Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Спонтанная и «правильная» речь в контексте речевого и социально-личностного развития ребёнка.

Е. В. Рыбакова

Педагогическая общественность, обсуждая новые образовательные стандарты, не всегда готова принять требования самостоятельности детей, субъектной ориентированности образовательного процесса.

Примечательно, что позиция родителей заметно меняется в зависимости от возраста детей. Родители первоклассников настроены нейтрально: учиться считать, писать, осваивать знания и т.д.. Среди родителей детей, уже ощутимо длительно участвующих в образовательном диалоге, понимание современной проблематики учебной деятельности более предметное, актуальное. Они со знанием дела выступают за проективность, продуктивность, субъектность образовательного процесса. Ближе к ЕГЭ занимают ведущее место в системе образовательных ценностей иные заботы, иные сюжеты.

Но чтобы ученики вписались в новую реальность школы, давно назревавшую, - они из дошкольного детства должны прийти самодостаточными, умеющими определить и защитить свою позицию, найти общий язык с нами, взрослыми, сотворившими такой неоднозначный социально-экономический и социально педагогический ресурс.

Но для того, чтобы речевые возможности ребёнка дошкольного возраста соответствовали новому социальному заказу, мы должны изменить своё отношение и к нормативной, и к спонтанной, часто неправильной речи детей.

Дидактический императив «говори правильно» в грамотно организованном коррекционно-образовательном процессе звучит всё реже. Специалисты рассматривают позитивную динамику согласно рекомендации Л.С.Выготского сравнивать достижения ребёнка с его предыдущими возможностями.

Соответственно имеет смысл и ребёнка приобщать к мотивирующему анализу относительной успешности собственной деятельности.

В понятийном плане нормативные показатели речи существенно различаются в лингвистическом, литературоведческом, культурологическом, гносеологическом, дидактическом, коммуникативном аспектах.

В дидактическом плане речь рассматривается согласно предметно-методическим блокам, ранжировано и нормативно структурирована.

В обиходе любой ребёнок, в том числе с относительно сохранной речью, сталкивается со «стимулирующими» определениями «правильная», «нормальная» и даже «плохая» речь. Родители, желая получить направление в коррекционные ДОУ, рисуют ныне такие картины недостаточности детского развития – в присутствии ребёнка! – что лучше было бы потратить им своё красноречие в более жизнеутверждающей позиции. Педагоги, показывая свой «профессионализм», нередко тоже легко переходят границы допустимого в отношении его личной территории, его переживаний и комплексов.

Между тем детская рефлексия, по наблюдениям практиков и исследованиям учёных, обнаруживает себя всё раньше, разнообразнее, а организационно-методическое обеспечение соответствующего психолого-педагогического сопровождения данного явления находится в стадии анализа и разработки.

Показателен случай с мальчиком 4,5 лет с ОНР III уровня, которого все считали добродушным жизнерадостным лентяем – а когда после довольно быстрой коррекции произношения 3-х звуков он оказался совсем иным по характеру: серьёзным, переживающим за свой успешный имидж в глазах окружающих – педагогов поразила не сама перемена в его поведении, не собственная ошибка в определении существенных черт его характера, а то, что ребёнок в средней группе ДОУ может так убедительно играть роль.

Мы наблюдали уже ряд случаев, когда в ходе обследования на ПМПК выявлялись скрытые последствия заикания у школьников, не получавших помощь логопеда: наблюдаются неврологические и характерологические знаки, уловки контроля и поддержки темпоритмических составляющих речи, неустойчивость тембра, структурное своеобразие речевой коммуникации – но окружающие взрослые не успели заметить системных проявлений нарушения темпа речи, то есть ребёнок пережил определённые трудности и исправил их раньше, чем это заметили окружающие.

На проблемном заседании Белорецкой Педагогической Гостиной, работу участников которой коллеги и общественность уже знают по ежегодным публикациям в региональных, федеральных, международных изданиях, корпоративных издательских проектах, дистанционных семинарах нашего объединения была рассмотрена тема организации и сопровождения спонтанной речи детей в специально организованных условиях, акцентированных на непривычный формат и содержание высказываний.

Самостоятельная речевая активность ребёнка по-новому освещена и выделена в документах ФГТ-2011, что даёт не только методологическую базу для крайне необходимых изменений в организации коррекционной работы, но и создаёт интегрирующий компонент для целенаправленного реструктурирования всего образовательного пространства.

Уже не набор необходимых знаний, умений и навыков передаётся ребёнку, а формируется саморегулируемая функция, одновременно цель и инструмент сотрудничества ребёнка и его окружения, требующие от всех участников образовательного процесса самостоятельности, социальной активности, чуткой толерантности и взвешенной рефлексии.

По проблеме организации условий для развития спонтанной речи детей участники нашей педагогической гостиной организовали интегрирующее сотрудничество в ставшей у нас традиционной форме Проект-мастерской.

Опыт участников убедительно показывает, что вкус к самостоятельным, необычным высказываниям, свободному вербальному самовыражению ребёнок обретает в целенаправленно обогащённой среде, в различном темпе, с индивидуально значимыми мотивами.

Примечательно, что, предлагая не слишком выраженные изменения в словесно-логические задания для детей 6-7 лет как с ОНР, так и с сохранной речью, мы наблюдали у контрольных групп резкую переустановку на активность.

Привычно успешные, как правило, активно отвечающие, дети терялись, опасаясь не угадать как «правильно» соответствовать ожиданиям педагога, - предполагалась, что остальные либо промолчат, либо получат критическую оценку. Вне жёстко дидактического, форматированного, подхода, в развивающем диалоге более смелые дети, не опасающиеся уменьшить рейтинг в группе, быстро набирали продуктивность деятельности в непривычных условиях.

Интересно, что при сочинении авторских сказок на первом этапе индивидуальное педагогическое сопровождение позволяет детям создать довольно самобытные, разные тексты в 80% случаев. Но далее привычные к успешности, жёстко ориентированные на отличную «правильную» результативность дети стремились к тиражированию оправдавших себя мотивов, повторам сюжетных ходов. Более подвижными, готовыми к поиску и рискованным новациям, оказались дети не столь выраженной успеваемости и некоторые аутсайдеры.

Конечно же, заинтересованный педагог легко отрегулирует интегрирующие тенденции подобным образом организованного процесса в поддержку благоприятных устремлений и переориентацию репродуктивных моментов детской деятельности. Привлечение же родителей к издательскому отражению детского творчества, благоприятное в целом, не в полной мере решает задачи, поставленные в данном проекте:

- выявление ресурсов развития общественного мнения в пользу свободно проектируемой детской речи;

- формирование семейно-педагогического альянса для создания условий инициации свободных высказываний детей без жёсткого форматирования;

- разработка методической базы для целенаправленного обогащения предметно-развивающей среды в ДОУ и семье в данном направлении;

- развитие социально-педагогической рефлексии;

- экспертиза и оценка социально-педагогических проектов;

- информационное сопровождение благоприятных результатов проективного сотрудничества.

Интерес представляет социально-педагогический проект, представленный Учалинской начальной школой-детским садом компенсирующего вида, «Большие маски». Педагоги с увлечённым видом готовят, примеряют маски, подбирают костюмы и аксессуары, обмениваются впечатлениями. Детей не привлекают к участию ни в подготовительных мероприятиях, ни в зрелищах, уклончиво отвечают на вопросы. Дети вынуждены сопоставлять догадки и наблюдения, советоваться с родителями, угадывать по фотографиям, что за мероприятия имеют место. В детских садах не так много вариантов развлечений, поэтому дети теряются в догадках, когда им не предлагают готовых форм участия. Кульминацией интригующих событий становятся маски детского размера, соответствующие маскам взрослых, неожиданно найденные среди группового оборудования. Перенос запомненных ранее реплик, действий взрослых, а также собственные оживлённые находки детей бурно взаимодействуют, регулируются вербально и невербально, описываются, как и интригующее поведение взрослых. Пока дети наблюдали за взрослыми, педагоги сами успели сделать много интересных записей, зарисовок, фотографий. Альбом, посвящённый этим событиям, до сих пор служит поводом для оживлённого речевого общения.

В ДОУ №1 города Белорецка сложилась особенная форма актуализации представлений детей о своей Родине и культуре. Созданный здесь детский кабинет фольклора позволяет детям на основе регионального образовательного компонента составить видеооткрытку, повторить материал занятий, выучить танец, придумать сценарий фольклорной постановки, передачи, представительского проекта. Занимательно наблюдать, каким образом дети решают сложную задачу презентации самого кабинета фольклора, передавая его назначение и особенности.

Интересен и проект, представленный учителем-логопедом ДОУ №2 города Белорецка Билаловой А.Ф. «Презентация музея». В этом детском саду дети знакомятся с тремя культурами народов Республики Башкортостан: русских, башкир, казаков. Дети хорошо знакомы с реалиями предметной культуры и языка, духовности земляков, что позволяет им легко продолжить экскурсию, проводимую педагогом или другим ребёнком в русской избе, казачьей хате, башкирском тирмэ. Знак миссии экскурсовода – шапку соответствующего народа – ребёнок получает неожиданно, подготовиться не успевает, поэтому формулирует своё высказывания спонтанно, не слишком опираясь на образцы, имея возможность подробнее остановиться и заинтересованно описать те предметы и явления, которые особенно значимы именно для него.

Участники Проект-мастерской отметили, что дети в ходе подобным образом организованной деятельности становятся более активными, их речь становится выразительнее, возрастает их микросоциальная чуткость и доверительность отношений.

Учитель-логопед Белорецкой ПМПК Дмитриева Н.Ю. и учитель-психолог Сайфуллина Л.Х в своём проекте исследовали процесс перехода речевой деятельности заикающихся детей от произношения слов к формулированию целых предложений. Матричное предложение-образец в представленной авторами методике произносится детьми в отражённом варианте, например: «У моей собаки белая мордочка и пёстрые бока». Содержание предложения подкрепляется

карточками с конкретными или обобщёнными символами, обозначающими слова, либо карточками со словами, размещаются на большой карте с углублениями. Попадание фишки определяет, С какого слова ребёнок начнёт свой вариант предложения. В русском языке нет строгого порядка слов, поэтому ребёнок свободно строит фразу от исходного слова: «Белая мордочка у моей собачки с пёстрыми боками» или «Белая мордочка и пёстрые бока у моей собачки». В некоторых случаях допустимо, чтобы ребёнок, не полагаясь на случайный выбор, намеренно бросил фишку в направлении выбранного слова, чтобы ребёнок чувствовал себя ещё более свободно. Дополнительно отвлекают ребёнка от негативных переживаний своего речевого нарушения технические трудности в обращении с карточками и фишками.

Интересен опыт пополнения участниками Педагогической Гостиной банка стимульных материалов интригующего типа – непонятных, эксцентричных, многозначных, требующих дополнительного осмысления. Примечательно, что в условиях ПМПК всё больше детей чувствительно именно к необычным интригующим материалам. Психологическая, микросоциальная, клиническая отягощённость детской популяции не только требует обновления содержания, организации, форматности, стилевых решений наглядности – но и зачастую даёт ключ к раскрытию потенциала, приоритетов детей к нахождению оптимальных механизмов поддержки их развития, синергирующих и интегрирующих факторов.

Гендер-ориентированные стимульные материалы в диагностике и коррекции.

Е. В. Рыбакова

Белорецкая

психолого-медико-

педагогическая комиссия

г. Белорецк

Республика Башкортостан

В базе наглядности каждого специалиста коррекционного и общего профиля всегда есть особенные, факультативные блоки материалов и методик. Это исходит из личного опыта и приоритетов исследовательской работы, отражает обобщаемые тенденции текущего развития детской популяции и вероятность необычных черт в развитии способностей ребёнка, склонностей и своеобразия структуры дефекта.

Но недостаточно учтены, на наш взгляд, и особенности в детском восприятии, избирательности детской деятельности, связанные с их принадлежностью к девочкам и мальчикам.

Системно-деятельностный характер работы учителя-дефектолога как раз и обязывает непременно учитывать все механизмы привлечения ребёнка к заинтересованному сотрудничеству, выявления не только проблемных, но и оптимизирующих, системообразующих ресурсов его развития.

На базе Проект-мастерской Белорецкой Педагогической гостиной, сочетающей продуктивно-исследовательские и рейтингтехнологии в образовании, наши участники разработали банк дидактических и коррекционных материалов в помощь специалистам и родителям по трём категориям:

- задания и игры для девочек;

- задания и игры для мальчиков;

- также по отдельным тематическим интересам (биология, строительство, арт-дизайн и др.).

Диагностические материалы данной группы (машины, оружие, инструменты, мотоциклы, каски, одежда, сумочки, посуда и др.) применяются как парциально, особенно в начальных и итоговых вариантах – и более комплексно,

главным образом в профилированных исследованиях, в наблюдении текущего развития детей, в изучении их коммуникативной и полоролевой сферы.

Следует заметить, что материалы, подобным образом организованные, создают у детей большее ощущение непосредственности, спонтанности, непринуждённости и, что особенно ценно в диагностическом процессе, дети отвлекаются от страха неправильного выполнения задания.

Интересны наблюдения практиков по роли подобным образом ориентированных материалов в психотерапевтической работе, в том числе с привлечением родителей для их информирования о психоэмоциональных проблемах детей.

Работая с одарёнными детьми и детьми с определяющейся приоритетной сферой, специалисты отмечают необходимость подобного организационно-методического подхода для оперативного выявления актуальных склонностей детей и подростков, а также моментов напряжённости либо ощущений недостаточности, неуверенности в своих возможностях и др.

В ходе коррекционной работы тематическое богатство материалов, конечно же, позволяет выделить все направления развития психических процессов, аспекты логопедической работы, организации деятельности и коммуникативной сферы. Но несомненны и возможности актуализации аффективных ресурсов стимуляции образовательной деятельности, познавательных интересов как осознаваемого, так и неосознанного уровней.

Технологические аспекты представленного методического подхода многогранны: натуральные предметы, игрушки, картинки и фотографии предстают в различных ракурсах, изолированно и в интерьере, меняют цвета, насыщенность, детали, преобразуются, конечно же, в контурное, пунктирное, зашумленное изображение, налагаются, заслоняются, переворачиваются, даются в описаниях и контрописаниях, контекстно, сочетаются в осязаемых и электронных формах.

Интересными представляются вариации образцов из каталогов материалов, например, при сличении, сравнении, «восстановлении» «пострадавших» покрытий.

Оперируя объектами подготовленных заданий, дети постепенно, играя, вовлекаются и в интерактивное взаимодействие, преобразуя самые неожиданные предметы окружения в объекты игры, упражнений, моделирования, неожиданного дизайна.

Е. Рыбакова

Методическая разработка «животные и растения Южного Зауралья» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста имеющими заикания

Деятельность Белорецкой Педагогической Гостиной (далее – БПГ) «Белая речь» известна не только в пределах Южного Зауралья, где живёт и работает большая часть наших участников, специалистов, руководителе ОУ (образовательных учреждений) и родителей, заинтересованных в адресном соответствии и развитии системы специального образования. Наши публикации международного, федерального, регионального уровня, а также корпоративные издания освещают педагогические инновации участников БПГ, знакомят с новыми организационными формами сотрудничества, реалиями интегративных процессов в образовательной сфере.

Ряд заседаний нашей гостиной мы посвятили новым ФГТ, с тем чтобы новые концепты реализации образовательного процесса максимально способствовали решению насущных задач коррекции развития детей с особыми образовательными потребностями. Новые требования в образовании позволяют шире реализовать потребность детей в социально-личностном развитии, в более индивидуализированном режиме формирования коммуникативной сферы, в социальной активности и избирательности познавательной, образовательной деятельности детей.

В своём проекте исследовали процесс перехода речевой деятельности заикающихся детей от произношения слов к формулированию целых предложений. Матричное предложение-образец в представленной методике произносится детьми в отражённом варианте, например: «У моей собаки белая мордочка и пёстрые бока». Содержание предложения подкрепляется карточками с конкретными или обобщёнными символами, обозначающими слова, либо карточками со словами, размещаются на большой карте с углублениями. Попадание фишки определяет, с какого слова ребёнок начнёт свой вариант предложения. В русском языке нет строгого порядка слов, поэтому ребёнок свободно строит фразу от исходного слова: «Белая мордочка у моей собачки с пёстрыми боками» или «Белая мордочка и пёстрые бока у моей собачки». В некоторых случаях допустимо, чтобы ребёнок, не полагаясь на случайный выбор, намеренно бросил фишку в направлении выбранного слова, чтобы ребёнок чувствовал себя ещё более свободно. Дополнительно отвлекают ребёнка от негативных переживаний своего речевого нарушения технические трудности в обращении с карточками и фишками.

Данное игровое пособие апробировалось в дошкольных образовательных учреждениях, школах и Реабилитационном Центре для детей с ограниченными возможностями здоровья города Белорецка. Результаты показали не только действенность применяемого методического подхода, но и благоприятное влияние содержательных и организационных аспектов игрового пособия в коррекции нарушений речи заикающихся детей.

ERFAHRUNG UND DIDAKTIK: TERRITORIUM DES INTEGRIERENS

 Sommer. Luxus der sensornogo Erfahrung Kinder erneuern daheim, an Landhaus, in Kindergarten: Sonne, cvety, Gewässer, Gesteine, sommerliche Aufmachung der Landstücke. IN DOU ¹ das 24 g. Belorecka Gepflogenheit alljärig zu erneuern Aufmachung der Landstücke führte zu Schöpfung der eigenartigen Methodik aktualizacii der unmittelbaren Erfahrung der Kinder in poznavatel'noy, Studium Tätigkeit po alleiniger algoritmu: Erfahrung —► foto - art – kross —► visuelle Symbole —► stimul'nye Ausgestaltungen —► DidaktischenSpiele + bildender samorealizaciya.

Kinder organisch, in Gemütsstimmung samootkrytiya herüberkommen ab sommerlicher vol'nicy zu systemischer Bildungs Tätigkeit, teilen sich verwunderliche Fühlung soprichastnosti zu erzieherischem Schaffen, ihrige sub'ektivnoy Rolle in Bildungs Raum, aktual'no baut ihrige Beziehungen, bestimmt Prioritäten, Stil der poznavatel'noy Tätigkeit, Verkehr und Schaffen, heranzieht Eltern in Proceß das geschäftige samopoznaniya und samoprezentacii - nämlicher Affekt, über der wir durchlasen ehemals bei L.S.Vygotskogo und glücklich vergaßen, daß Erkenntnis ohne Affekt maloosuschestvimo.

Kinder rezvyatsya an Landstücken, aufnehmen in lieben Winkeln, hinter interessanten Arbeiten, bei ungewöhnlicher cvetov und Bäume, und nach razbora, Schenkung foto, Aufmachung der Alben und Ausstellungen, Bekanntmachungen in SMI angeht besondere Arbeit: Kinder entdecken welcher interesnye Spieleaufgaben es möglichst zu schaffen an bekannten Materialien, po Möglichkeit beteiligt sich an wie Studiums-Spielstätigkeit, dermaßen und in Ausarbeitung der neuen Spieleaufgaben.

«Großer - kleiner», «Langer - kurzer», «Dahinterkomm po Schattenbild», «Auflies po Farbe», «Chey Profil?», «Welche Blume?», «Baumkrone», «Was nicht khvataet?», «Daß veränderte sich?», «Matinee - Tag — Abend - Nacht», «Dorisuy Bildchen», «Find Unterschied», «Ergänze Kette», «Ablies Gemüse für Suppe» - gewöhnliche und ungewöhnlicher Spiele herbeirufen viel mehr Interesse, produktiver, einigende

Erlebnisse, wann sind gesichert stimul'nym Material, das an den er nahen Gegenständen der Umwelt gegründet ist.

An Erfahrung der Durchforschungen des Katheders das korrigiert pedagogiki BIRO, fotomaterialy oft mehr informativny für Kinder, besonders Kinder mit Verletzung in Aufwärtsentwicklung, was malen Bildchene. Inwiefern aber erhöht sich Bedeutung der Materialien, die bei unmittelbarer Beteiligung der Kinder anfallend ist, bei Notwendigkeit - in interaktivnom Regime. In authentischen Moment Kollektiv ausarbeitet Elektronsvariante der Spielsversorgung, ausbildet methodische Anempfehlungen, präzisiert Kategorieenseltsamkeiten.

E . V. Rybakova, defektolog Beloreckoy psikhologo-mediko- der erzieherischen Kommission, Führer Beloreckoy Erzieherisches Gastzimmer

e-mail evrybakova19@mail.ru

g. Beloreck, Straße Lenina 37a, Wohnung 3a.

Электронный мастер-класс – современная форма обмена педагогическим опытом.

Благодаря таким изданиям, как «Обруч», деятельность Белорецкой Педагогической гостиной известна многим коллегам и родителям. Позвольте познакомить ваших читателей ещё с одним участником наших заседаний, чей проект, разработанный с помощью специалистов нашей проект-мастерской, был благоприятно оценён коллегами в ходе Международного семинара с участием специалистов из Баден-Вюртемберга и Штутгарта (Германия) «Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха и речи (г. Салават РБ, июнь 2010).

Новой формой этнопедагогической работы в профессиональном творчестве воспитателя ДОУ №1 города Белорецка Набиуллиной Минисы Сабировны становится электронный мастер-класс, направленный на социально расширенное – и в то же время бережное, научно достоверное изучение, представление, развивающее сопровождение стремления социума к духовному росту и благополучию на основе народной культуры, национального самосознания народов РБ.

Системообразующие разработки её методико-исследовательского проекта отвечают современным тенденциям развития образования; организационный формат составляющих его мероприятий и документов позволяет привлекать специалистов, родителей, общественных деятелей самого разного уровня, направленности, приоритетного профиля.

В материалах входящих в проект форумов, семинаров, в том числе дистанционных, автор раскрывает организационно-методическую базу и содержание работы по таким важным направлениям культурологического развития детей, как привлечение взрослых и детей к изучению этноисторического наследия народов РБ, к фольклорным и бытовым традициям предков, формированию ощущения причастности к народу и связи времён. Педагог делится содержанием мало освещённой темы – темы благопожеланий в истории, жизни детей и их семей, города, знакомит с традиционными для коллектива ДОУ мероприятиями – «Посиделками» самого различного типа, от

развлекательно-фольклорных, досуговых – до этнопедагогических, культурологических, нравственно-патриотической направленности, литературно-музыкального содержания, креативного и др.

Автор неслучайно приходит к электронному варианту организации методико-исследовательского материала: подготовительный этап в форме широко представительских, творчески состоятельных семинаров и мероприятий дистанционного, передвижного характера подготовил коллег, руководителей и общественность к более компактным и в то же время ёмким ресурсам сотрудничества.

А когда общественный резонанс приобрёл синергирующий характер – стало возможным более опосредованное взаимодействие, обмен информацией и социальными инициативами.

Отзывы участников семинаров и выставок, этнопедагогические проекты и инициативы, запросы на готовящиеся материалы, акции показывают высокую заинтересованность всех субъектов образования и этнокультурного движения в созидательном сотрудничестве в данном организационно-методическом и общественном формате.

Е Рыбакова


АКТУАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ С ПОМОЩЬЮ НАБОРА УРАЛЬСКИХ КАМНЕЙ И ДРУГИХ КОЛЛЕКЦИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ И ПРЕДМЕТОВ

УДК 542.97:542.91.821.4

ИЗВЕКОВА А. Н.

Реабилитационный Центр для детей с ограниченными возможностями здоровья г. Белорецк



Эстетика предметно-развивающей среды и сенсорная культура в работе специалиста коррекционного профиля не всегда отражает индивидуальные пристрастия участников образовательного процесса и бывает лишена каких-то акцентов, нюансировки, создающих дополнительную привлекательность образовательной среде. Между тем дети с интеллектуальной недостаточностью, особенно находящиеся в микросоциально неблагоприятных условиях нуждаются в максимально точной подборке не только базовых форм сопровождения, но и личностно окрашенных, задушевных, необычных деталях окружения и деятельности. Следует учесть, что им труднее регулировать своё поведение и уровень работоспособности, они больше утомляются от интеллектуальной нагрузки, быстрее формализируют свою продуктивную деятельность, их внутренняя душевная гармония труднее достижима и быстро истощается под давлением внешних обстоятельств. Между тем как в этих классах очень рано переживания романтического или более грубого плана становятся доминирующими в отношениях между школьниками.

В моём кабинете дефектолога нет сенсорной комнаты, и общая эстетика оформления подчинена, конечно, в первую очередь требованиям дидактики, санитарно-гигиеническим нормам и общей организованности пространства.

Но уголок сенсорно-эстетической релаксации, очень мобильно организованный в форме нескольких коробочек, горизонтального панно и набора иллюстраций, помогает детям быстро восстановить душевное равновесие, отвлечься от конфликтной ситуации, уменьшить напряжённость состояния и ожиданий.

С самых первых встреч специалиста и ребёнка бывает необходимо изменить его отношение к самой процедуре и содержанию диагностики, придать образовательному диалогу личную окраску, сенсорную привлекательность, активизировать экологические и другие представления. С помощью такой мобильной подборки легко дозировать элементы самостоятельной деятельности ребёнка, отвлечения, найти неожиданные темы и приёмы для обогащения диагностико-коррекционного пространства.

В коробочках разложены природные и синтетические камушки, кристаллы, бусинки, пуговицы, мелкие игрушки, кусочки коры, бересты, шарики и др. Иллюстрации к сказкам и пейзажные фотографии, рисунки, коллажи и мозаичные панно детей помогают им глубже ощутить красоту природных объектов и материалов, рукотворных эстетических предметов, синхронизируясь с процессами мира живой и неживой природы. Приходит сосредоточенность, углублённость, развиваются эстетические чувства и экологически представления.

Раскладывая предметы по коробочкам, дети спонтанно классифицируют их по материалам, по цвету и форме, получают опыт стильной композиции, учатся наощупь выделять предметы из природных материалов, постигают, что чем твёрже камень, тем дольше сопротивляется он теплу руки, исподволь включают в активный словарь латинские наименования и иные непривычные слова.

Включение родителей и общественности в этот процесс переносит действие данного методического подхода на территорию дома, школы, дружеской встречи. Хотим отметить, что расширение областей и тем личного общения позволяет педагогу более непринуждённо обходить конфликтные ситуации и предлагать родителям, а то и коллегам более благожелательные формы общения.

ПРИМЕНЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ СТИМУЛЬНЫХ ОБРАЗОВ В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ ПОЗИЦИЙ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

УДК 376 (082)

Е.В. РЫБАКОВА Е.В.

ГБУ Белорецкая ПМПК г. Белорецк



Усложнение клинической и структурной картины, связанной с выраженными нарушениями речи, сопутствующих факторов развития детей и условий их окружения, частотность и вариативность как нарушений, так и социально-образовательных маршрутов – требуют от педагогического сообщества поиска новых подходов в организации адресного сопровождения детей. особенно теперь, в период сложных преобразований в системе специального образования, связанных с инклюзивным характером его развития.

Личностная ориентированность коррекционно-образовательного процесса адекватно современным требованиями общества (2), системный дефектологический подход позволяют обеспечивать позитивистский компонент коррекционного образования,

направленный не только на оптимальную продуктивность социально-педагогических мероприятий, но и на определение, актуализацию и созидательную реализацию и сохранных, и изменённых механизмов психики (2).

Я, как учитель-дефектолог, учитель-логопед ПМПК, имею возможность наблюдать самые сложные случаи нарушений развития детей раннего, дошкольного, школьного возраста, оказывая коррекционную помощь в затруднительных ситуациях, помогая специалистам подобрать эффективные приёмы и разрабатывать инновационные подходы в организации специального образования. особенно в ходе реализации инклюзивного этапа развития системы ПМПС.

Ряд публикаций, моих и других участников Белорецкой Педагогической Гостиной Белая Речь в изданиях различного уровня (1,3,4,5,6,) показывает перспективность и результативность сотрудничества специалистов в данном направлении педагогического творчества.

Множество вопросов вызывают у специалистов, чья работа связана с особенностями развития речи детей, случаи алалии и других тяжёлых патологий речи, преимущественно на стадии отсутствия полноценных слов в активном словаре. Для

ребёнка мучительны ощущения коммуникативной недостаточности, неоправданные ожидания окружающих, сниженная результативность усиленной работы со специалистами, фрустрационный и рефлексивный компоненты самоанализа и самопрогнозирования, псевдокомпенсационные приспособительные реакции, умственное и эмоциональное переутомление, дидактический и речевой негативизм. Сочетание традиционных и инновационных методик позволяет гармонизировать все компоненты коррекционно-образовательного процесса, актуализировать субъектный компонент деятельности участников социально-педагогического диалога, оптимально сочетать приёмы, активизирующие не только целенаправленные действия ребёнка, но и его подсознательную сферу.

Практики отмечают, что всё чаще ребёнок с нарушением в развитии обнаруживает сензитивность к приёмам, ориентированным на его приоритетную и личностную сферу, к подходам, разрабатываемым в диалоге с ним, к пособиям, изготавливаемым в его присутствии и при его участии, а также к интригующим, неожиданным, эксцентричным моментам образовательного процесса – в силу личностных

особенностей, актуального интереса и нервно-психической стимуляции аффективного плана.

В работе с алаликами, осваивающими довербальный этап развития активной речи, очень важно формировать и подкреплять устойчивые звукокомплексы, расширяя артикуляционную базу. Кроме традиционных педагогических и этнопедагогических приёмов, я применяю индивидуально разработанные динамические стимульные образы, ориентированные на значимые для каждого ребёнка приоритеты и отдельные реалии. Опыт показывает, что чем значительнее дефицитарный компонент в развитии ребёнка, тем выше вероятность компенсаторных достижений, что осложняет не только компонентную, но и уровневую структуру развития.

Н., 2г. 8мес., чувствителен к строительным и архитектурным направлениям в деятельности. Под его наблюдением я методом разрывания сложенной бумаги изготавливаю силуэты замков, сказочных домиков, гротов. Мальчик попутно получает импульс к обогащению мелкомоторного праксиса. Волнующее впечатление позволяет «прикрепить» к каждому визуальному образу артикуляционный: фонему, слог, звукокомплекс. Через округлый вход в здание поём «о-о-о». В направлении флагштока на башне энергично

выдыхаем «ф-ф-у-у», изображая ветер, разувающий флаги. Другие вырезные формы изображают и помогают артикулировать «дом», «дым» и др.

Ребёнок, 2г. 4мес., отзывчивый на театральные мотивы, эмоционально включился в игры с масками коровы («му»), змеи («ш»). С одной стороны, мальчик отражал действия мультперсонажей, с другой – получил возможность заслониться от предшествующих негативных переживаний, прячась под маской. И всё же наиболее продуктивно он занимался после занятия с логопедом, повторяя пробы перед зеркалом и, изредка, для мамы. Следует отметить, что приблизительность, неточность артикуляционных позиции и усилий на данном этапе не столь важна, сколько динамика целенаправленного усилия и постепенное приближение к правильному звукопроизношению.

Вообще приёмы остранения, то есть дистанцирования ребёнка от привычного образа и обыденных ситуаций помогает снизить воздействие эмоционального, речевого, дидактического негативизма, важно лишь постепенно снижать опосредующий эффект самых ярких приёмов и сюрпризность организации занятий.

Привлекая родителей к таким формам работы, необходимо также избегать неоправданно развлекательного подхода и своевременно переходить к формированию целенаправленных усилий в деятельности ребёнка и доступных уровней и форм саморегуляции активной речи.


Литература:

1. Ведерникова Н.С., Рыбакова Е. В. Игрушки-обереги, Игрушки мам и пап. - Публикации в рамках международной конференции по игрушкам в журнале Дошкольное образование;

2. Коркунов В.В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации. – Екатеринбург, 1998;

3. Рыбакова Е. В. Интегрирующее образование. Взгляд из региона. (материалы республиканской конференции - сборник «Инновационные технологии в коррекционной педагогике и специальной психологии» - Уфа, 2008);

4. Рыбакова Е. В. Дидактический бренд (ж-л «Обруч» №1 2009);

5. Рыбакова Е. В. Изучение особенностей социальной зрелости выпускников

специальной (коррекционной) школы восьмого вида (международная виртуальная н.-п. конференция – 2009-2010 гг. – г. Мурманск);

6. Рыбакова Е. В. Организационно-методическая деятельность Белорецкой ПМПК и инновационные процессы развития системы специального образования Белоречья. - Материалы международного семинара Логопедическая помощь детям и подросткам с нарушениями речи и слуха. Российско-Германский опыт - г. Салават, июнь 2010;

7. Рыбакова Е. В. Речь как результат и инструмент социализации детей дошкольного возраста. - Научно-практическая конференция ИРО РБ, май 2011;

8. «Белорецкая Педагогическая Гостиная «Белая речь» - общественная организация поддержки и пропаганды инновационного педагогического опыта» (проект 3.6 (XII национальный конкурс «Золотая Психея»);

9. Рыбакова Е. В. Социальная значимость гендер-ориентированных стимульных материалов в диагностике и коррекции - Материалы V Общероссийской научно-практической конференции «социализация детей с нарушениями в развитии: опыт, проблемы, инновации», ноябрь 2011 года;

10. Рыбакова Е. В. Применение незавершённых и несовершенных эталонов в адресном сопровождении детей с дефицитарным вариантом развития. – Материалы международной научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья», г. Уфа, май 2012.

11. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.

ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ И КОММУНИКАТИВНОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


ВИТУШКИНА Н.А.,

заведующая МДОБУ №23, г. Белорецка



Для успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде необходимо не только организовать максимально благоприятные условия предметно-развивающего окружения, но и обеспечить привлекательную атмосферу, радостный настрой и интригующее разнообразие мероприятий для радостного вхождения ребёнка в новые для него обстоятельства. Коллектив МДОБУ №23 города Белорецка выступил с предложением провести конкурс "Мой сарафан"с участием семей, имеющих детей с различными нарушениями в развитии. Сама идея конкурса адресована людям с позитивным, активным, ярким настроем, которые смогут увлечь, привлечь тех, кто так нуждается в опыте органичного вхождения в мир свободы передвижения, общения, выбора. В нашем городе растёт число общественных организаций: волонтёры, казаки, группы по интересам и просто неравнодушные люди. есть с кем вместе провести акцию, направленную на решение столь важных для общества задач, сформирована высокая резонансность гражданского сознания. А приближающаяся весна и не столь далёкое лето призывают готовить наряды, раскрывающие красоту и индивидуальность наших женщин, взрослых и самых юных. Природное окружение Белорецка создаёт фон и настроение для особенной выразительности народного костюма, а также аксессуаров и презентационных проектов. мы считаем необходимым использовать чудесные возможности народного праздника, единения людей и природы для формирования радостной общности взрослых и детей с различными возможностями. Наш коллектив углублённо работает по проблеме экологического воспитания детей. Поэтому этническая достоверность, природное окружение и культурно-исторические реалии проекта позволяют привнести новое содержание в это важное направление работы, раскрыть новые грани замечательного характера и живой красоты россиянок. Вместе с тем хотели бы предложить и другие важные мотивы конкурсной работы. Это пожелание, чтобы конструкция моделей соответствовала прославленной осанке наших женщин, больших и маленьких, и, по возможности, тех, кому это особенно трудно. Вспомните: "сидит, как на стуле, двухлетний ребёнок у ней на груди". Наши наблюдения и наблюдения коллег показывают, что всё большее количество детей в детских садах имеет хорошую осанку. Давайте же сохраним привычку и способность к хорошей осанке наших детей и в более старшем возрасте!

И ещё одно симпатичное предложение нашего коллектива с творческим подъёмом поддерживают горожане. Педагоги считают, что тема "сарафана" могла бы открыть новую страницу и в моделировании сумок-"сарафанов". Чем меньше пластиковых пакетов будет засорять нашу планету, тем больше будет наш вклад в оздоровление среды. Это мировой тренд в производстве аксессуаров и экологических инициатив. А конструктивное решение сумок с широкими и длинными лямками, подходящих по стилю к основному одеянию дамы, а, может быть, и дочки вместе с мамой - раскрывает творческий потенциал и общественную активность белоречанок, белоречан, а также гостей города.

Вот уже традиционно мы приглашаем граждан к творческому сотрудничеству по следующим номинациям: "Модельер", "Рукодельница", "Конструктор сумок", "Сценический проект" и "Подиум".

Всё богаче мастерство и фантазия конкурсантов, больше среди участников детей с ограниченными возможностями здоровья. Расширяются спонсорские инициативы и общественный интерес.

Какие вопросы задавать детям

Фирдоус С.

Башкортостан - Беларусь - Москва

Во многих странах важные взрослые задают детям несколько групп вопросов: от отчётно-обязывающих и требовательно-угрожающих до более приязненных и даже интеллектуально толерантных. Имея опыт педагогического и обиходного общения с людьми разных культур, я в первую очередь обращала внимание на приёмы поддержания микросоциального благополучия, в том числе - перспективно ориентированные. Вопросы, задаваемые детям, в этом плане несут и диагностическую, и прогностическую, и собственно развивающую нагрузку. Проективно ориентированные вопросы и задания входят в нашу педагогическую и семейную культуру, обретают новую жизнь и новые черты этнопедагогические приёмы, способствующие субъектно благоприятной организации обратной связи в диалоге взрослый-ребёнок. Уже взрослый учится быть "почемучкой", формулировать вопросы типа "как ты думаешь?", "как это можно узнать?","уточнить?", "подтвердить?","откуда ты знаешь?", "как ты догадался?". Мнение ребёнка, его индивидуальный стиль, предпочтения, сомнения, интуитивные ощущения важны сами по себе и подлежат выяснению, изучению раньше. чем ребёнок научится их позиционировать и отстаивать. Значительная часть интеллектуальных, социально-личностных инноваций у человека, особенно растущего. формируется и определяется в диалоге, и чем более системным и многоплановым станет этот диалог в межличностном формате - тем богаче будут средства и результативность диалога внутреннего.

Представьте свою беседу в чудесном обществе интересных для вас людей. Перенесите в этот контекст свои речевые посылки, адресуемые вами детям. Безотносительно смыслового содержания проанализируйте эмоциональное послевкусие воображаемой беседы. А можно мысленно "развернуть" ваш диалог с ребёнком, адресуя к себе самому тот речевой поток, который обычно достаётся младшему человеку. Всё. что покажется вам недопустимым в отношении взрослого, особенно - симпатичного вам взрослого - подлежит пересмотру, количественно и качественно.

Такой метод переноса установок раскрывает Е.В.Рыбакова в своём проекте "Геронтологический договор" на конкурсе "Золотая Психея" и в ряде других статей: субъект обретает готовность реально оценить свои установки в зеркальной проекции, перенося их на своего микросоциального партнёра.

Так какие умные, дерзкие, парадоксальные, незабываемые вопросы вы ещё не задали своему ребёнку? Какой находкой не восхитились? Какой повод избавиться от сомнительного превосходства упустили?

Удачи вам на пути уважительного поиска и толерантного благоприятствования!

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ТИФЛОТОЛЕРАНТНОСТИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ


РыбаковаЕ.В.

State Budgetary Establishment Beloretsk Psychological Medical Pedagogical Committee

Россия

Аннотация

Учитель-дефектолог психолого-медико-педагогической комиссии обобщает опыт наблюдений и адресного сопровождения детей и взрослых с выраженным нарушением зрения. Исследования проведены на базе диагностических, коррекционных и общеобразовательных учреждений Уральского региона, а также общественного объединения специалистов коррекционного профиля, руководителей образовательных учреждений и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Автор раскрывает сущность гибкого подхода к самоактуализации личности ребёнка и взрослого, имеющего выраженные нарушения визуса в свете современных тенденций развития специального образования и самосознания лиц с ограниченными возможностями здоровья. Системное осуществление данного подхода предполагается на других этапах практико-исследовательской работы; в данном случае автор знакомит коллег, родителей и общественность со складывающимся современным взглядом на сущность эволюционных общественных процессов и концепции развития человека с ограниченными возможностями здоровья в равноправном диалоге с обществом.

Ключевые слова: тифлотолерантность, инклюзивное образование, синергирующие процессы, специальное образование, позитивистский подход, лица с ограниченными возможностями здоровья.


Современные тенденции в развитии системы специального образования диалектично противоречивы. Господствующий до недавнего времени подход во главу угла ставил обучаемость и восполнение дефицитарных функций. В настоящий момент понятие нормы рассматривается в более сложном взаимодействии синергирующих процессов, всё большее влияние обретает позитивистский, системный подход.

Вместе с тем наступает время переосмысления институционального понимания отклонений в развитии и индивида с особыми потребностями, в том числе образовательными. Благодаря социальным инициативам и философским концептам общество готово принять полярные тенденции понимания проблемы в их взаимопроникновении. С одной стороны, действительно, социальная успешность человека предполагает ряд качеств и возможностей определённого уровня, с другой - социально-экономические процессы вызывают потребность в инновационных способностях и общественных отношениях, в то же время лица с нарушениями в развитии закономерно объединяются и позиционируют своё представление о собственном месте в жизни. Таким образом, каждый человек и каждая категория лиц с ограниченными возможностями здоровья имеет право не доказывать своё стремление приблизиться к нормативным показателям развития, отказаться от приспособлений и приёмов, восстанавливающих доступность к функционированию на уровне, считаемом нормативным.

Изучая особенности адаптации детей и взрослых с выраженным нарушением зрения, мы обнаружили закономерную дуалистичность этих процессов. В случаях внешней коррекции зрения степень удовлетворённости и индивидуальной успешности развития людей с дефицитарным компонентом функций представляется недостаточно сбалансированным. В условиях адресного комплексного сопровождения особенно заметны поиски способов восполнения ощущений недостаточной самореализации, а также псевдокомпенсационные привычки. Наиболее показательны и пробы: в одном случае - отказаться от пользования корригирующей оптикой, на более или менее значительные периоды времени, с различной частотой; в другом - попытки воспользоваться оптикой различной степени разрешения. Хаотично эти пробы могут присутствовать, конечно, и в ходе частично сбалансированного праксиса, но наступает период сензитивного характера, которому свойственны заметная настойчивость, частотность и взаимодействие как осознанных, так и неосознаваемых импульсов.

Примечательна и заметно повышенная эмоциональная составляющая подобных опытов, аналитическое осмысление наблюдений, поиск людей, разделяющих подобные эксперименты. Коллеги с интересом наблюдают за развитием движения глухих людей, защищающих своё право на временный или постоянный отказ от механической коррекции нарушений слуха. Стремление к подобной актуализации права на альтернативный праксис и альтернативное целеполагание наблюдается ныне и среди людей с нарушением зрения. Взрослые и дети не удовлетворяются только одной формой адаптации к социальной жизни и в определённый момент довольно резко пробуют перестроиться на противоположный подход.

Как правило, в системно адаптивных условиях люди с нарушением зрения проявляют и благоприятные компенсаторные функции, и элементы сверхкомпенсации (по Л.С. Выготскому). Видимо, столь сильна энергетика благоприятно организованной самоактуализации личности человека с ограниченными возможностями здоровья, что у него формируется потребность в расширении спектра решаемых задач и достижений.

Очень заметно состояние катарсиса индивида, испытываемое при целенаправленном переходе в новую сферу индивидуального опыта. В моей коллекцииесть две поэтические оды, написанные под влиянием обретения нового видения. Девочка раскрыла своё поэтическое дарование, согласившись после долгих уговоров надеть очки. Она, представлявшая новые возможности своего визуса, была так потрясена ощущениями и впечатлениями, что не смогла выражаться привычными способами. Есть и "Ода близорукости", обращённая к тем реалиям, которые вносит неполнота зрительной информации в ощущения человека. Автор воспевает неточность, туманность, ускользающую прелесть своего видимого мира. Это произведение раскрывает зависимость усиленного развития воображения, в том числе творческого, от неполноты информации.

Изучая индивидуальный и групповой опыт детей и взрослых с выраженными нарушениями зрения, мы обнаружили коррелирующие данные, показывающие эту взаимосвязь. Показательно сопоставить особенности восприятия текста индивидами, хорошо адаптированными к дефицитарному состоянию своего визуса. Не только скорочтение более доступно таким лицам, но и чтение "по вертикали", чтение целыми фрагментами чаще достигается именно представленной категорией лиц. В беседе зачастую многие из них выражают представление о естественности подобного способа работы с текстом, многие овладевают им органично, неосознанно. Вместе с тем не только репродуктивные, но и проективные формы деятельности данной категории лиц несут в себе признаки метасистематизации, то есть объединение смысловых полей и уровней, создающее новую структуру более высокой концептуальной организации. Информационная плотность создаваемых текстов опирается на гибкий энергичный лексикон, идеи, концепты и иные инновационные структуры характеризуются ярким. эффективным инструментарием. Примечателен опыт опосредованной активизации других участников социально-образовательного диалога - родителей, только прикоснувшихся к ощущениям своих детей, старающихся приспособиться к дефицитарно воспринимаемому миру и задачам, которые ставит перед ними общество. Эта категория взрослых испытывает катарсис обратного направления, так как, как правило, бывают не готовы понять, насколько дискомфортно ощущают себя их дети и на сколько необычны бывают усилия, необходимые для выполнения простых дидактических заданий. Для этого одна из участниц нашей Белорецкой Педагогической Гостиной "Белая Речь" тифлопедагог Ведерникова Н.С. предложила использовать тифломоделирующие очки, позволяющие людям с сохранным визусом "примерить" визуально дефицитарный праксис на себя .

Мой личный опыт дуалистичной адаптации также многосложен и позволяет операционально выстроить подход. Могу предложить классифицировать трудности, возникающие в ходе реадаптации к безоптическому праксису на функционально-зрительные, психосоматические - и проблемы апперцепции. Со временем навык контроля за проведением различных видов операций, связанных с работой визуса, упрощается и человек может в полуавтоматическом режиме решать насущные и более сложные задачи.

Основой адресного сопровождения представленных категорий лиц участники наших исследований [1,2] считают очень индивидуализированный подход, чтобы уловить локальные импульсы, пробы, переживания людей с нарушением зрения; затем уловить сензитивные периоды в развитии индивидуального позиционирования, смягчить и рационализировать явления катарсиса, выявить перспективу, предложить интегрирующие мероприятия.

Таким образом, мы наблюдаем как складывается новая система взглядов и методов адаптации к жизни в социуме, а также адаптации самого социума к новому пониманию толерантности, и принимаем в этих процессах участие.


Литература

[1] Рыбакова Е.В. Применение незавершённых и несовершенных эталонов в адресном сопровождении детей с дефицитарным вариантом развития. - Материалы международной научно-практической конференции "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья", 24-25 мая 2012 года, город Уфа.

[2] Рыбакова Е.В, Дмитриева Н.Ю.. Организационно-методическая деятельность Белорецкой ПМПК и инновационные процессы развития системы специального образования Белоречья. - Материалы международного семинара "Логопедическая помощь детям и подросткам с нарушениями речи и слуха. Российско-германский", 14-18 июня 2010 года, город Салават.