможности развития пространственного воображения и анализа при выполнении ребёнком вариативных действий в процессе такого увлекательного проективного сотрудничества.

В наше время реальный мир в деятельности детей всё больше замещается виртуальным, отрывая ребёнка от родной истории, культуры. Необходимо разрабатывать игровые приёмы для того, чтобы отношения ребёнка с реальной жизнью стали более актуальными, жизненными, социально-значимыми.

Практическое применение игр и пособий методической разработки Е.В.Рыбаковой, В.Г.Азнабаевой показывает адресность предлагаемого подхода и своевременность.

Учитель-дефектолог

Белорецкого Центра Реабилитации детей

с ограниченными возможностями здоровья

                                                     Извекова А.Н

Песочные картины в ДОУ№1.

Песочные картины в ДОУ№1.

Надежда Анатольевна Лисовская

Учитель-логопед,

город Учалы.

Мелкая моторика – и детское творчество. Иногда эта парадигма располагает более к прилежанию, нежели к свободному полёту мысли и образа. Я предлагаю необычную методику.

Стеклянная или пластиковая основа вначале прямоугольной, затем более сложной конфигурации служит «холстом» живописной картины. «Грунтом» - сначала вода, можно взять сладкую, для пробы сил и отработки приёмов, затем – растительное масло, затем – клей.

Рисунок вначале можно набросать на основу с помощью маркера, а можно – сразу кисточкой, смоченной в воде. Далее тонкой струйкой сыплем по наброску мелкий песочек, но можно и не ориентируясь по рисунку. Использовать можно песочек одного цвета или разноцветный. Когда слегка высохнет, ссыпаем лишний песочек, рассматриваем и комментируем результат.

Другой вариант продуктивно-игровой деятельности – «Угадай, что изображено». Здесь для ребёнка является секретом, какой рисунок проявится на стекле после прилипания песчинок.

Уместно для обогащения игрового пространства и сенсорного опыта детей использовать получившиеся картины в теневом театре.

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ИНТЕГРИРУЮЩЕГО КОМПОНЕНТА НА ЗАНЯТИЯХ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ

 Инструктор по физкультуре ГБУ Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья г. Белорецка Касымова Л.А. 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ИНТЕГРИРУЮЩЕГО КОМПОНЕНТА НА ЗАНЯТИЯХ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ

Системно организованное физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья не должно представлять собой замкнутый цикл, ориентированный на социально-образовательную среду государственного учреждения. Современные принципы социально активной среды оптимизируют как оздоровительное валеологическое содержание физвоспитания, так и его познавательные, нравственные, коммуникативные аспекты.

Наш коллектив, конечно, много усилий прилагает к тому, чтобы семья ребёнка-инвалида реализовала все доступные возможности для развития, адаптации, интеграции ребёнка в кругу семьи, в условиях реабилитационного центра, и находит пути взаимодействия, взаимопроникновения, отражения каждого нового опыта во всех сферах жизнедеятельности.

Например, на территории Белорецкого реабилитационного центра организованна иппотерапия для двигательного, физиотерапевтического эмоционального воздействия на личность и психофизическое состояние детей, а также расширения их представлений об окружающем мире, предметного праксиса и социального опыта. Но эта работа разносторонне отражается во многих других формах активности ребёнка: на занятиях по изодеятельности он в рисунках и поделках экстериоризирует свои впечатления, свой новый опыт. Медсестра, измеряя его рост, комментирует в благоприятном смысле влияние его занятий на происшедшие изменения, логопед, дефектолог, включая новые задания и упражнения, акцентируют деятельность ребёнка на «лошадиной» теме, инструктор по труду предлагает свои варианты интерпретации.

Но многие дети, привыкая к обществу всё новых людей, со временем начинают посещать бассейн, стадион, кружки, школьные мероприятия. В своей работе я обязательно уделяю время для актуализации новых впечатлений, представлений, практических навыков детей. На индивидуально доступном уровне я предлагаю вспомнить, какие сооружения есть на стадионе (устройство самого стадиона нелишне изобразить с помощью спортивного инвентаря на полу физкультурного зала, на столе, в ящике с песком, в сухом бассейне и др.), сравнить со снарядами из нашего зала, сооружениями участка, сопроводить беседу подвижной демонстрацией.

Оживит такую беседу попытка изобразить упражнения на снарядах, отсутствующих в нашем физкультурном зале: дети проявляют навыки имитации, театрализации, общее веселье подхватывают даже те дети, которые по интеллектуальному развитию или в связи с дисфорией не могут понять или разделить суть оживлённого общения, но, заражаясь общим позитивным эмоциональным настроем, получают опыт доступного приобщения к социально активной среде, а также желание именно позитивно реализовать собственную активность. Мы стремимся взвешенно поддерживать подобные формы взаимодействия в детском коллективе, с тем чтобы у детей, не способных осознанно получать валеологические знания и развивать нравственные качества, подкреплялись позитивные реакции на окружение, на общение хотя бы в форме социально привлекательных привычек.

Интересно бывает интерпретировать впечатления детей от посещения городского бассейна в упражнениях утренней зарядки, на занятиях, на физкультурных праздниках и развлечениях. В ходе обсуждения я нередко включаю эксцентрические моменты, так как дозированный аффективный компонент, по Л.С. Выготскому, сущностно необходим в дидактике и, кроме того, обогащает эмоциональный фон, разнообразит темпоритм детской деятельности, привлекает, опять-таки, к общению и участию в мероприятиях детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью, с нарушениями общения, а также создаёт благоприятный настрой для вхождения новичков в активное участие в оздоровительных и физкультурных мероприятиях нашего РЦ.

Такими эксцентрическими моментами я часто пользуюсь в проективном режиме: предлагаю детям воссоздать двигательную и иную картину их похода, например, в бассейн доступными средствами физкультурного зала и территории РЦ, мотивируя своим замешательством, неумением передать действие, внешний вид бассейна: «давно не была, забыла, плавать разучилась» и т.д..

Непросто бывает, конечно, избежать излишней оживлённости такого обсуждения и обыгрывания. Практики знают, бывают такие дети, которым не показаны особо эмоциональные проявления, и предпочитают эмоционально насыщенные экскурсы организовывать в их отсутствие. Но при небольшом количестве детей с осознанными навыками социально приемлемого поведения, достаточно неврологически устойчивых, часто в конце занятия или в ходе физкультурных праздников, где есть много ярких отвлекающих факторов и, что существенно, рядом есть родители, которые вовремя подыграют, отвлекут, если нужно – а потом отразят этот опыт в играх, рисунках, беседах – такая практика неоценима.

Структурирующие модули интеграции детского бытия в социуме, детского опыта, детской активности не должны быть тотально размывающими, сохраняя место и ценность частного опыта ребёнка, контрастируя многолюдность и уединение, шум и тишину, открытость и камерность, оставляя место интимным переживаниям, индивидуальным увлечениям и даже личной скуке, которую преодолеть ребёнок должен захотеть сам, и сам, по возможности, поискать путей преодоления, выбирая собеседников и своё место сначала в микросоциуме, а затем в более широком социальном пространстве.

Само территориальное окружение стационарной группы и кабинета специалиста, физкультурного зала реабилитационного центра и дома ребёнка может и должно стать объектом осознанного интегрирующего осмысления и разработки. Сегодня эту дистанцию, это препятствие преодолеть невозможно – завтра трудно – затем интересно и есть чем поделиться с друзьями. Я приветствую съёмки на камеру телефонов и фотоотчёты семей, активно реализующих подобную практику.

Не все препятствия представляются преодолимыми и с первого, и со второго раза. Вместе с ребёнком приходим к выводу, что можно попросить помощь у окружающих. Другие дети посильно ассистируют: советуют, наблюдают, помогают. Стараюсь, чтобы ребёнок по возможности сам принимал решение: продолжить ли самостоятельные пробы, обратиться за помощью к другим детям, к педагогу, к прохожим, чтобы постепенно расширялась сфера и физических, и коммуникативных проб. Наш РЦ находится внутри жилого микрорайона, имеет благоприятный общественный резонанс, и во время прогулки детей среди прохожих преобладают люди, имеющие свободное время, обычно молодые мамы, пожилые люди, как правило, социально-активные. Предпочитаю, чтобы пожелание обратиться к прохожим ребёнок высказал сам, предлагаю варианты помощи и обращений. Такой детский опыт не должен превращаться в постоянную практику – лишь как проба самостоятельности, общения, ролевой игры. Поэтому, моделируя ситуации в помещении, предлагаю детям обсудить и вопросы регулярности таких обращений, и наиболее предпочтительные варианты и технику безопасности, передавая тематические ссылки для закрепления на занятиях по ОБЖ.

Тематические выставки рисунков и поделок, памяток и моделей, игры по наборам лото «Выбери правильный вариант» предлагаю организовать воспитателям совместно с семьёй.

Речевые аспекты подобной практики целесообразно закреплять на занятиях с логопедом: форму обращения, ведение диалога, интонации, располагающий тембр, прогнозирование отношений по речи собеседника – в форме бесед, упражнений, деловой игры и т.п..

Очень важно привлечь к сотрудничеству родителей по данному направлению. Постоянное дозированное расширение двигательного и коммуникативного праксиса детей, обеспечение контроля и корректировки социально-обучающей и двигательной ситуации, обсуждение и обыгрывание с ребёнком, совместное прогнозирование, планирование работы – всё это и на пользу ребёнку, и укрепляет социально-педагогический альянс в формате социально-образовательного пространства РЦ.