Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Особенности подготовки к школе двуязычных детей (Приложение)

Приложение

Слуховые диктанты предложений

Начинающему ученику сложно (а при незнании букв и просто невозможно) написать настоящий диктант. А как хочется это сделать!

1)Найдем компромиссное решение: запишем предложение цифрами.

Наступила осень. (2)

Часто идут дожди. (3)

Птицы улетают. (2)

Итак, 2. 3. 2.

Такой необычный диктант может быть записан яркими фломастерами. А после выполнения задания следует восстановить «зашифрованную» запись, активизировав тем самым память детей.

2) Еще необычнее будет задание сосчитать количество пробелов (пропусков) между словами.

Зима пришла (1)

Выпал пушистый снег(2)

Замерзли реки (1)

Какая красивая зима.(2)

Итак, 1.2.1.2.

Такие диктанты могут проводиться в 1 классе. Составлятьих могут и сами дети. Задания эти способствуют развитию речевого творчества детей.


Списывание предложений

Учителя часто обращают внимание на то, что детям с трудом дается списывание с образца. Объясняется это тем, что при данном виде деятельности приходится перераспределять внимание между образцом и собственным написанием в тетради, приходится удерживать в памяти отрезки списываемого, постоянно сличать написанное и образец.

На наш взгляд, полезно упражнять в списывании с одновременными творческими заданиями. Появляется дополнительный мотив «усовершенствовать» либо исправить написанное, возрастает интерес к заданию.

1)Предлагаем записанное предложение без пробелов между словами переписать в тетрадь:

Детииграют.

Мамаготовитобед.

Бабушкавяжет.

Папаработает.

Перед ребенком сразу встанет вопрос «как переписывать». Правильно или так, как есть? Появится проблема — возникнет необходимость решить ее.

2) Предлагаем списать заведомо не правильное по смыслу предложение.

Медведь боится волка.

Папа младше сына.

3) Списывание предложения с заданием изменить в нем одно слово.

Ребята идут в школу.

(Мальчики идутв школу.

Ребята бегут в школу.

Ребята идут из школы.

Ребята идут в библиотеку.)

После этого прочитываются и обсуждаются собственные варианты.

4) Следующий вид упражнений — списывание с сокращениями, в котором непременным является условие сократить каждое последующее предложение на одно слово.

Вова ел вкусный суп.

Вова ел суп.

Вова ел.

Выполняя и обсуждая это задание, дети смогут понять значение различных членов предложения, ведь предложение в итоге сокращается до грамматической основы, несущейв себе основную смысловую нагрузку.

5) Списывание предложений с добавлениями может быть подключено на последующих этапах работы.

Ученики решают.

Ученики решают задачу.

Ученики решают лёгкую задачу.

Выполняя эти и подобные им задания, мы решаем пропедевтическую задачу распространения предложения, синтаксического разбора, предупреждаем появление аграмматизмов на письме, а также расширяем объем кратковременнойпамяти учащихся.

6) Списывание незаконченных предложений с заданием закончитьих.

Мышка убегает от...

Яхта плывёт по...

Самотет летит над...

Подобные здания исподволь готовят первоклассников к усвоению правила о раздельном написании значимого слова и предлога, подводят к падежным изменениям имен существительных, формируют обобщающую и ситуативную функцию слова.

Слуховой диктант слов

Пропуск целого слова нередкая ошибки и тетрадях учащихся. При овладении слоговым анализом слов может быть использована цифровая запись. Диктант слов разной слоговой структуры станет наиболее продуктивном, количество анализируемых слов увеличится во много раз, если учитель предложит детям цифровую запись, обобщающую

1) количество слогов в слове: мак (1), маки (2), маковка (3);

2)номер ударного слога: маки (1), макушка (2),

3) Пропуски гласных — одна из наиболее часто встречающихся ошибок. Это объясняется тем, что основную смысловую нагрузку в словах русского языка несут на себе согласные. Предложите детям не совсем обычный слуховой диктант: вместо целых слов они записывают гласные из этих слов. Методически оправданной будет следующая последовательность подобных диктантов.

4) Диктант слов, начинающихся с ударных гласных первого ряда (соответственно, записывают только начальные ударные гласные).

Игры (и), остров (о), отпуск (о), астры (а), иглы (и), эхо (э), утка (у), улей (у).

Дети быстро и легко справляются с этим диктантом. Одновременно решаются вопросы дифференциации гласных, а, о у. уи э (звуки эти нередко смешиваются учащимися из-за их артикуляторного сходства).

5)Диктант односложных словгласные пишутся так же, как и звучат.

Дом (о), нож (о), рак (а), кит (и), сын (ы), сыр (ы), мак (а), дым (ы), лак (а), лось (о), конь (о), сом (о).

6) Диктант трехсложных слов выполняется так же. Во втором полугогодии I класса и во II классе такие диктанты эффективны для проверки усвоения словарных слов.

Корова (о-о-а), сорока (о-о-а), воона(о-о-а).

7) Работа с цифровым рядом.

Пропуски согласных в стечениях и перестановки часто встречаются в работах учеников. Для диктанта подбираются слова стечением согласных. Перед ученика на столе цифровые ряды от 1 до 10. Цифры можно записать в каждой тетради. Дается задание найтиместо звука(буквы) в словах и записать цифрой в тетрадях. Например, найти место [р] словах;

бросить (2), зебра (4), подобрать привезли (2), грачи (2).

Упражнения для усвоения графических навыков

Одним из наиболее стойких типов специфических ошибок письма являются смешения букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений руки. Это так называемые ошибки по кинетическому сходству. Это ошибочный выбор последующего элемента инеправильная передача количества однородных элементов.

С переходом на стадию связного письма, с увеличением объема письменных работ, темпа работы число подобных ошибок значительно возрастает.

Смешения букв по кинетическому сходству могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения печатных текстов, так как у детей размываются еще неокрепшиесвязи между звуком и буквой.

Иногда в тетрадях учащихся встречаются смешения оптически сходных букв, свидетельствующие о несформированности оптико-пространственных представлений

Оптические смешения: с-е, с-о, э-с, у-д-з, л-и, м-ш, в-д, т-ш, п-и, Е-З.

Предлагаемые примерные виды тренировочных упражнений могут быть включены на уроке в «минутки чистописания». Они будут способствовать выработке контроляза ходом двигательного акта письма. Желательно начинать подобные упражнения с письма отдельных букв и слогов, а с букв в составе слова или целого предложения, значимых в смысловом отношении единиц речи.

1)Списывание слов и предложений с одновременной расшифровкой зашифрованных букв. Предлагаем следующие виды «шифровок»:

д

б

ОО‚<![if !vml]><![endif]>

<![if !vml]><![endif]>ОО΄

(Дедушка у_ит рыбу.)(Ба_ушка лю_ит со_ирать гри_ы.) (На уе растут жёлу_и.)

Обратное задание — зашифровать записанные или продиктованные предложения.

В зоопарке были зебры, обезьяны, бегемоты.

Подобным образом строится работа по предупреждению ошибок выбора последующего элемента и в других парах смешиваемых букв.

2) Предлагаемые «шифровки»:

п

I I 2 (элемента)

т

I I I 3 (элемента)


(Паша рисуе_ анк.)(Таня ле_и у_ку.)(Мама делае_ ельмени.) (Па_а чи_ае_газе_у.)

Обратное задание предполагает «шифровку» предложений учащимися:

Петр был на прогулке в парке. Он принёс ветки тополя.

Если в работахучащихся встречаются смешения в других парах букв, различающихся количеством однородных элементов, необходимо провести подобную дифференциацию и в этих парах.

3) Так выглядят «шифровки» лево- и правоориентированных, вверх и вниз направленных оптически сходных букв:

Пе_р был на рогулке в арке. Он ринес ве_ки _о_оля.

(Одновременно закрепляется правило о заглавной букве в именах людей.)

4)Списывание слов и предложений с одновременным исправлением ошибок кинетических и оптических смешений. Известно, что развитие функции контраля несколько опережает развитие функции самоконтроля. Ребенок будет предел) но внимателен и быстрее найдет ошибку другого, чем в своей собственной работе. Предлагаем списать с доски предложения с ошибочно записанными словами

(Редята содирают делые гриды. (б-д)) (Парохоб отхобит от причала. (т-п))

Как показала практика, подобнаяработа очень эффективна и результативна: ребенка появляется достаточная мотивация к письменной деятельности, улучшается зрительное внимание, формируется кинетический контроль над ходом двигательного акта письма.

Речевая готовность к школе


Приходя в первый класс, у ребёнка должен быть соответствующий уровень речевого развития. На что необходимо обратить внимание:

  • речевая коммуникация
  • связная речь
  • словарь
  • грамматика
  • произношение

Речевая коммуникация – к 7 годам ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.


Связная речь – К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота использования лексики), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения), на плавность речи ( отсутствие подсказок по ходу пересказа).


Словарь – К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова – действия, слова – признаки.


Грамматика – К 7 годам ребёнок должен уметь понимать различные грамматические конструкции. Например, Папа прочёл газету после того, как позавтракал. (Что он сделал вначале?) Охотник бежит за собакой. (Кто бежит впереди?) и т. д. А также правильно образовывать слова и предложения. Например, варенье из сливы – сливовое, шапка из соломы – соломенная, у лисы – лисята, у льва – львята и т. д.


Звукопроизношение – В норме вся звуковая сторона речи должны быть усвоена ребёнком полностью к 3–4 годам, к 5–6 годам он должен уметь дифференцировать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.


Вывод об уровне речевого развития детей, их готовности к школьному обучению делается на основе обследования всех сторон речи


<![if !vml]><![endif]> Что значит „школьная зрелость"?

Понятие это довольно широкое. Оно включает в себя и физический, и пси­хологический аспекты. Физическое здоровье малыша имеет огромное зна­чение для успешного обучения в шко­ле. Ведь не секрет, что учебные на­грузки даже в .. началке" далеки от ща­дящих. Рост детишек в этом возрасте идет не так интенсивно, как прежде. Зато продолжает совершенствоваться работа всех органов и систем организ­ма — и костно-мышечной. и сердечно­сосудистой, и нервной. Укрепляются связочный аппарат, мышцы и суставы, совершенствуются функции головного мозга, активно развиваются мышле­ние, внимание и память. Психологическая готовность к школе подразумевает достаточно высокий уровень развития у малыша познава­тельных интересов. Это значит, что решающее значение имеют не сами по себе знания и умения, а общий поло­жительный настрой к учебе. Часто случается так, что ребенок по­ражает окружающих буквально энцик­лопедическими познаниями, отличает марки машин, знаком с названиями стран и континентов, к тому же умеет бегло читать и считать. Будет ли он ус­пешным в школе? Совсем не обязатель­но. Если у малыша не сформированы желание и привычка думать, решать задачи и получать удовольствие от ре­зультата, то его обучение в школе вряд ли сложится удачно. Чтобы успешно учиться, он должен хотеть этого. Конечно, к концу дошкольного возрас­та ребенку хорошо бы владеть опреде­ленным объемом знаний, но главным остается все-таки другое. Что же?


<![if !supportLists]>♦ <![endif]>Способность выделять существен­ные свойства вещей, явлений.

<![if !supportLists]>♦ <![endif]>Умение исследовать, сравнивать, видеть сходное и отличное.

<![if !supportLists]>♦ <![endif]>Навык анализировать и рассуждать.

Еще один важный компонент готовно­сти к школе — развитие речи. От то­го, насколько малыш сможет правиль­но выражать свои мысли, объяснить то или иное явление либо событие, за­висит успешность его обучения. Всем известно, как трудно научить ре­бенка чему-либо, если он сам того не хочет. Для того чтобы хорошо учить­ся, малыш должен:

<![if !supportLists]>♦ <![endif]>стремиться к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям:

<![if !supportLists]>♦ <![endif]>уметь подчиняться правилам, кото­рые в школе одинаковы для всех;

♦ быть способным управлять своим поведением и строить взаимоотношения с учителем и сверстниками на новом уровне общения.

Все это — нелегкие задачи для начинающего школьную жизнь первоклашки. Если малыш пока не готов быть школьником — трудностей не избежать. Конечно, успешная подготовка ребенка к школе, формирование всех необходимых качеств — прежде всего задача родителей, и позаботиться обо всем этом необходимо задолго до поступления в первый класс. В какую бы школу ни поступал ваш ребенок, ему необходимо будет пройти собеседование, иногда — тестирование, которое проведут педагоги, логопед или психолог. Они побеседуют с будущим первоклассником, проверят уровень его знаний и представлений, умение считать и читать. Предложат выполнить различные задания, чтобы оценить степень его готовности к школе. Если в школе конкурс, задания наверняка будут усложненными. Многих родителей охватывает беспокойство, и они пытаются спешно «натаскать» малыша, а результатом такой „подготовки" будет неразбериха в голове у ребенка. Поэтому готовиться к поступлению в первый класс надо заранее. Не все дети к концу дошкольного возраста имеют одинаковые показатели развития, и, следовательно, стартовые возможности при поступлении в школу у них будут разными. Хорошо бы проконсультироваться у психолога и логопеда хотя бы за год до школы. Специалисты подскажут, есть ли у малыша проблемы и как с ними справиться.

Тренируем пальчики

Для успешного обучения в школе малышу необходимо обладать довольно высоким уровнем развития зрительно-моторной координации. Иными словами, он должен уметь четко согласовывать мелкую моторику пальчиков с движением глаз.

Все эти навыки просто необходимы при обучении письму, да и уровень развития речи и мышления также во многом зависит от степени развития мелкой пальчиковой моторики. Позаботиться об укреплении мышц руки нужно заранее. Ежедневно проводите с малышом в игровой форме упражнения пальчиковой гимнастики. Вначале делайте упражнения 3-5 раз на одной руке, затем на другой, а потом на обеих руках одновременно. Они могут быть статичными (изображение с помощью кистей рук и пальцев различных предметов) и динамичными, с речевым сопровождением в виде коротеньких стишков.

Лодочка

Ладони вверх, сложите пальцы лодочкой, выполняйте плавные движения кистей влево-вправо.

Очки

Соедините в колечко большой и указательный пальцы обеих рук.

Зайчик

Руку поставьте на локоть, указательный и средний пальцы поднимите вверх, а остальные спрячьте в кулачок. Опускайте и поднимайте „ушки".

Встали пальчики

Поочередно пригибайте пальчики к ладошке, а потом разожмите кулачок, широко расставив пальцы в стороны.

Оркестр

Имитируйте игру на различных музыкальных инструментах (на пианино, скрипке, арфе, флейте и т.д.) с помощью пальчиков.

Краски и компания

Вооружимся красками, запасемся восковыми мелками, карандашами, пластилином, приготовим соленое тесто и... будем творить вместе с малышом!

♦Рисуйте и пальчиками, и кистью, и перышком, и шерстяными нитками,
словом, всем тем, на что только способна ваша фантазия.

<![if !supportLists]>♦ <![endif]>Из пластилина или соленого теста можно придумать массу поделок, смастерить персонажей для домашнего театра либо подарки близким.

<![if !supportLists]>♦ <![endif]>Занятия аппликацией разовьют у малыша умение пользоваться ножницами, соотносить между собой по цвету и фактуре различные материалы.

♦Плетение из толстых ниток, вышивание, вязание крючком тоже очень помогают в развитии мелкой моторики пальчиков.

♦Для подготовки руки к письму можно использовать различные прописи. Выполняйте задания на обводку, штриховку фигур, срисовывайте различные картинки по точкам, раскрашивайте.

♦Узоры и различные элементы в прописях попросите вашего малыша вы выбрать лишнее труднее, поэтому от малыша требуется больше усилий.

Назови одним словом

Перечислите ряд слов, а малыш должен назвать понятие, которым их можно объединить.

Например: самолет, корабль, лодка, мотоцикл — транспорт. Или такой ряд: компот, сок, чай, кефир — напитки.

Сравнение понятий

Предложите ребенку для сравнения два понятия.

Например, ..самолет" и „птица", ..гвоздь" и „винт", „кукла" и „девочка". ..ваза" и „банка". Пусть назовет как полнить шариковой ручкой, а затем заштриховать карандашом, при этом обязательно простым.

„Графический диктант"

Потренируйтесь вместе с ребенком писать „графические диктанты". Для это-го вам понадобится тетрадь в крупную клетку и ручка. Скажите, что сейчас ему предстоит путешествовать по клеточкам, но двигаться нужно только по вашей команде. Диктуйте медленно, повторяя команду один раз, например: „Поставь точку в правом верхнем углу клетки. Одна клетка вниз, одна клетка вправо, две клетки вверх, одна вправо, две клетки вниз, одна вправо, одна клетка вверх, одна вправо. Дальше продолжай узор до конца строчки".

Задачки для ума

Малыши с удовольствием играют в игры, требующие сравнить предметы, найти сходства и отличия, лишний предмет в ряду других предметов, подобрать пары или аналогии.

Четвертый лишний

Предложите ребенку четыре картинки, три из которых можно отнести к какой-либо группе, а четвертую нельзя, поэтому ее надо исключить. Пусть он обязательно объяснит свой выбор. Усложните игру, не показывая, а называя понятия или предметы. На слух как можно больше признаков сходства и отличий между ними.



<![if !vml]><![endif]>

Попишите с малышом „графические диктанты". Путешествие по клеточкам может превратиться в увлекательную игру, если подойти к делу творчески.

Логические задачки

1.Сколько концов у палки? А у двух?

2. Тройка лошадей пробежала 5 километров. Сколько пробежала каждая?

3. На столе лежало 4 банана. Один разрезали пополам. Сколько бананов теперь на столе?

4. Может ли трамвай объехать человека, стоящего на рельсах?

5. Если цапля стоит на одной ноге, она весит 10 кг. Сколько она будет весить, если встанет на две ноги?

6. Что тяжелее — килограмм ваты или килограмм картошки?

Как дома подготовиться к школьному собеседованию


Если вы самостоятельно готовите своего малыша к собеседованию, обратите внимание на следующие виды заданий.

1 Ребенок должен хорошо ориентироваться в окружающем. Ему надо знать свою фамилию, имя, отчество, домашний адрес, страну проживания, иметь представление о предметах и их свойствах, явлениях живой и неживой природы, о людях и их труде, событиях общественной жизни. Вопросы на подобную тематику обязательно зададут ребенку при знакомстве с ним.

2 Малыша могут попросить нарисовать фигуру человека (мужчины), дать задание на срисовывание (копирование) фразы, написанной письменными буквами, срисовывание группы точек. Это так называемый тест „школьной зрелости". Все задания направлены на определение развития тонкой моторики руки и зрительной координации.

3 Ребенку предложат „графические диктанты" (рисование узоров по клеточкам под диктовку).

4 Ему надо владеть счетом и счетными операциями: сосчитать до десяти в прямом и обратном порядке. Уметь посчитать „двойками", определить место числа в числовом ряду, найти пропущенные в ряду числа, решать простые арифметические задачи. А также знать геометрические фигуры и уметь составить фигуру из отдельных элементов.

5 Проверяют и логику: определение четвертого лишнего предмета, классификация предметов по какому-либо признаку, подбор аналогий, сравнение понятий, задачки на сообразительность, определение последовательности событий.

6 Могут проверить понимание смысла пословиц и метафор.

7 Ребенок должен уметь составить рассказ по картинке (серии картинок), пересказать текст, проанализировать сказку.

8 Могут попросить проанализировать звуковой состав слова: придумать слово на заданный звук, назвать слово из трех, четырех звуков, определить количество слогов в слове, заменить первый звук в слове на заданный.

9 У малыша должны быть элементарные навыки чтения.

Логопедические игры


С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев. Но из всего многообразия звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. А прежде чем ребенок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, пытаться повторять их, начинает также слышать и различать звуки родного языка.

Говорим чисто

Ребенок не всегда может правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и, как следствие, их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения.

Чистота произношения обеспечивается, прежде всего, за счет правильного произношения согласных звуков. Овладение этим навыком происходит в течение нескольких лет. Сначала дети усваивают наиболее простые в артикуляционном отношении звуки: гласные а, у, и; согласные: м, п, б, к, гидр. На следующем этапе дети овладевают звуками ы, э, х, твердыми свистящими с, з , звуком ль. И в последнюю очередь дети усваивают звуки, требующие более сложной работы артикуляционного аппарата, - это звук ц, группа шипящих звуков ш, ж, ч, щ, звуки л, рь,р.

Как дышит? как слышит?

Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи до громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т.д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи.

Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведет к ослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов, а также к нарушению интонационной стороны речи. Ослабление слуха чревато не только искажением слов, но и снижением словарного запаса, появлением в речи ошибок грамматического типа. Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, то есть умения отличать одни речевые фонемы от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал — мял, рак-лак, том —дом. Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз. Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправданно физиологическими особенностями формирования детской речи. Но если ребенок неправильно произносит звуки или недостаточно отчетливо произносит слова, то взрослые обязательно должны обратить на это внимание.

Помогите ребенку говорить

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, сокращение слов («апиед» вместо «велосипед»), неправильное ударение и пр.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос малышей: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно, другие — крикливо. Нужно обратить внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учить различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

Как известно, дети младшего дошкольного возраста больше всего на свете любят играть, поэтому для развития речи целесообразно использовать специально разработанные логопедические игры. Они развивают у детей слуховое внимание, правильное восприятие речи, учат соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-, двух-, трех-, четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. Предлагаем вам несколько таких игр.

Что звучит?

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

Взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, им предлагается послушать, как они звучат: поиграть на барабане, позвенеть колокольчиком, постучать по столу молоточком; затем еще раз назвать игрушки. Потом взрослый устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают, и взрослый снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.


Чудеса в мешке

Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.

Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Взрослый, держа мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Цель: добиться, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если ребенок затрудняется ответить, нужно подсказать ему.

Магазин

Наглядный материал: игрушки, в названиях которых есть звуки м - мь, п

- пь, б~ бь(матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, петрушка, барабан, балалайка, буратино, собака, белка, кукла и пр.).

Взрослый расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. «Я буду продавцом», - говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?» Дети отвечают. «А вы будете покупателями. Кем выбудете?» - «Покупателями», -отвечают дети. «Что делает продавец?» - «Продает». - «Что делает покупатель?»

- «Покупает». Ведущий показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем он приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Ведущий соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово «пожалуйста» выделяет голосом. Отдавая ребенку игрушку, нужно спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы.

Нужно следить за тем, чтобы дети правильно произносили звуки м - мь, п - пь, б- бь в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.


Поедем или нет?

Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь): сан- ки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др. Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою группе, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Нужно следить за тем, чтобы дети правильно произносили звук с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.

Лесная прогулка

Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц.

Расставить игрушки на столе и попросить детей назвать их. Затем предложить детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное заранее место. Нужно следить, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при этом звуки с (сь), з (зь), ц.

Повторюшки

Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

Взрослый предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Нужно следить за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых ребенок испытывает затруднения.

По материалам журнала "Расти здоровым",

М.Павленко

%MCEPASTEBIN%

%MCEPASTEBIN%

%MCEPASTEBIN%

%MCEPASTEBIN%

%MCEPASTEBIN%

%MCEPASTEBIN%

%MCEPASTEBIN%

%MCEPASTEBIN%

Игра «Кочки на болоте»

Руднева Ольга Филипповна – воспитатель отделения социальный приют для детей и подростков ГБУ КЦСОН Белорецкого района и г. Белорецка РБ

Игра «Кочки на болоте»

Цель: развивать силу, ловкость, находчивость, быстроту и точность движений.

Играют дети 4 - 5 лет. Дети встают у стартовой черты. Перед ними две дорожки – кочки из листов бумаги, большие болотные сапоги. Необходимо надеть сапоги, пройти по кочкам и вернуться обратно. Затем предать сапоги другому игроку и сесть на стульчик.

Опыт компонентного анализа в системе медицинского экспертного контроля социально ориентированных проектов

Гузель Акубекова,

врач-терапевт МСЭ,

Уфа, Башкортостан

Современное содержание макро- и медиасоциального заказа инициирует поиск системообразующих средств по предупреждению первичной и вторичной инвалидизации населения, здоровьесберегающей пропаганды, а также своевременного обобщения, анализа, прогнозирования тенденций развития социума, в том числе инновационного, проектного характера. Позиции адресного медико-социального сопровождения граждан, таким образом,  предполагают не только экспертизу тяжести состояния здоровья и жизнедеятельности людей, но и информационное, организационное, ресурсное предупреждение инвалидизации населения, а также, по возможности, смягчение последствий первичных нарушений здоровья людей и ограничения их социальных возможностей. В свете инновационных преобразований в обществе особую роль приобретают формы созидающего контроля интегрирующих процессов и креативных проектов в социально-образовательной, социально адаптирующей среде.

Разрабатывая концепцию, социально-медицинские и организационные условия для столь важной практики, я определила свой авторский метод как компонентный анализ  социально ориентированных проектов и других форм социальной инициативы на местах, накопление информационной базы, методико-исследовательский компонент, расширение субъектной и контингентной сферы социальной активности.

В течение ряда лет я руковожу медико-социальным контролем здоровья и психоэмоционального благополучия возрастных участниц оздоровительного движения восточной пластики «Будур» в Белорецкой Педагогической Гостиной, а также женщин, имеющих ограниченные возможности здоровья, связанные преимущественно с нарушением опорно-двигательной системы. Как правило, в подобных досуговых группах присутствуют люди, имеющие медицинское образование, а также оздоровительный, лечебный опыт в силу особенностей возраста и индивидуального развития. Поэтому проводить мониторинг текущего состояния участников по субъективным и объективным показателям (пульс, давление, дыхание, самочувствие и др.) могут самостоятельно многие из участников. Конечно же, в установочных положениях досуговых оздоровительных групп «Жади» и «Будур» есть пункты, рекомендующие самостоятельное обращение участниц к своим лечащим врачам по поводу необходимого допуска к оздоровительному движению, а также по ограничениям физической активности индивидуального характера. Я обеспечиваю общий контроль, медицинский мониторинг, обобщённые рекомендации и статистический анализ результативности оздоровительной практики в системе двигательной реабилитации группы «Будур», а также исследовательскую поддержку.

Женственное стремление к здоровью и красоте, философия гармонии с миром и духовного совершенствования, магия житейского оздоровительного движения, клубный формат досуга и сотрудничества в уже несут в себе жизнеутверждающий, оптимизирующий, социально привлекательный импульс. Участницам предлагается не только стать лучше, здоровее, красивее, но и  проявить уже имеющиеся ресурсы, возможности, реализовать склонности, задатки успешности и притягательности. Гармонично рассчитаны взвешенно парадоксальные, но очень органичные принципы участия женщин в данном оздоровительном движении.

Принцип «я лучше всех». Для уральской женщины особенно важно постоянно напоминать со стороны, что не она должна стремиться быть лучше, старательнее, результативнее – а окружение должно получить возможность увидеть её прелесть, индивидуальность, притягательность. Приходится постоянно напоминать дамам, что избыток скромности мешает их самовыражению, что элементы восточного движения и женственности в них уже заложены, что недостаток самомнения не полезен их организму и самочувствию.

Применительно к участницам, имеющим инвалидность того или иного профиля, могу подчеркнуть, что данный принцип не только оптимизирует психоэмоциональное и физическое состояние женщин, а также отвлекает от негативных переживаний по поводу самосознания нарушения своего здоровья, - но и несёт самостоятельную функцию побуждающего мотива к самосовершенствованию, к поиску настроя позитивной самореализации, к самоконтролю. Требование соблюдения осанки во всех её статических и моторных аспектах приобретает постоянное подкрепление и психоэмоциональную поддержку.

Принцип «лениться изо всех сил» не только приучает к щадящему планированию собственной активности участниц и контролю уменьшения нагрузок.

Очень важно, особенно для дам с ограниченными возможностями здоровья, формировать через такой мотивирующий императив практические основы подсознательной щадящей регуляции моторной активности женщин, что закладывает сигнальный базис для экстериоризации малоосознанных изменений в текущем состоянии организма, позволяя вовремя прореагировать на изменения здоровья, переутомление, иные важные малозаметные для человека признаки. Вновь приходящие участницы групп одинаково искренне сомневаются, что именно благодаря данному принципу становятся достижимыми очень сложные результаты (скорость, гибкость, диапазон движений, разработка тонких мышц груди и живота и др.), раскрываются различные возможности женского организма и преодолевают в себе привычные комплексы, стереотипы, давая группе возможность реализовать опекающие, учительские позиции, проявить свои собственные рефлексивные ресурсы, наметить перспективы, предложить инновации.

Принцип системности важен более для руководителя, предусматривающего гармоничную вовлечённость всех групп мышц с соблюдением всех организационных и охранительных принципов комплекса, мягкий нарастающий подход к разработке глубинных зон женского организма и ещё более мягкое отступление от нагрузочных движений, системное включение скручивающих и растягивающих компонентов, синусоидную динамику эмоциональных, физических  нагрузок, умственного напряжения.

Здесь я имею возможность отследить динамику текущего состояния здоровья участниц, провести мониторинг групповой динамики.

Оптимизирующим фактором воздействия досуговых групп "Жади" и «Будур» стала клубная организация сотрудничества участниц Белорецкой Педагогической Гостиной «Белая Речь» под руководством учителя-дефектолога ГБУ Белорецкая ПМПК Рыбаковой Е.В.. Люди различного возраста, опыта, профессии, убеждений имеют возможность обмениваться не только оздоровительными инициативами, принимают участие в самых различных мероприятиях социально активного плана, культурологической практики, исследовательской работе и др. Совпадение и несовпадение мнений, оптимизирующее разрешение конфликтов, социально благоприятный настрой, психологические приёмы восточного и не только восточного праксиса становятся самостоятельной ценностью и распространяются  по семейному, корпоративному и другим направлениям, обогащая статус личности и генерируя новые аспекты самореализации. В состояни участниц с ограниченными возможностями здоровья, я отмечаю снижение частоты производных нарушений, уменьшение конфликтогенных позиций в их психоэмоциональном статусе, обесценивание негативных переживаний, связанных со здоровьем и другими факторами в жизни участниц, формирование стойких интегрирующих, адаптивных, жизнеутверждающих концептов и инициатив. В моей статье, опубликованной в журнале «Психологи зрелости и старения» №3,2013, отражены основные позиции представленного метода.

Ныне я продолжаю данную форму работы и по другим проектам, с другими возрастными группами. Предлагаю присоединиться заинтересованным исследователям и практикам, наши проекты отражены в публикациях Интернет-Гостиной и на сайте «Золотой Психеи».

 

Список литературы:

1.Азнабаева В.Г. «Экология речи как средство мотивирующего сотрудничества учителя-логопеда с семьями воспитанников» . - Национальный конкурс психологических проектов «Золотая Психея», 2011;

2.Акубекова Г. Д. Компонентный анализ системы двигательной реабилитации женщин пожилого возраста, а также имеющих инвалидность по нарушениям опорно-двигательной системы в центре восточного движения «Будур» Белорецкой Педагогической Гостиной «Белая Речь» под руководством Рыбаковой Е.В. - Москва, журнал «Психологи зрелости и старения» №3,2013;

3.Рыбакова Е.В.«Геронтологический договор как темпоральная форма регуляции отношений между поколениями». - Национальный конкурс психологических проектов «Золотая Психея», 2011;

4.Рыбакова Е.В., Дмитриева Н.Ю., Набиуллина М.С., Рыбаков Д.Г «Белорецкая педагогическая гостиная "Белая Речь" - общественная организация поддержки и пропаганды инновационного педагогического опыта». -  Национальный конкурс психологических проектов «Золотая Психея», 2011;

5. Рыбакова Е. В., Сайфуллина Л. Х., Акубекова Г. Д.«Возраст мудрости»  практико-исследовательский проект. - Национальный конкурс психологических проектов «Золотая Психея», 2014;

6.Рыбакова Е. В., Сайфуллина Л. Х., Акубекова Г. Д. «Каждый писатель – ребёнок, каждый ребёнок...» методико-практический проект. - Национальный конкурс психологических проектов «Золотая Психея», 2014;

МОЯ БУКВА

 

Разнообразные приёмы подготовки детей к обучению грамоте призваны сформировать у них образ буквы, установить связь звука и буквы, заложить основы анализа и синтеза, развить смыслоразличительные механизмы познавательной сферы для более высокого оперативного уровня образовательной деятельности.

В этом плане известный приём «Моя буква», «Мамина буква» и другие вносят благоприятный личностный компонент в дидактическую работу, а также опору на конкретные составляющие близкого окружения.

В нашем дошкольном учреждении экологическое направление занимает большое место, в том числе и в работе коррекционной группы для детей с нарушением речи. Органично поэтому, что мы пришли к мысли, что изготовить буквы, особенно «свои», можно и из природного материала: шишек, листьев, камешков, ракушек, желудей, цветов. Возрастает интерес детей к графическим символам, вовлекается проективный ресурс личности, обогащается сенсорная сфера и продуктивная деятельность, получает новые краски и формы сотрудничества организация семейно-педагогического альянса. Самопроизвольно возникают игры и упражнения («Чья буква?», «Чудесный мешочек», «Найди пару»), аналитические и стилистические размышления детей («Как сделано», «Я тоже так хочу», «А я сделаю это по-другому», «А так будет красивее» и др.), проекты на другие темы, изготовление подарков и сувениров.

Фотографирование изделий, заполнение фотоальбомов и дисков обогащает предметно-развивающую среду группы и периодически возвращает детей к закреплению букв, звуков, структуры слов.

При организации выставок на индивидуально доступном уровне я организую презентационные выступления детей: они называют того, чью букву изготовили, описывают своё отношение, пожелание себе и близким, а также процесс изготовления поделки. Уместно предложить детям поучаствовать в обсуждении каждого предмета, акцентируя благожелательные и конструктивные отзывы.

Личные, особенные мотивы в деятельности детей обеспечивают более органичную подготовку к обучению грамоте, способствуют обогащению содержания и интонации их речи. Вовлечение же родителей в проективную практику подобного плана актуализирует их участие в различных формах развития речи и мышления детей.

 

Борисова И.В.

учитель-логопед МДОБУ № 23, г. Белорецк, РБ 
Эккерт С.
Кишинёв. 

Разработка

Дифференциация букв и — у.

Коррекционная цель:

  • Ø научить детей дифференцировать сходные по начертанию буквы и - у;

Развивающая цель:

  • Ø развивать у детей логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие, зрительное внимание.

Воспитательная цель:

  • Ø воспитание культуры общения.

Оборудование:

  • Ø сообщение с пропущенными буквами;
  • Ø динамический раздаточный материал (для обратной связи веера);
  • Ø предметные демонстрационные картинки на доске;
  • Ø лабиринты на каждого ребёнка;
  • Ø пазлы по подгруппам;
  • Ø карточки для индивидуальной работы;
  • Ø индивидуальные листы в виде тетради;
  • Ø белая доска интерактивная и маркеры;

Ход занятия

I. Орг. момент

1. Здравствуйте ребята, меня зовут Ф.Э., я работаю учителем –логопедом,  А  теперь давайте познакомимся с вами, мяч передаём по кругу и называем своё имя, спасибо. Сегодня  я проведу у вас логопедическое занятие.

Логопед:  звук (электронная почта), ребята это же  электронная почта пришла, давайте прочтём, кто же нам отправил сообщение.

- Ребята, Ничего не понимаю!(сообщение напечатано на интерактивной доске.)

- похоже здесь пропущены кое какие буквы.

«Пр.вет! Ваш. б.квы . нас! . мы вам .х отдад.м, только есл. вы выполн.те все наш. задан.я. Вам поможет только дружба.

Разбойн.к. .

Какие буквы надо вставить? Правильно И и У. Давайте вспомним из каких элементов состоят эти буквы Помогите, собрать. (Два человека по очереди собирают буквы из элементов). Вспомнили, хорошо, давайте вставим буквы и прочитаем послание от кого же оно? (читаю после P.S. ).

P.S. как выполните задание позвоните по этому номеру телефона

333-222-333».

 Ой ребята вы сможете запомнить, или лучше записать?

Теперь мне всё понятно.

 А ведь именно с этими буквами мы должны были сегодня работать. Придётся выполнять требования разбойников, и вызволять буквы.

Опять сообщение. Ну вот и задания пришли. Посмотрите, какие большие конверты, да они именные, а в них столько заданий, да все на разных по цвету листах и пронумерованы.

Ну что, готовы выполнять задания?

- Готовы!  (раздаю конверты.) (

(Откройте конверт и достаньте первое задание на голубом листе, под цифрой 1)

1. Тактильное восприятие. Прочитайте задание №1. «Угадай букву». Ребята, покажите мне свои ладошки, а ну - ка опустите их под парту, на обратной стороне столешницы секрет, (на обратной стороне столешницы приклеены буквы из шершавой бумаги(бархат, рифлёная или наждачная) строчные буквы у и) угадайте, какие буквы там спрятаны, только секрет никому не говорите, тише, если угадали, запишите их. Покажите, молодцы, какой звук обозначает буква и, произнесли (что делают губы при произнесении звука и, да растянуты в улыбке), какой звук обозначает буква у  произнесли (что делают губы при произнесении звука у , да вытянуты хоботком.)

Хорошо справились с этим заданием, молодцы, давайте поиграем.  Встали, я буду называть слова, а вы если в слове услышите звук [ у ] хлопните, если услышите звук [ и ]топните.

Слова: лук, лик, суп, пить, жук, ум, стук, тишь, кот, кит и т.д.

2. А сейчас продолжим выполнять задания, нам же надо вернуть наши буквы. Достаньте задание №2 на зелёном листе. Прочитайте задание (прошу ребёнка). Соедини картинки с буквами и и у. ( выполняют, а теперь назовите какие слова вы написали, пишу маркером на слайде.) молодцы, справились и с этим заданием, а теперь давайте отдохнём.

Физминутка.

У- у - у- я на лыжах иду.

И - и - и- меня ты догони.

У- у- у- я с горы лечу.

И - и- и- поиграем мы в снежки.

У – у - у- ох устал я отдохну.

И – и - и- ты тоже отдохни.

3. Достаньте задание № 3 на красном листе.  «Собери цветок» . (на доске прикреплены на магниты серединки цветка с буквой и и у, лепестки с картинками в которых есть буква и и у. )

4. Достаньте задание № 4 на жёлтом листе . «Лабиринт» помогите букве и выбраться из лабиринта. Взяли в руки карандаши. Начали. Молодцы что помогли букве встретиться с буквой у.

5. Достаньте задание № 5 на белом листе. «Найди буквы  и иу».Подсчитайте сколько их и запишите. В конверте больше не осталось заданий?

-Дети : нет.

Задания выполнены, надо позвонить, ребята, а вы помните номер телефона?

-Дети : Да (называют номер телефона)

-Логопед: Спасибо( набирается  номер телефона) ( Здравствуйте! Мы с ребятами, выполнили все задания. Верните наши буквы?  Что?  Ждите ответ, по электронной почте? Хорошо.)

- Ребята, не обманули нас разбойники.

-Но что это такое. Снова задание.

 

ишаВ

ывкуб ынатярпс

аз  монко.

!ах,ах,аХ

- Попробуем прочитать сообщение, которое написано в зеркальном отражении.

-Дети: Да. (читают, на слайде каждое прочитанное слово переворачивается, читают послание полностью)

Ваши

буквы спрятаны

за  окном.

Ха,ха,ха!

-Логопед: сейчас я посмотрю, и, правда наши буквы прилетели к нам на воздушных шариках ( гелевые шары на ниточках буквы.)

(Слайд с песней.)

Ребята, какие мы молодцы! Я надеюсь, что вы никогда не будете путать буквы и и у на письме.

Итог:

-Ребята, какие мы буквы вызволяли из рук разбойников? 

-Дети и у.

-Скажите, какие задания было трудно выполнять, а какие легко?

-Если вам понравился урок, (смайлы прикреплены на доске магнитами) то возьмите смайлик, который показывает вот так (пальцем вверх), закрепите на доску, если не понравился, то смайлик, который показывает вот так (пальцем вниз)?

Слайд со смайликами, дети по очереди выставляют на доску смайлы, под музыку и садятся.

Спасибо вам ребята за урок.

Урок окончен.

Последний слайд.


Файруза Хажиева, учитель-дефектолог, Омсукчан, Магаданская область
Магомедова Индира Ахмедовна Учитель начальных классов.В классах 8 вида. Северная Осетия. 
Малышева Татьяна Николаевна учитель - истории и воспитатель ГПД на начальных классах. Украина.

Карта формирования портфолио для аттестации учителя-логопеда, учителя-дефектолога

Карта  формирования портфолио для аттестации

учителя-логопеда, учителя-дефектолога

 

Критерии и показатели

Наличие подтверждающих документов портфолио

1.

Титульный лист

Ф.И.О.; место работы; должность; образование и специальность по диплому; педагогический стаж; стаж работы по специальности; курсы повышения квалификации; квалификационная категория.

2.

Аттестационный лист предыдущей аттестации

Копия

3.

Заявление на аттестацию

Копия

4.

Повышение квалификации

Копия удостоверения

5.

Наличие наград (отличник…, медаль «Ветеран труда», грамоты), дающих право для освобождения от 1 этапа

Копия

6.

Аттестационная  мероприятия

3 конспекта

7.

Мониторинг результативности коррекционного обучения

- Ежегодные отчёты (таблицы, графики, схемы, диаграммы, экраны, проблемно-ориентированный анализ);

-  Аналитическая справка о результатах мониторинга за 4 года, заверенная руководителем (сводная таблица).

8.

Использование компьютерных технологий в учебном процессе:

1. Использование компьютерных технологий при подготовке к НОД

2. Использование компьютерных технологий при осуществлении НОД

3. Создание авторских компьютерных игр для осуществления НОД

4. Наличие собственного сайта, страницы на образовательных сайтах, блога и др.

5. Использование элементов дистанционного взаимодействия между участниками образовательного процесса

 

 

 

Справка, заверенная руководителем (группа, тема занятия, дата, форма применения)

 

Копия обложки диска

 

 

 

 

 

Материалы, подтверждающие использование дистанционного обучения участников образовательного процесса: обучающихся родителей, педагогов

9.

Документация, предусмотренная должностными обязанностями:

- список детей;

- речевая карта;

- перспективный план;

- план фронтальных занятий;

- индивидуальные тетради;

- тетрадь для вечерних заданий

- Справка об оформлении и ведении основной документации, заверенная заведующей ОУ

10.

Организация работы с родителями воспитанников

- План работы с родителями за 4 года; материалы выступлений, консультаций, папки-раскладушки; памятки, анкеты, домашние задания и т.д.)

11.

Участие в работе городских методических объединений (ежегодно)

Материалы  выступлений, справки, рецензии, отзывы, выписки из приказов и т.д.

12.

Участие в разработке методических рекомендаций, пособий, программ

Копии рецензий, практические материалы

13.

Авторская методическая продукция (методические разработки, статьи, научные публикации, учебно-методические пособия)

 

Титульный лист печатного издания, страница «содержание» сборника, в котором помещена публикация, интернет адрес, сертификат и т.д.

14.

Награды и поощрения:

а) за успехи в профессиональной деятельности

б) за успехи в общественной деятельности

Копии

15.

Общественная активность педагога: участие в экспертной деятельности, в жюри профессиональных конкурсах и т.д.

Копии приказов, распоряжений

16.

Обобщение и презентация опыта работы (научно-практические конференции, семинары, мастер-классы, круглые столы и т.д.)

-учреждения

 

- городской

 

- районный

 

- республиканский (зональный)

 

- всероссийский

 

- международный

 

 

 

Копии мероприятий (ежегодно)

 

Копии 4-5 мероприятий в межаттестационный период

Копии 2-3 мероприятий в межаттестационный период

Копии 1-2 мероприятий в межаттестационный период

Копии 1-2 мероприятий в межаттестационный период

Копия 1 мероприятия в межаттестационный период.

Выступления заверены руководителем ОУ, составленные по форме: дата, место, тема, название мероприятия.

17.

Руководство практикой студентов

Выписка из приказа

18.

Участие в профессиональных конкурсах

Копии грамот, дипломов, приказов/распоряжений, заверенные руководителем ОУ

19.

Результаты участия воспитанников в конкурсах

Грамоты, дипломы или другие документы, подтверждающие победы и призовые места воспитанников

20.

Исполнение функций наставника

Бланки

21.

Предметно-развивающая среда

Фотографии, слайды и т.д

22.

Опытно-экспериментальная работа, лаборатории, ресурсные центры

 

районного уровня

 

городского уровня

 

федерального уровня

 

международного уровня

 

Копии приказа/распоряжения исполнительного органа государственной власти соответствующего уровня о переводе образовательного учреждения в режим экспериментальной площадки, лаборатории, ресурсного центра.

Материалы, подтверждающие результат личного участия педагога в реализации образовательной программе экспериментальной площадки/лаборатории/ресурсного центра.

23.

Карта анализа коммуникативной культуры

Характеристика

 

 

ПРОГРАММА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЕКТА ЮНЕСКО "ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ КОНТЕКСТЕ"

 

 

30 МАРТА - 08 АПРЕЛЯ 2014 г.

Мы предлагаем курсы на тему «Инновационные формы обучения детей по предметам естественно-научного блока» для учителей, которые преподают в 5-11 классах математику, физику, химию (в Германии Sekundarstufe I + II) в Академии повышения квалификации учителей и школьных работников г. Бад-Вильдбад (Германия) совместно с Институтом развития образования Республики Башкортостан под эгидой Комитета Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО

 

1 день воскресенье

30 марта

Прибытие в Штутгарт (18-00/20-00).  Трансфер в Бад-Вильдбад. Размещение. Свободное время (знакомство с окрестностями).

2 день понедельник

31 марта

 

Современная система образования Германии (теория)

3 день вторник

1 апреля

Современная система образования Германии (визит в школу)

4 день среда

2 апреля

Инновационные формы обучения детей по предметам естественно-научного блока (теория)

5 день четверг

3 апреля

Инновационные формы обучения детей по предметам естественно-научного блока (теория)

6 день пятница

4 апреля

Поездка в Хайльбронн («Эксперимент»)

7 день суббота

5 апреля

Подготовка совместного проекта по физике, химии и математике

8 день воскресенье

6 апреля

Выходной

9 день понедельник

7 апреля

Рефлексия

9 день вторник

8 апреля

Отъезд

 

В СТОИМОСТЬ ВКЛЮЧЕНО:

двухместное размещение в отеле Академии

трансферы в отель по прибытию и проводам туристов

медицинская страховка

авиабилет Уфа-Стамбул-Штутгарт-Уфа, эконом. класс

шенгенская виза

Стоимость курса 5 дней по 120 евро

Свободные 3 дня по 55 евро

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Возможна поездка в Италию или в Мюнхен в выходные дни

Стоимость курса 5 дней по 120 евро (с питанием и проживанием) по курсу 45 рублей = 27000 рублей

Свободные 3 дня по 50 евро = 6750 рублей

 

 

Стоимость поездки: от 59750 рублей

50% от стоимости поездки необходимо оплатить до 24 января 2014 года, с собой иметь копию загранпаспорта (загранпаспорт должен действовать как минимум до 19 октября 2014 года)

 

КОНТАКТЫ:

Эльза Насибулловна Абуталипова 89625245534, электронная почта elzaab@mail.ru

 

ПРОГРАММА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЕКТА ЮНЕСКО

"ДИАЛОГ КУЛЬТУР - ДИАЛОГ МИРА",

ПОСВЯЩЕННОГО ПЕРЕКРЕСТНОМУ ГОДУ "РОССИЯ-ВЕЛИКОБРИТАНИЯ"

18 - 26 АПРЕЛЯ 2014 г. (5 рабочих дней)

 

1 день

18 апреля

Прибытие в Лондон (18-00/20-00 по Лондону).  Трансфер в отель. Размещение. Свободное время (знакомство с окрестностями).

2 день

19 апреля

Утро: Обзорная автобусная экскурсия по Лондону с гидом. Пешеходная  экскурсия в Национальную Галерею с гидом (входные билеты включены).

Вечер: Посещение школы и агентства "Россотрудничество".

3 день

20 апреля

Утро: Пешеходная экскурсия по историческому центру Лондона с гидом. Пешеходная экскурсия в Британский музей с гидом (входные билеты включены).

Вечер: Свободное время (Музей восковых фигур Мадам Тюссо доп.плата 38 евро, посещение аттракциона London Eye Колесо обозрения доп.плата 25 евро, прогулка по Темзе на катере доп.плата 11 евро, Автобусная экскурсия в Виндзор  с гидом 65 евро).

4 день

21 апреля

Утро: Посещение школы. Свободное время. Время для дополнительных экскурсий, посещений популярных аттракционов и ресторанов. (Автобусная экскурсия на целый день в Бат и Стоунхэндж доп.плата 95 евро, Автобусная экскурсия в Хэмптон Корт (Замок Тюдоров, Генрих VIII - 65 евро).Знакомство и изучение объектов ЮНЕСКО: Вестминстерский Дворец и аббатство доп.плата 45 евро, Тауэр 52 евро, церковь Святой Маргариты.

5 день

22 апреля

Утро: Свободное время (подготовка к отъезду в Эдинбург, выселение из отеля)

Во второй половине дня трансфер на железнодорожный вокзал KingsCross. Переезд на поезде на север в Эдинбург (Edinburgh) (вагон 2-го класса). Время в пути около 5 часов. Прибытие на железнодорожную

е.

6 день

23 апреля

Утро: Обзорная пешеходная экскурсия по историческому центру Эдинбурга с гидом, с посещением Эдинбургского замка (EdinburghCastle),  дворца Холируд Хаус (ThePalaceofHolyroodhouse), старинной улочки Ройал Майл  (RoyalMile)

Вечер: Свободное время

7 день

24 апреля

Свободное время. Время для дополнительных экскурсий, посещений популярных аттракционов и ресторанов. Знакомство и изучение объектов ЮНЕСКО - Старого и Нового города.

8 день

25 апреля

Трансфер на железнодорожную станцию Эдинбурга. Переезд на поезде в Лондон  (вагон  2-го класса). Прибытие в Лондон на  вокзал Kings Cross. Трансфер в аэропорт. Вылет в Москву.

26 апреля прибытие в Уфу.

 

В СТОИМОСТЬ ВКЛЮЧЕНО:

двухместное размещение в отеле 2*-3*

5 экскурсий по программе с профессиональными гидами

трансферы в отель по прибытию и проводам туристов

медицинская страховка

авиабилет Москва – Лондон – Москва, эконом. класс

ж/д билет Лондон-Эдинбург-Лондон (вагон 2 класса)

трансферы отель-ж/д вокзал-отель в Лондоне и Эдинбурге

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО ОПЛАЧИВАЕТСЯ:

консульский сбор - 132€ (5940 рублей при курсе 45 рублей за евро)

авиа сборы - 54€ (2430 рублей)

страховка от невыезда 3,5% стоимости тура по желанию

входные  билеты в замки в Эдинбурге по желанию – 44 € (1980 рублей)

авиабилет Уфа-Москва-Уфа от 10000 рублей

 

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

проезд в автобусе 1,50 фунта (1 фунт=55 рублей)

проезд в метро в Лондоне 2,10 фунта (1 фунт=55 рублей)

кофе от 1,30 фунта

обед в кафе от 5 до 10 фунтов

Достопримечательности Лондона: Трафальгарская Площадь, Здания Парламента, Вестминстерское Аббатство, Букингемский Дворец, Дворец Святого Джеймса, Кольцо Пикадилли (Piccadilly Circus) , Кавент Сад (Covent Garden), Музей Естествознания, Музей Madame Tussaud, Лондонский Планетарий, Королевские парки (Гайд Парк, Лондонский Зоопарк, Парк Регента Regent's Park), Хамптонский Дворец, Собор Святого Паула,Британский МузейБукингемский дворецВестминстерский дворецГалерея СаатчиГалерея Тейт МодернКоролевский театр Ковент-ГарденЛондонский Музей ТранспортаМузей Шерлока ХолмсаНациональная картинная галерея,Площадь Пикадилли.

Адреса отелей: Отель ALEXANDRA 159-161 Sussex Gardens, Hyde Park, London W22RY. Отель ROYAL NATIONAL Bedford way, London WC 1H0DG

 

 

Стоимость поездки: от 59000 рублей + проезд Уфа-Москва-Уфа

50% от стоимости поездки необходимо оплатить до 20 января 2014 года, с собой иметь копию загранпаспорта по адресу Мингажева 120 к. 214 (загранпаспорт должен действовать как минимум до 19 октября 2014 года)

 

КОНТАКТЫ:

Эльза Насибулловна Абуталипова 89625245534, электронная почта elzaab@mail.ru


Уважаемые коллеги!

В 2014 году под эгидой ЮНЕСКО и содействии кафедры коррекционной педагогики Института развития образования запланированы следующие мероприятия, в которых у вас есть возможность принять участие:

Мероприятие

Сроки

Категория приглашаемых

Примерная стоимость

Место проведения

 

Курсы повышения квалификации «Инновационные формы работы с обучающимися 5-11 классов по предметам естественно-научного блока»

30.03-07.04.14

Учителя физики, химии, математики(возможно участие руководителей, имеющих соответствующее образование и учителей немецкого языка)

26000 – расходы по России (виза, билет, страховка)

120 € в день хозрасчетные курсы с питанием и проживанием (5 дней), рефлексия и подготовка коллективной проектной работы Стоимость жилья 3 дня по 50 €

г. Бад-Вильдбад земля Баден-Вюртенберг

Германия (возможна за дополнительную плату поездка в Италию)

 

Международный проект ЮНЕСКО

"Диалог культур - диалог мира",

посвященного перекрестному году "Россия-Великобритания"

18 – 26.04.14

Руководители и учителя

от 59000 рублей + проезд Уфа-Москва-Уфа

В СТОИМОСТЬ ВКЛЮЧЕНО:

двухместное размещение в отеле 3*

5 экскурсий по программе с профессиональными гидами, трансферы в отель по прибытию и проводам туристов, медицинская страховка, авиабилет Москва – Лондон – Москва, эконом. класс, ж/д билет Лондон-Эдинбург-Лондон (вагон 2 класса), трансферы отель-ж/д вокзал-отель в Лондоне и Эдинбурге

ДОПОЛНИТЕЛЬНО ОПЛАЧИВАЕТСЯ:

консульский сбор - 132€ (5940 рублей при курсе 45 рублей за евро), авиа сборы - 54€ (2430 рублей), страховка от невыезда 3,5% стоимости тура по желанию, входные  билеты в замки в Эдинбурге по желанию – 44 € (1980 рублей), авиабилет Уфа-Москва-Уфа от 10000 рублей

г. Лондон Великобритания

 

г.Эдинбург

Шотландия

 

Курсы повышения квалификации «Инновационные формы работы с обучающимися 1-4 классов»

01.05 -10.05.14

Учителяначальных классов(возможно участие руководителей, имеющих соответствующее образование и учителей немецкого языка)

26000 – расходы по России (виза, билет, страховка)

60 € в день бюджетные курсы с питанием и проживанием (5 дней), рефлексия и подготовка коллективной проектной работы -3 дня по 50 €

г. Бад-Вильдбад земля Баден-Вюртенберг

Германия (возможна за дополнительную плату поездка в Италию – 3 дня)

 

Семинар по профориентационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их дальнейшему трудовому обучению и трудоустройствуна базе Нефтекамской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат VIII вида с участием специалистов лечебно-трудовых мастерских «WEK» (Германия)

апрель

2014 года

Руководители и учителя

820 рублей

гг. Уфа, Нефтекамск

 

Изучение системы образования Финляндии в рамках проекта ЮНЕСКО «Профессиональные компетенции в европейском контексте»

июль 2014

Руководители и учителя

Уточняется

Финляндии

 

Научно-практическая конференция "Современный взгляд на речевые нарушения у детей: медицинские и лого-педагогические аспекты" с участием коллег из Германии и содействии издательства «Просвещение»

19 ноября 2014 г.

Руководители и учителя

Сертификат участника 100 рублей при наличии статьи, активном участии

г. Стерлитамак



Заведующий кафедрой - Эльза Насибулловна Абуталипова 89625245534, электронная почта elzaab@mail.ru


Мамин кабинет дома: интригующая дидактика.

Мамин кабинет дома: интригующая дидактика.

Извекова Альмира Нурисламовна

Башкортостан, Белорецк

Ирина Туз

Германия, Бад Мариенберг

Азнабаева Венера Галеевна

Белорецк

Сумка педагога, особенно коррекционного, всегда полна; стол его в папках, обрезках бумаги, поделках. Для своих детей – это окно во взрослую жизнь, средство приобщиться к инобытию маминых ролей, ее закадровой ипостаси. Дорогие женщины! Сдержите в себе рефлексы запретительства! Пусть первый шаг к вашим педагогическим сокровищам ребенок сделает сам! Его взгляд на каждый предмет, потребность в новизне, свой взгляд на каждый предмет, выбор действия – вы можете увидеть. Это вне вашей редактирующей сетки! Уточнить, замотивировать, перевести в другое русло можно потом, когда первый инициирующий вклад сделал сам ребенок. Если вы опасаетесь слишком импульсивной реакции ребенка или неполезного, конечно же, хаотичного смешивания всех своих пособий и материалов – приучите себе не держать на виду сразу много объектов. Лаконизм  праксиса, в то же время, сформирует и базу дисциплинирования вашего внутреннего состояния, которое вы непрерывно транслируете своим детям. Действия ребенка, кроме того, помогут вам увидеть себя со стороны – он непроизвольно копирует ваши движения, операции, тональность настроения. Все поправки и окрики, которые у вас будут возникать у вас по отношению к юному экспериментатору – вы вполне можете применить к себе.

Аналогичные и непривычные объекты, яркие и неприметные, хрупкие и устойчивые, готовые и на стадии выполнения – сформируют сознательный диалог поколений и станут базой актуального педагогического мониторинга.

Оценит ваш ребенок также свою экспертную, консультативную, проективную роль в процессе. Это для педагога подготовительный этап перед занятиями утомителен и малоинтригующ. Для ребенка, особенно учительского – это поэзия (езда в незнакомое!), магия и самоопределение личности в культурно-социальном процессе.

С тем большей охотой и ответственностью со временем он  раскрасит, а впоследствии и оцифрует вашу предметную базу, с большим пониманием – классифицирует, подготовит к публикации, с большей признательностью – применит, развивая младших членов семьи.

Педагог существует во времени. Проводники наши – это дети.

Этнопедагогические аспекты социализации в современном мире детей и подростков Республики Башкортостан

 Антиэнтропийная сущность духовного, культурологического, обиходного наследия народов Республики Башкортостан полифонична, несет в себе разнонаправленные тенденции, что весьма непросто реализуется в каждом переходном, социально напряженном этапе развития социума.В зоне башкирского южного Зауралья народные традиции влиятельны, богаты, глубоки, что подтверждают коллеги подведомственной зоны Белорецкой ПМПК, раскрывают в своих проектах  участники Белорецкой педагогической гостиной, отражает богатая практика образовательных, социально-образовательных учреждений и общественных объединений.Исследователи, руководители учреждений и практика раскрывают, реализуют, творчески развивают в своей работе потенциал филологического, сенсорного, социального, культурологического компонентов познавательной, образовательной деятельности детей и подростков, базово формируемых реалиями народной культуры.Педагоги Белоречья отмечают возрастание показателей психоэмоционального благополучия, успешности образования, креативной составляющей деятельности в семьях, дошкольных группах, классах, органично сочетающих современные и традиционные формы общения, воспитания, образования. Снижаются стрессовые показатели как ранней социализации детей в ДОУ, так и прохождения каждым ребенком естественных кризисных периодов, гораздо благоприятнее происходит переход к школьному обучению, смягчаются проявления подростковых проблем.Но эти же примеры показывают, как непросто организовать гармоничное взаимодействие культур, эпох, семейных укладов, мировоззренческих установлений, тем более в столь сложном направлении семейно-педагогического альянса, как  социализация детей и подростков.На микросоциальном этапе мы с родителями уже отмечаем, что характерологические особенности современных юных башкортостанцев существенно отличаются от привычных образов послушных, уживчивых, степенных деток. Конечно, в настоящий момент данной социально-исторической перверсии мощно сопутствует раннее проявление выраженного неврологического компонента, который в силу частотности проявлений не все исследователи позиционируют как патологический. Несут ли в себе данные тенденции отражения экологических вредностей, социально-экономических факторов, полиэтнических процессов, генетической нестабильности, эволюционной составляющей детской популяции или картину небывало сложной структуры гетерозиса – но современные дети беспокойны, часто капризны, чувствительны к оказанию давления на их личность, креативны, приоритетно настойчивы и зачастую начинают диктовать свое мнение раньше, чем научатся его формулировать.Каков этнопедагогически достоверный ответ нашим детям можем мы, современные педагоги и родители, предложить с полной ответственностью? Учить, поправлять, показывать? Сравнивать с эталонными детьми соседей, телеперсонажей, книг? Удивительно легко принимается такое решение в условно педагогической парадигме «субъект – объект». Но очень адекватно требованиям времени, особенностям современной детской популяции, а также мироощущению и зрелой позиции толерантных родителей побеждают тенденции субъект – субъектной организации социально-образовательного диалога. Такой подход соответствует современному принципу  сопровождения детей и подростков,  что предполагает выявление в первую очередь потребностей, возможностей, способностей, приоритетов ребенка, семьи, и лишь как производную программу, разрабатывать систему социально-педагогических мер по его развитию.Родитель, педагог, умеривший свои командно-исправляющие амбиции, легко открывает в себе ресурсный потенциал и становления, и коррекции детской личности. В какой семье ребенок, как правило, раньше начинает здороваться, благодарить, извиняться? В той, где эти нормы нравственного поведения обращены и к нему. Мы учим родителей находить в себе отступления от эталонного поведения, которое они хотели бы преподать детям для счастливой, успешной, духовной жизни. Очень быстро взрослые убеждаются, что им не нравятся в детях погрешности языка, общения, поведения, познавательной активности и духовной направленности, берущие начало в жизни самих взрослых.На наших практикумах родители сами решают, кто из них готов стать достойным образцом  для подражания, а кто пока еще переоценивает себя.Предметной опорой для культурологического, социально-нравственного общения становятся тематические семинары и конкурсы регионального плана: конкурс платка, костюма, национального блюда, праздники «Шежере-байрам», «Навруз», «Сумбуля», «Сабантуй» и др., литературно-музыкальные композиции «Пою тебе, родной Башкортостан!», где родители выступают не зрителями, а разработчиками, творцами исполнителями, в течение довольно длительного времени поддерживая в себе этнокультурную речь, поступь, образ мыслей и поведения. Дети, по-новому увидевшие своих родных, запоминают и то, что они видят и слышат – то, что чувствуют: волнение родителей, их душевный труд, красоту усилий по работе над собой.Мы наблюдали замечательный опыт перехода в школу таких детско-родительских коллективов, задающих высокий уровень взаимного интереса и ответственности на базе социально-культурологического диалога.Вместе с тем, было бы очень просто автоматически перенести в наше время этнопедагогический опыт народов Республики Башкортостан. Следует учитывать  и адресно культивировать ряд особенностей наших детей, которые могут стать и сильными, и слабыми их сторонами.Коллеги наблюдали, я думаю, в дошкольных группах медлительных и малоактивных, на первый взгляд, мальчиков – особенно, если это адаптационный период, иногда затянувшийся, группа ранней социализации или ребенок просто часто болеет. Иногда пассивными кажутся дети, особенно мальчики, в чьем поведении излишне отражается модель защитного, независимого, а то и чересчур горделивого образа. Станет вам будущий         «батыр» изображать каких-нибудь «танцующих утят». Но педагог может дать время ребенку, заинтересовать, убедить, а может, не подумав, дать пренебрежительную оценку. Современные дети привыкли читать по взгляду,  губам, жесту, спине, между строк.  Последствия такой педагогической  ошибки  мы наблюдаем на ПМПК, изучая причины трудностей в общении и обучении ребенка.Трудности девочек часто иного плана. В традиционном укладе многих семей приоритетными принципами в воспитании девочек являются послушание, прилежание, малословие. Изучая семьи, имеющие и мальчиков, и девочек в своем составе, мы отмечали, что в мальчиках  родители и педагоги отмечали больше признаков воли, способностей, а в девочках больше умилялись мягкости, послушанию, отчитывая за упрямство и лень. Неравновесность отношения взрослых ребенок может  пронести через всю жизнь. Коллеги-женщины часто утверждают, что «брат был способнее меня, потом это куда-то делось». Начинаем вместе изучать причины такого утверждения и находим признаки давления на приоритетную сферу детей, педагогические перверсии способностей, оценок, прогнозов.Часто настораживает «беспричинное» снижение успеваемости старательных девочек из «культурных семей».  Даже почерк ребенка иногда вызывает сочувствие, если все ставки в семейной педагогике сделаны на прилежание в ущерб непосредственности восприятия, живости воображения, удовольствия от собственной находчивости и столь ощутимой для современных детей рефлексии.Чтобы образы не поднимающей глаза «скромницы» и немногословного непоколебимого «егета» перестали быть определяющими в коммуникативной и познавательной деятельности детей, возможно, нужно усилить их культурологическую, сценическую, сказочную роль, аккуратно гиперболизируя акценты социальной пассивности, давая детям «переиграть» такие моменты и вместе с тем трансполировать их в сказочную, образную, культурологическую область человеческой практики. Участие родителей в таких постановках тоже подчеркивает разницу между старинными и социально успешными моделями поведения. Кроме того, есть дети, которым легче продемонстрировать социальную активность, настойчивость, выбор в ситуации    ролевого инобытия – в маске, в гипотетической ситуации, в гротескном образе.         Зачастую семьям, которым предложено вместо маленького султана и бессменной помощницы обрести  самобытных, непосредственных, самодостаточных детей, необходима  адресная психологическая поддержка. Но ради будущей самореализации, профессиональной успешности, личного счастья детей – это малая мера. Как и обязанность общества целенаправленно развивать духовное, этнокультурное наследие народов РБ, создавая и обеспечивая социально привлекательные модели самовыражения успешности, творчества.   

Сайфуллина Л.Х., педагог-психологПМПК, г. Белорецк

Международная Проект-мастерская "ПланетаУрал". Тема: Домашний кабинет

«Важная роль»

 

 

Сайфуллина Л.Х,

г.Белорецк Респ.Башкортостан

Валеева Л.В.

Zürich, Швейцария

 

 

Педагог коррекционного профиля постоянно решает много задач. В плане психологической работы мы ведем психолого-педагогический мониторинг особенностей развития детей, их эмоционального состояния, характера деятельности, осуществляем психотерапевтическую поддержку, организуем интегрирующее сотрудничество взрослых и детей в формате семейно-педагогического альянса – согласно должностным обязанностям.

Поэтому рождение своих детей и их воспитание для нас и наших кол-лег с одной стороны имеет ряд сложностей – таких, как профессиональное выгорание, категоричность и др., а с другой – нам помогают наши знания, опыт, профессиональный инструментарий.

Расскажем об одной проблеме, с которой часто сталкиваются молодые мамы: о микросоциальном статусе неработающей женщины. Молодая мама ни личным, ни профессиональным опытом, как правило, не подготовлена к тому, что, находясь дома после рождения ребенка, теряет какую-то часть своей партнерской роли в семье. Её мнение постепенно становится не самым существенным, её нужды – не самыми важными, её усталость представляется окружающим надуманной (они-то работают! учатся! ведут трудную пенси-онную жизнь!). Постепенно становится возможным говорить с ней небреж-ным тоном, допускать выражения разной степени грубости, перебивать и т.п.

Наступает день, когда ребенок перенимает эти интонации, манеры, вы-ходки. Постепенность происходящего в таких случаях является подкрепля-ющим фактором: вчера всех всё устраивало – а сегодня в чем причина волне-ний?

Чаще всего сама мать обобщает события, чувствуя: так не подобает! Такое положение дел не полезно семейным отношениям, но в первую оче-редь не полезно ребенку!

Роль «потерпевшей» не слишком располагает к тому, чтобы её сразу же выслушали. Необходима длительная работа, кропотливая, занудная. Часто лишь сама молодая мать вынуждена объяснять своему мужу, родителям, старшим детям, какие стандарты отношений закладываются в мировосприя-тии ребенка, какие ролевые стереотипы!

Постепенно все заметнее игнорирует она пренебрежительные мотивы в общении, предлагает испытать на себе подобные «пустяки» в зеркальном отражении.

На своем опыте и примерах знакомых можем сказать, что благоприят-ный результат иногда кажется недостижимым. Но именно педагоги могут быть достаточно упорными, работать систематически, уважать догму, в том числе истинную и быть вполне убедительными. А уж ради воспитания своего ребенка любая мать может быть настойчивой.