Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Электронный мастер-класс – современная форма обмена педагогическим опытом.

Благодаря таким изданиям, как «Обруч», деятельность Белорецкой Педагогической гостиной известна многим коллегам и родителям. Позвольте познакомить ваших читателей ещё с одним участником наших заседаний, чей проект, разработанный с помощью специалистов нашей проект-мастерской, был благоприятно оценён коллегами в ходе Международного семинара с участием специалистов из Баден-Вюртемберга и Штутгарта (Германия) «Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха и речи (г. Салават РБ, июнь 2010).

Новой формой этнопедагогической работы в профессиональном творчестве воспитателя ДОУ №1 города Белорецка Набиуллиной Минисы Сабировны становится электронный мастер-класс, направленный на социально расширенное – и в то же время бережное, научно достоверное изучение, представление, развивающее сопровождение стремления социума к духовному росту и благополучию на основе народной культуры, национального самосознания народов РБ.

Системообразующие разработки её методико-исследовательского проекта отвечают современным тенденциям развития образования; организационный формат составляющих его мероприятий и документов позволяет привлекать специалистов, родителей, общественных деятелей самого разного уровня, направленности, приоритетного профиля.

В материалах входящих в проект форумов, семинаров, в том числе дистанционных, автор раскрывает организационно-методическую базу и содержание работы по таким важным направлениям культурологического развития детей, как привлечение взрослых и детей к изучению этноисторического наследия народов РБ, к фольклорным и бытовым традициям предков, формированию ощущения причастности к народу и связи времён. Педагог делится содержанием мало освещённой темы – темы благопожеланий в истории, жизни детей и их семей, города, знакомит с традиционными для коллектива ДОУ мероприятиями – «Посиделками» самого различного типа, от

развлекательно-фольклорных, досуговых – до этнопедагогических, культурологических, нравственно-патриотической направленности, литературно-музыкального содержания, креативного и др.

Автор неслучайно приходит к электронному варианту организации методико-исследовательского материала: подготовительный этап в форме широко представительских, творчески состоятельных семинаров и мероприятий дистанционного, передвижного характера подготовил коллег, руководителей и общественность к более компактным и в то же время ёмким ресурсам сотрудничества.

А когда общественный резонанс приобрёл синергирующий характер – стало возможным более опосредованное взаимодействие, обмен информацией и социальными инициативами.

Отзывы участников семинаров и выставок, этнопедагогические проекты и инициативы, запросы на готовящиеся материалы, акции показывают высокую заинтересованность всех субъектов образования и этнокультурного движения в созидательном сотрудничестве в данном организационно-методическом и общественном формате.

Е Рыбакова


АКТУАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ С ПОМОЩЬЮ НАБОРА УРАЛЬСКИХ КАМНЕЙ И ДРУГИХ КОЛЛЕКЦИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ И ПРЕДМЕТОВ

УДК 542.97:542.91.821.4

ИЗВЕКОВА А. Н.

Реабилитационный Центр для детей с ограниченными возможностями здоровья г. Белорецк



Эстетика предметно-развивающей среды и сенсорная культура в работе специалиста коррекционного профиля не всегда отражает индивидуальные пристрастия участников образовательного процесса и бывает лишена каких-то акцентов, нюансировки, создающих дополнительную привлекательность образовательной среде. Между тем дети с интеллектуальной недостаточностью, особенно находящиеся в микросоциально неблагоприятных условиях нуждаются в максимально точной подборке не только базовых форм сопровождения, но и личностно окрашенных, задушевных, необычных деталях окружения и деятельности. Следует учесть, что им труднее регулировать своё поведение и уровень работоспособности, они больше утомляются от интеллектуальной нагрузки, быстрее формализируют свою продуктивную деятельность, их внутренняя душевная гармония труднее достижима и быстро истощается под давлением внешних обстоятельств. Между тем как в этих классах очень рано переживания романтического или более грубого плана становятся доминирующими в отношениях между школьниками.

В моём кабинете дефектолога нет сенсорной комнаты, и общая эстетика оформления подчинена, конечно, в первую очередь требованиям дидактики, санитарно-гигиеническим нормам и общей организованности пространства.

Но уголок сенсорно-эстетической релаксации, очень мобильно организованный в форме нескольких коробочек, горизонтального панно и набора иллюстраций, помогает детям быстро восстановить душевное равновесие, отвлечься от конфликтной ситуации, уменьшить напряжённость состояния и ожиданий.

С самых первых встреч специалиста и ребёнка бывает необходимо изменить его отношение к самой процедуре и содержанию диагностики, придать образовательному диалогу личную окраску, сенсорную привлекательность, активизировать экологические и другие представления. С помощью такой мобильной подборки легко дозировать элементы самостоятельной деятельности ребёнка, отвлечения, найти неожиданные темы и приёмы для обогащения диагностико-коррекционного пространства.

В коробочках разложены природные и синтетические камушки, кристаллы, бусинки, пуговицы, мелкие игрушки, кусочки коры, бересты, шарики и др. Иллюстрации к сказкам и пейзажные фотографии, рисунки, коллажи и мозаичные панно детей помогают им глубже ощутить красоту природных объектов и материалов, рукотворных эстетических предметов, синхронизируясь с процессами мира живой и неживой природы. Приходит сосредоточенность, углублённость, развиваются эстетические чувства и экологически представления.

Раскладывая предметы по коробочкам, дети спонтанно классифицируют их по материалам, по цвету и форме, получают опыт стильной композиции, учатся наощупь выделять предметы из природных материалов, постигают, что чем твёрже камень, тем дольше сопротивляется он теплу руки, исподволь включают в активный словарь латинские наименования и иные непривычные слова.

Включение родителей и общественности в этот процесс переносит действие данного методического подхода на территорию дома, школы, дружеской встречи. Хотим отметить, что расширение областей и тем личного общения позволяет педагогу более непринуждённо обходить конфликтные ситуации и предлагать родителям, а то и коллегам более благожелательные формы общения.

ПРИМЕНЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ СТИМУЛЬНЫХ ОБРАЗОВ В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ ПОЗИЦИЙ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

УДК 376 (082)

Е.В. РЫБАКОВА Е.В.

ГБУ Белорецкая ПМПК г. Белорецк



Усложнение клинической и структурной картины, связанной с выраженными нарушениями речи, сопутствующих факторов развития детей и условий их окружения, частотность и вариативность как нарушений, так и социально-образовательных маршрутов – требуют от педагогического сообщества поиска новых подходов в организации адресного сопровождения детей. особенно теперь, в период сложных преобразований в системе специального образования, связанных с инклюзивным характером его развития.

Личностная ориентированность коррекционно-образовательного процесса адекватно современным требованиями общества (2), системный дефектологический подход позволяют обеспечивать позитивистский компонент коррекционного образования,

направленный не только на оптимальную продуктивность социально-педагогических мероприятий, но и на определение, актуализацию и созидательную реализацию и сохранных, и изменённых механизмов психики (2).

Я, как учитель-дефектолог, учитель-логопед ПМПК, имею возможность наблюдать самые сложные случаи нарушений развития детей раннего, дошкольного, школьного возраста, оказывая коррекционную помощь в затруднительных ситуациях, помогая специалистам подобрать эффективные приёмы и разрабатывать инновационные подходы в организации специального образования. особенно в ходе реализации инклюзивного этапа развития системы ПМПС.

Ряд публикаций, моих и других участников Белорецкой Педагогической Гостиной Белая Речь в изданиях различного уровня (1,3,4,5,6,) показывает перспективность и результативность сотрудничества специалистов в данном направлении педагогического творчества.

Множество вопросов вызывают у специалистов, чья работа связана с особенностями развития речи детей, случаи алалии и других тяжёлых патологий речи, преимущественно на стадии отсутствия полноценных слов в активном словаре. Для

ребёнка мучительны ощущения коммуникативной недостаточности, неоправданные ожидания окружающих, сниженная результативность усиленной работы со специалистами, фрустрационный и рефлексивный компоненты самоанализа и самопрогнозирования, псевдокомпенсационные приспособительные реакции, умственное и эмоциональное переутомление, дидактический и речевой негативизм. Сочетание традиционных и инновационных методик позволяет гармонизировать все компоненты коррекционно-образовательного процесса, актуализировать субъектный компонент деятельности участников социально-педагогического диалога, оптимально сочетать приёмы, активизирующие не только целенаправленные действия ребёнка, но и его подсознательную сферу.

Практики отмечают, что всё чаще ребёнок с нарушением в развитии обнаруживает сензитивность к приёмам, ориентированным на его приоритетную и личностную сферу, к подходам, разрабатываемым в диалоге с ним, к пособиям, изготавливаемым в его присутствии и при его участии, а также к интригующим, неожиданным, эксцентричным моментам образовательного процесса – в силу личностных

особенностей, актуального интереса и нервно-психической стимуляции аффективного плана.

В работе с алаликами, осваивающими довербальный этап развития активной речи, очень важно формировать и подкреплять устойчивые звукокомплексы, расширяя артикуляционную базу. Кроме традиционных педагогических и этнопедагогических приёмов, я применяю индивидуально разработанные динамические стимульные образы, ориентированные на значимые для каждого ребёнка приоритеты и отдельные реалии. Опыт показывает, что чем значительнее дефицитарный компонент в развитии ребёнка, тем выше вероятность компенсаторных достижений, что осложняет не только компонентную, но и уровневую структуру развития.

Н., 2г. 8мес., чувствителен к строительным и архитектурным направлениям в деятельности. Под его наблюдением я методом разрывания сложенной бумаги изготавливаю силуэты замков, сказочных домиков, гротов. Мальчик попутно получает импульс к обогащению мелкомоторного праксиса. Волнующее впечатление позволяет «прикрепить» к каждому визуальному образу артикуляционный: фонему, слог, звукокомплекс. Через округлый вход в здание поём «о-о-о». В направлении флагштока на башне энергично

выдыхаем «ф-ф-у-у», изображая ветер, разувающий флаги. Другие вырезные формы изображают и помогают артикулировать «дом», «дым» и др.

Ребёнок, 2г. 4мес., отзывчивый на театральные мотивы, эмоционально включился в игры с масками коровы («му»), змеи («ш»). С одной стороны, мальчик отражал действия мультперсонажей, с другой – получил возможность заслониться от предшествующих негативных переживаний, прячась под маской. И всё же наиболее продуктивно он занимался после занятия с логопедом, повторяя пробы перед зеркалом и, изредка, для мамы. Следует отметить, что приблизительность, неточность артикуляционных позиции и усилий на данном этапе не столь важна, сколько динамика целенаправленного усилия и постепенное приближение к правильному звукопроизношению.

Вообще приёмы остранения, то есть дистанцирования ребёнка от привычного образа и обыденных ситуаций помогает снизить воздействие эмоционального, речевого, дидактического негативизма, важно лишь постепенно снижать опосредующий эффект самых ярких приёмов и сюрпризность организации занятий.

Привлекая родителей к таким формам работы, необходимо также избегать неоправданно развлекательного подхода и своевременно переходить к формированию целенаправленных усилий в деятельности ребёнка и доступных уровней и форм саморегуляции активной речи.


Литература:

1. Ведерникова Н.С., Рыбакова Е. В. Игрушки-обереги, Игрушки мам и пап. - Публикации в рамках международной конференции по игрушкам в журнале Дошкольное образование;

2. Коркунов В.В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации. – Екатеринбург, 1998;

3. Рыбакова Е. В. Интегрирующее образование. Взгляд из региона. (материалы республиканской конференции - сборник «Инновационные технологии в коррекционной педагогике и специальной психологии» - Уфа, 2008);

4. Рыбакова Е. В. Дидактический бренд (ж-л «Обруч» №1 2009);

5. Рыбакова Е. В. Изучение особенностей социальной зрелости выпускников

специальной (коррекционной) школы восьмого вида (международная виртуальная н.-п. конференция – 2009-2010 гг. – г. Мурманск);

6. Рыбакова Е. В. Организационно-методическая деятельность Белорецкой ПМПК и инновационные процессы развития системы специального образования Белоречья. - Материалы международного семинара Логопедическая помощь детям и подросткам с нарушениями речи и слуха. Российско-Германский опыт - г. Салават, июнь 2010;

7. Рыбакова Е. В. Речь как результат и инструмент социализации детей дошкольного возраста. - Научно-практическая конференция ИРО РБ, май 2011;

8. «Белорецкая Педагогическая Гостиная «Белая речь» - общественная организация поддержки и пропаганды инновационного педагогического опыта» (проект 3.6 (XII национальный конкурс «Золотая Психея»);

9. Рыбакова Е. В. Социальная значимость гендер-ориентированных стимульных материалов в диагностике и коррекции - Материалы V Общероссийской научно-практической конференции «социализация детей с нарушениями в развитии: опыт, проблемы, инновации», ноябрь 2011 года;

10. Рыбакова Е. В. Применение незавершённых и несовершенных эталонов в адресном сопровождении детей с дефицитарным вариантом развития. – Материалы международной научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья», г. Уфа, май 2012.

11. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.

ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ И КОММУНИКАТИВНОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


ВИТУШКИНА Н.А.,

заведующая МДОБУ №23, г. Белорецка



Для успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде необходимо не только организовать максимально благоприятные условия предметно-развивающего окружения, но и обеспечить привлекательную атмосферу, радостный настрой и интригующее разнообразие мероприятий для радостного вхождения ребёнка в новые для него обстоятельства. Коллектив МДОБУ №23 города Белорецка выступил с предложением провести конкурс "Мой сарафан"с участием семей, имеющих детей с различными нарушениями в развитии. Сама идея конкурса адресована людям с позитивным, активным, ярким настроем, которые смогут увлечь, привлечь тех, кто так нуждается в опыте органичного вхождения в мир свободы передвижения, общения, выбора. В нашем городе растёт число общественных организаций: волонтёры, казаки, группы по интересам и просто неравнодушные люди. есть с кем вместе провести акцию, направленную на решение столь важных для общества задач, сформирована высокая резонансность гражданского сознания. А приближающаяся весна и не столь далёкое лето призывают готовить наряды, раскрывающие красоту и индивидуальность наших женщин, взрослых и самых юных. Природное окружение Белорецка создаёт фон и настроение для особенной выразительности народного костюма, а также аксессуаров и презентационных проектов. мы считаем необходимым использовать чудесные возможности народного праздника, единения людей и природы для формирования радостной общности взрослых и детей с различными возможностями. Наш коллектив углублённо работает по проблеме экологического воспитания детей. Поэтому этническая достоверность, природное окружение и культурно-исторические реалии проекта позволяют привнести новое содержание в это важное направление работы, раскрыть новые грани замечательного характера и живой красоты россиянок. Вместе с тем хотели бы предложить и другие важные мотивы конкурсной работы. Это пожелание, чтобы конструкция моделей соответствовала прославленной осанке наших женщин, больших и маленьких, и, по возможности, тех, кому это особенно трудно. Вспомните: "сидит, как на стуле, двухлетний ребёнок у ней на груди". Наши наблюдения и наблюдения коллег показывают, что всё большее количество детей в детских садах имеет хорошую осанку. Давайте же сохраним привычку и способность к хорошей осанке наших детей и в более старшем возрасте!

И ещё одно симпатичное предложение нашего коллектива с творческим подъёмом поддерживают горожане. Педагоги считают, что тема "сарафана" могла бы открыть новую страницу и в моделировании сумок-"сарафанов". Чем меньше пластиковых пакетов будет засорять нашу планету, тем больше будет наш вклад в оздоровление среды. Это мировой тренд в производстве аксессуаров и экологических инициатив. А конструктивное решение сумок с широкими и длинными лямками, подходящих по стилю к основному одеянию дамы, а, может быть, и дочки вместе с мамой - раскрывает творческий потенциал и общественную активность белоречанок, белоречан, а также гостей города.

Вот уже традиционно мы приглашаем граждан к творческому сотрудничеству по следующим номинациям: "Модельер", "Рукодельница", "Конструктор сумок", "Сценический проект" и "Подиум".

Всё богаче мастерство и фантазия конкурсантов, больше среди участников детей с ограниченными возможностями здоровья. Расширяются спонсорские инициативы и общественный интерес.

Какие вопросы задавать детям

Фирдоус С.

Башкортостан - Беларусь - Москва

Во многих странах важные взрослые задают детям несколько групп вопросов: от отчётно-обязывающих и требовательно-угрожающих до более приязненных и даже интеллектуально толерантных. Имея опыт педагогического и обиходного общения с людьми разных культур, я в первую очередь обращала внимание на приёмы поддержания микросоциального благополучия, в том числе - перспективно ориентированные. Вопросы, задаваемые детям, в этом плане несут и диагностическую, и прогностическую, и собственно развивающую нагрузку. Проективно ориентированные вопросы и задания входят в нашу педагогическую и семейную культуру, обретают новую жизнь и новые черты этнопедагогические приёмы, способствующие субъектно благоприятной организации обратной связи в диалоге взрослый-ребёнок. Уже взрослый учится быть "почемучкой", формулировать вопросы типа "как ты думаешь?", "как это можно узнать?","уточнить?", "подтвердить?","откуда ты знаешь?", "как ты догадался?". Мнение ребёнка, его индивидуальный стиль, предпочтения, сомнения, интуитивные ощущения важны сами по себе и подлежат выяснению, изучению раньше. чем ребёнок научится их позиционировать и отстаивать. Значительная часть интеллектуальных, социально-личностных инноваций у человека, особенно растущего. формируется и определяется в диалоге, и чем более системным и многоплановым станет этот диалог в межличностном формате - тем богаче будут средства и результативность диалога внутреннего.

Представьте свою беседу в чудесном обществе интересных для вас людей. Перенесите в этот контекст свои речевые посылки, адресуемые вами детям. Безотносительно смыслового содержания проанализируйте эмоциональное послевкусие воображаемой беседы. А можно мысленно "развернуть" ваш диалог с ребёнком, адресуя к себе самому тот речевой поток, который обычно достаётся младшему человеку. Всё. что покажется вам недопустимым в отношении взрослого, особенно - симпатичного вам взрослого - подлежит пересмотру, количественно и качественно.

Такой метод переноса установок раскрывает Е.В.Рыбакова в своём проекте "Геронтологический договор" на конкурсе "Золотая Психея" и в ряде других статей: субъект обретает готовность реально оценить свои установки в зеркальной проекции, перенося их на своего микросоциального партнёра.

Так какие умные, дерзкие, парадоксальные, незабываемые вопросы вы ещё не задали своему ребёнку? Какой находкой не восхитились? Какой повод избавиться от сомнительного превосходства упустили?

Удачи вам на пути уважительного поиска и толерантного благоприятствования!

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ТИФЛОТОЛЕРАНТНОСТИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ


РыбаковаЕ.В.

State Budgetary Establishment Beloretsk Psychological Medical Pedagogical Committee

Россия

Аннотация

Учитель-дефектолог психолого-медико-педагогической комиссии обобщает опыт наблюдений и адресного сопровождения детей и взрослых с выраженным нарушением зрения. Исследования проведены на базе диагностических, коррекционных и общеобразовательных учреждений Уральского региона, а также общественного объединения специалистов коррекционного профиля, руководителей образовательных учреждений и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Автор раскрывает сущность гибкого подхода к самоактуализации личности ребёнка и взрослого, имеющего выраженные нарушения визуса в свете современных тенденций развития специального образования и самосознания лиц с ограниченными возможностями здоровья. Системное осуществление данного подхода предполагается на других этапах практико-исследовательской работы; в данном случае автор знакомит коллег, родителей и общественность со складывающимся современным взглядом на сущность эволюционных общественных процессов и концепции развития человека с ограниченными возможностями здоровья в равноправном диалоге с обществом.

Ключевые слова: тифлотолерантность, инклюзивное образование, синергирующие процессы, специальное образование, позитивистский подход, лица с ограниченными возможностями здоровья.


Современные тенденции в развитии системы специального образования диалектично противоречивы. Господствующий до недавнего времени подход во главу угла ставил обучаемость и восполнение дефицитарных функций. В настоящий момент понятие нормы рассматривается в более сложном взаимодействии синергирующих процессов, всё большее влияние обретает позитивистский, системный подход.

Вместе с тем наступает время переосмысления институционального понимания отклонений в развитии и индивида с особыми потребностями, в том числе образовательными. Благодаря социальным инициативам и философским концептам общество готово принять полярные тенденции понимания проблемы в их взаимопроникновении. С одной стороны, действительно, социальная успешность человека предполагает ряд качеств и возможностей определённого уровня, с другой - социально-экономические процессы вызывают потребность в инновационных способностях и общественных отношениях, в то же время лица с нарушениями в развитии закономерно объединяются и позиционируют своё представление о собственном месте в жизни. Таким образом, каждый человек и каждая категория лиц с ограниченными возможностями здоровья имеет право не доказывать своё стремление приблизиться к нормативным показателям развития, отказаться от приспособлений и приёмов, восстанавливающих доступность к функционированию на уровне, считаемом нормативным.

Изучая особенности адаптации детей и взрослых с выраженным нарушением зрения, мы обнаружили закономерную дуалистичность этих процессов. В случаях внешней коррекции зрения степень удовлетворённости и индивидуальной успешности развития людей с дефицитарным компонентом функций представляется недостаточно сбалансированным. В условиях адресного комплексного сопровождения особенно заметны поиски способов восполнения ощущений недостаточной самореализации, а также псевдокомпенсационные привычки. Наиболее показательны и пробы: в одном случае - отказаться от пользования корригирующей оптикой, на более или менее значительные периоды времени, с различной частотой; в другом - попытки воспользоваться оптикой различной степени разрешения. Хаотично эти пробы могут присутствовать, конечно, и в ходе частично сбалансированного праксиса, но наступает период сензитивного характера, которому свойственны заметная настойчивость, частотность и взаимодействие как осознанных, так и неосознаваемых импульсов.

Примечательна и заметно повышенная эмоциональная составляющая подобных опытов, аналитическое осмысление наблюдений, поиск людей, разделяющих подобные эксперименты. Коллеги с интересом наблюдают за развитием движения глухих людей, защищающих своё право на временный или постоянный отказ от механической коррекции нарушений слуха. Стремление к подобной актуализации права на альтернативный праксис и альтернативное целеполагание наблюдается ныне и среди людей с нарушением зрения. Взрослые и дети не удовлетворяются только одной формой адаптации к социальной жизни и в определённый момент довольно резко пробуют перестроиться на противоположный подход.

Как правило, в системно адаптивных условиях люди с нарушением зрения проявляют и благоприятные компенсаторные функции, и элементы сверхкомпенсации (по Л.С. Выготскому). Видимо, столь сильна энергетика благоприятно организованной самоактуализации личности человека с ограниченными возможностями здоровья, что у него формируется потребность в расширении спектра решаемых задач и достижений.

Очень заметно состояние катарсиса индивида, испытываемое при целенаправленном переходе в новую сферу индивидуального опыта. В моей коллекцииесть две поэтические оды, написанные под влиянием обретения нового видения. Девочка раскрыла своё поэтическое дарование, согласившись после долгих уговоров надеть очки. Она, представлявшая новые возможности своего визуса, была так потрясена ощущениями и впечатлениями, что не смогла выражаться привычными способами. Есть и "Ода близорукости", обращённая к тем реалиям, которые вносит неполнота зрительной информации в ощущения человека. Автор воспевает неточность, туманность, ускользающую прелесть своего видимого мира. Это произведение раскрывает зависимость усиленного развития воображения, в том числе творческого, от неполноты информации.

Изучая индивидуальный и групповой опыт детей и взрослых с выраженными нарушениями зрения, мы обнаружили коррелирующие данные, показывающие эту взаимосвязь. Показательно сопоставить особенности восприятия текста индивидами, хорошо адаптированными к дефицитарному состоянию своего визуса. Не только скорочтение более доступно таким лицам, но и чтение "по вертикали", чтение целыми фрагментами чаще достигается именно представленной категорией лиц. В беседе зачастую многие из них выражают представление о естественности подобного способа работы с текстом, многие овладевают им органично, неосознанно. Вместе с тем не только репродуктивные, но и проективные формы деятельности данной категории лиц несут в себе признаки метасистематизации, то есть объединение смысловых полей и уровней, создающее новую структуру более высокой концептуальной организации. Информационная плотность создаваемых текстов опирается на гибкий энергичный лексикон, идеи, концепты и иные инновационные структуры характеризуются ярким. эффективным инструментарием. Примечателен опыт опосредованной активизации других участников социально-образовательного диалога - родителей, только прикоснувшихся к ощущениям своих детей, старающихся приспособиться к дефицитарно воспринимаемому миру и задачам, которые ставит перед ними общество. Эта категория взрослых испытывает катарсис обратного направления, так как, как правило, бывают не готовы понять, насколько дискомфортно ощущают себя их дети и на сколько необычны бывают усилия, необходимые для выполнения простых дидактических заданий. Для этого одна из участниц нашей Белорецкой Педагогической Гостиной "Белая Речь" тифлопедагог Ведерникова Н.С. предложила использовать тифломоделирующие очки, позволяющие людям с сохранным визусом "примерить" визуально дефицитарный праксис на себя .

Мой личный опыт дуалистичной адаптации также многосложен и позволяет операционально выстроить подход. Могу предложить классифицировать трудности, возникающие в ходе реадаптации к безоптическому праксису на функционально-зрительные, психосоматические - и проблемы апперцепции. Со временем навык контроля за проведением различных видов операций, связанных с работой визуса, упрощается и человек может в полуавтоматическом режиме решать насущные и более сложные задачи.

Основой адресного сопровождения представленных категорий лиц участники наших исследований [1,2] считают очень индивидуализированный подход, чтобы уловить локальные импульсы, пробы, переживания людей с нарушением зрения; затем уловить сензитивные периоды в развитии индивидуального позиционирования, смягчить и рационализировать явления катарсиса, выявить перспективу, предложить интегрирующие мероприятия.

Таким образом, мы наблюдаем как складывается новая система взглядов и методов адаптации к жизни в социуме, а также адаптации самого социума к новому пониманию толерантности, и принимаем в этих процессах участие.


Литература

[1] Рыбакова Е.В. Применение незавершённых и несовершенных эталонов в адресном сопровождении детей с дефицитарным вариантом развития. - Материалы международной научно-практической конференции "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья", 24-25 мая 2012 года, город Уфа.

[2] Рыбакова Е.В, Дмитриева Н.Ю.. Организационно-методическая деятельность Белорецкой ПМПК и инновационные процессы развития системы специального образования Белоречья. - Материалы международного семинара "Логопедическая помощь детям и подросткам с нарушениями речи и слуха. Российско-германский", 14-18 июня 2010 года, город Салават.


ЗАЛОГ БУДУЩЕГО УСПЕХА

Будущие успехи выпускников закладываются уже в детском саду и в начальной школе. Всё большую роль занимают в этом процессе навыки общения, точный развёрнутый словарь, открытость, умение целенаправленно сотрудничать в ходе обучения, интерес к учёбе.

Анна Берсенева, принимая участие в ток-шоу «Голос», подчеркнула, что в Европе и США ученики более подготовлены к итоговой аттестации, в том числе потому, что на протяжении всего школьного периода дети пишут развёрнутые эссе, участвуют в дискуссиях и обсуждениях, создают авторские проекты. В силу ряда причин наши ученики не всегда могут похвастаться столь системной подготовкой, между тем как требования к выпускникам всё возрастают, да и взрослая жизнь востребует всё более высокий уровень вербального интеллекта, коммуникабельности, владения аудиторией, представительности.

Выигрывают в этом плане воспитанники тех детских садов и ученики тех школ, где работают специалисты коррекционного профиля: логопеды, дефектологи, а также психологи. Их работа снижает риск повторного обучения в том же классе, помогает справиться с текущими трудностями в обучении, обеспечивает необходимые условия психоэмоционального благополучия детей и подростков.

Высокий образовательный уровень, богатый мир увлечений и личное обаяние многих моих коллег оказывают влияние на определение базовых качеств ученика и индивидуальный стиль его образовательной деятельности, формирование личностных особенностей и коммуникативных средств.

Привлекательный стиль логопедов и дефектологов можно узнать в общении с их воспитанниками и учениками: чуткой интеллигентности-Борисовой И.В., динамичной благожелательности и доверительности-Курочкиной Н.Е., домашней заботливости-Казиной Г.М., погружённости в природу - Азнабаевой В.Г., ответственности и обязательности – Извековой А.Н.

Особенно рады за тирлянских школьников: в такой удаленной от городских специалистов школе руководство смогло сохранить и логопеда, и психолога. В ходе аттестации логопеда Балбековой Л.Н. и проведения диагностического обследования школьников мы наблюдали, каков вклад учителя-логопеда в успеваемость школьников, в создание интереса детей к обучению, в ученическое самочувствие и творческий настрой.

Атмосфера доброжелательности и благополучия, доверия и надежды на успех звучит в непосредственном общении детей, ответах на вопросы и задания, отражается в многочисленных фильмах педагога, её открытых мероприятиях, занятиях, праздниках. Отдельное место в её работе занимает помощь детям-инвалидам на дому. Каждое достижение ребёнка обеспечивается кропотливой работой с неизменной поддержкой настроения ребёнка, с формированием его позитивного самосознания и самопрезентации с использованием этнопедагогического подхода и индивидуального подбора коррекционной программы.

Представительный труд наших педагогов отмечен многочисленными публикациями и успешным участием в конкурсах. Поздравим наших авторов, участников Международных конференций в Казани и в Москве: Витушкину Н.А., Борисову И.В., Извекову А.Н.!


Е.В.Рыбакова _______________ Учитель-дефектолог ГБУ Белорецкая ПМПК,

Член экспертной группы, руководитель

Межведомственной Интернет-Гостинной «Белая речь»

ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ КАК РАЗВИВАЮЩЕГО РЕСУРСА ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА

Капитал социальный, как и любой другой, нуждается в системе условий инициации и поддержки: это динамизм среды, пространство для маневра, синергирующий компонент социума, благоприятный баланс индивидуального, категориального и общественного в отношениях субъектов. Классно-урочная система в школе существует перманентно и продуцирует тенденции, в целом мало способствующие накоплению индивидуального ресурса, формированию самодостаточных субъектных образований. В Башкирском Южном Зауралье свыше 10 лет существует Белорецкая Педагогическая Гостиная «Белая Речь», которая ставит своей задачей изучение проблем и поиск решений в области современного образовательного пространства. Я представляю учебно-студенческое объединение «Моногородок», которое в актуальном порядке наблюдает и обобщает текущие тенденции развития образовательного пространства.

Мы предлагаем внести важные изменения в архитектонику школьной системы образования, которые в единичном порядке находят свое место в наиболее оптимально развивающихся школьных коллективах в локальной форме, но, как мы полагаем, в более широком применении помогут решить насущные проблемы образования, развития личности школьников, а также отвечают современным представлениям о сущности осмысленной дидактики, целенаправленной деятельности, интеграции, развития. Именно в таких условиях формируется и социальный капитал школьника. Никто не станет спорить сегодня в школе, что тиражирование знаний и правил поведения не есть основная функция школьного образования. Но пока что наиболее представлены как раз тенденции нивелирующего характера, упрощенные структуры коммуникации и продвижения по образовательному маршруту.

Школьники, участвовавшие в наших мероприятиях, опрашивали одноклассников и родителей о пожеланиях по содержанию и организации учебного процесса, предлагали проанализировать причины напряженности в межличностных и учебных отношениях, рассматривали варианты проективных условий для оптимизации самочувствия и отношений в коллективе, обобщали факторы вовлечения учеников в целенаправленную образовательную деятельность. Отмечу здесь же, что активисты наших семинаров подчеркивали особенную значимость непринужденности, интригующей раскованности, юмора в ходе общения, а также самодостаточную ценность экстремальных 

проективных решений сверстников: даже если практическая значимость необычных проектов и невелика, для субъективной мотивации образовательной деятельности и совершенствования коммуникативной компетентности учеников она бесценна.

Личное и интернет-анкетирование школьников показало значительное несоответствие реальной картине представлений опрошенных о своих возможностях:

••до 70% учеников младшего школьного звена испытывали страх неуспешности, снижали продуктивность учебных действий на 2050% (после словесной поддержки и предложения выполнить не спеша аналогичное задание в индивидуальном предъявлении дети часто выполняли его быстрее, успешнее, с большей уверенностью в результате);

••в среднем школьном периоде наблюдаются автокомпенсаторные механизмы, позволяющие многим ученикам проявить заметное повышение осознанной продуктивности по отдельным профилям учебной деятельности, что, повышая их самооценку, снижает напряженность учебного процесса в целом, обеспечивая целенаправленную регуляцию и актуальную коррекцию. Следует заметить, что школьники довольно часто осознают сложный характер таких взаимозависимых процессов, и если не готовы самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, то в процессе общения быстро находят ошибку старшего товарища или педагога при анализе различных актуальных вопросов. При большом разбеге показателей (сравнение центральных и окраинных, городских и районных школ дает иногда парадоксальную картину!) доля учеников с заниженной самооценкой составляет до 55%;

••в старшем школьном звене наблюдается прогнозируемая ситуация. Как правило, после седьмого класса ученики или всерьез берутся за учебу, или отдаются стихии школьной жизни, имеют место и апатия, и акцентуация, и конфликты различной степени открытости, осознанности. На данном этапе представления школьников о своих учебных возможностях выраженно существуют в двух уровнях: актуально многие ученики (6575%) не рассчитывают на значительные успехи при выполнении программных заданий, но при обсуждении обнаруживают осознанные запросы более высокого уровня. Вместе с тем растущая тенденция переоценивать накопившиеся пробелы в образовательной программе снижает ценность более адекватных представлений. Усиливает сложность ситуации невостребованность лингвистических способностей школьников и скрытое неприятие педагогами-филологами выразительных средств языка, не заданных привычными форматами предмета.

Приведу пример. Участвуя в практикумах по написанию эссе на историко-социальные, экономические, идеологические, философские темы в ходе подготовки к региональному этапу тематических олимпиад, наши активи

сты установили выраженное отличие самооценки школьников в начале работы, в ходе и в конце разработки эссе. Как правило, даже среди успешных учеников, имеющих опыт борьбы за первые места городского, районного уровня, наиболее распространено крайне скромное ожидание результативности в разработке авторского проекта. Получив детализированную задачу, ответив на ряд конкретных вопросов, поучаствовав в минимальном обобщении и анализе, оживившись при решении парадоксальных вопросов, ученики начинают работать продуктивно, энергично, актуально убеждаясь в собственных возможностях, и готовы предлагать собственные варианты развития темы. Тем удивительнее отношение участников работы к получившемуся результату: после небольших поправок и реформатирования авторы эссе видят свою работу в неожиданно более эффектном виде, более репрезентативной, нежели могли прогнозировать, основываясь на опыте предыдущего этапа. Примечательно, что переживания других участников подготовки помогают лучше осознать свои впечатления и достигаемый уровень возможностей. Включение в работу новых участников приводит к довольно сложным переживаниям и спорам: новенькие не верят, что «старики» научились столь информативно и качественно работать за столь короткое время, а последние подбирают формулировки, чтобы объяснить, каким образом происходит проявление скрытого потенциала проективных и лингвистических способностей участников и почему это не происходило раньше.

Соответственно, представления школьников о своих способностях искажаются неспецифичными мотивами, наталкиваясь на дополнительные осложнения, связанные со снижением адекватности педагогических оценок, более или менее ангажированных, а также неопределенностью экзаменационных прогнозов.

Трудно сказать, в какой степени благодаря такой ситуации и сопутствующим переживаниям, в какой — вопреки, — но на всем протяжении образовательного маршрута школьники, не задумываясь, обнаруживают готовность участвовать в олимпиадах:

••по основным предметам — от 40 до 60%;

••по естественнонаучным — до 45%;

••по креативным направлениям — 2535%;

••в спортивных соревнованиях и близких к ним мероприятиях — 3565%

(по опросам актив-группы проекта «Моногородок» «Белорецкой Педагогической Гостиной»).

Следует заметить, что в начальном школьном звене выбор участников олимпиад и конкурсов чаще определяется педагогом, иногда активностью родителей. Если такое продолжается в среднем школьном звене, позиция учителя зачастую настолько не совпадает с мнением класса, что ученики мотивированно и взвешенно готовы высказывать свою позицию. По нашим наблюдениям, момент злой воли или недобросовестности педагога не столь уж 

выражен на данных этапах, скорее играет роль разобщенность обучающих и обучаемых в системе тиражирования образовательного ресурса. По содержанию бесед с участниками и желающими принять участие в олимпиадах можно сделать вывод, что осознанный целенаправленный выбор здесь характерен для 15% респондентов, до 25% определяется настойчивостью родителей, но в целом школьники не позиционируют причин своего охотного участия в подобных мероприятиях. В беседах назывались первоначально не слишком значимые причины («отгул», «с друзьями пошел», «хотел доказать учителю» и др.). При дальнейшем обсуждении выявлялось желание изменить имидж, режим внутришкольных отношений, позицию родителей. Личный опыт отдельных респондентов показывает, что даже сама возможность участия в олимпиадах может позволить ученику смягчить драматизм переживаний ожидания школьной неуспешности.

В Белорецком отделе образования произошла дискуссия, следует ли допускать участие во всех олимпиадах одних и тех же участников, что часто характерно для окраинных и районных школ. Сами ученики предложили довольно зрелый легитимный вариант анализа вопроса: при согласии учеников и родителей такой подход имеет право на существование.

Вместе с тем следует, полагаю, глубже изучать, каким образом искажается приоритетная сфера остальных учеников в этих школах. Имеет смысл добавить, что в ходе мозговых штурмов участников наших мероприятий была сформулирована гипотеза о необходимости значительного расширения спектра внеучебных олимпиад, кружков, объединений, семинаров для школьников, что позволило бы участникам накапливать и развивать субъектный капитал социальной значимости. Участники согласились, что спецификации должны определиться в ходе развернутого системного процесса с выявлением жизнеспособных и значимых концептов как в индивидуальных образовательных маршрутах, так и в образовательном процессе в целом.

Возможно, интернет-ресурсы помогли бы в значительной степени обеспечить целенаправленную развивающую активность школьников, если бы они имели возможность подтверждать свой текущий социально-образовательный статус и планировать перспективы.

Изучая содержательные аспекты синергирующих механизмов самоактуализации школьников в ходе профильных и тематических олимпиад, участники проекта выявили значительное различие мотивационной и инициативной самоактуализации учеников в ходе традиционных и индивидуальных образовательных маршрутов: школьники, как правило, не верят в особенную результативность внутри школьного образования, даже в тех случаях, когда достаточно высоко ценят и объективный, и субъективный компоненты образовательной среды (7080% в целом, в XXI классах до 60%, но более формализованно, нежели осознанно).

Интересен опыт изучения внешкольной активности «неуспевающих учеников». Многие осознают, что официальные результаты не вполне соответ

ствуют реальным возможностям учащихся. Примечательно, что уже с начальных классов дети стремятся к участию в олимпиадах и конкурсах, несмотря на учительское неприятие в случаях несовпадения прогнозов.

Отмечаем попутно высокую частоту искренних заблуждений учителей по поводу успешности даже письменных работ учеников. Основная причина, полагаем, в большом количестве учеников в классах, повторяемости школьных мероприятий и вынужденной опоре педагога на категоризацию социально-образовательного капитала школьников, а также производные прогностические погрешности.

С 2010 по 2012 гг. в УГАТУ (Уфимский Государственный Авиационно-Технический Университет) проводилась учебно-исследовательская работа по социальному компоненту образования под руководством директора Белорецкого филиала УГАТУ, кандидата социологических наук В. С. Панченко. Студенты опрашивали преподавателей вузов по широкому спектру вопросов, в данном контексте считаю важным мнение педагогов о значительном скрытом потенциале студентов и абитуриентов, неактуализированном, слабо канализированном, неопределенном в целенаправленной продуктивной деятельности. В частности, участники проекта подчеркнули недостаточную актуализацию креативной составляющей, а также личностной, приоритетной сфер в социально-образовательном капитале школьников как важную причину малой продуктивности и схоластического дидактизма в образовательной среде. На сегодняшний день, по мнению респондентов, жизненно необходим более свободный, минимально форматированный социально-образовательный диалог, что соответствует современным представлениям о сущности обучения, и в то же время наиболее организационно оправданно.

Как бы ни изменились в будущем программные и организационные условия образования, субъектная ориентированность учебного процесса должна быть обеспечена и внутренней структурой образовательного маршрута.

Движение внутри единого поступательного процесса означает мобильность организации личного образовательного пространства ученика, его индивидуальную подстройку к программным задачам учебной деятельности и в то же время произвольный компонент концептов целеполагания в широком образовательном диалоге.

В школах Белорецкого района практикуется досрочное начало каникул для успешно окончивших четверть или семестр учеников. Уместно, на наш взгляд, развернуть эту и подобные формы в более системные мероприятия. Гласно определив разделы программы по ведущим, а затем и остальным предметам, для досрочной аттестации учеников с периодическим и экспресс-тестированием создавать систему самостоятельного продвижения школьников сообразно их текущим возможностям, запросам, самопрогнозированию и приоритетной сфере. Полагаем, что и ресурсные возможности педагогов смогут раскрыться более полно, более привлекательно и даже более органично для реализации их личности и сохранения здоровья. Организующими и обе

спечивающими здесь станут инициатива и ответственность всех участников социально-образовательного диалога.

Опрос школьников показал, что принять участие в промежуточной, поэтапной, тематической, проективной, тематической аттестации готовы не только уверенно успевающие ученики и школьники, не согласные с оценкой педагогов, но и те, кто по болезни или другим причинам не ожидает благоприятных результатов в рамках традиционного образовательного процесса. Отмечу также, что в большинстве случаев школьники не умеют попросить помощи у репетиторов и вынуждены полагаться на услуги педагогов, во многом дублирующих школьные уроки. Сами педагоги считают, что помощь специалиста должна быть более индивидуализирована и направлена предметно по недостающим позициям. Школьники в ходе обсуждения приходят к мысли, что роль принимающей стороны в социально-образовательном диалоге, то есть объектная, изначально более затратна, нежели дает возможность создавать органичный социально-образовательный капитал учащегося.

Полагаем поэтому очень своевременной тему предложенной конференции. Социальный капитал не только требует вложений от личности, но и создает ее статусный, феноменологический неотменимый компонент, который определяет инновационный контекст социально-личностных отношений, компетентностный ресурс, а также разгружает социально-образовательную сферу от излишних повторяющихся мотивов, от издержек повышенной объектности позиции ученика. И во многом, полагаю, педагога.

Таким образом, участники наших семинаров предлагают внутренние логистические возможности образовательного маршрута школьников создавать не в факультативном или настроечном форматах, а структурировать как полноправный инструмент движения учеников в образовательном поле, как в школьном, так и в более широком образовательном пространстве. Наиболее бюджетным вариантом для такого движения было бы, если бы ученик, сохраняя заданное место в начальной классно-урочной системе, мог бы часть программного материала по своему выбору изучать самостоятельно, сдавая экзамены досрочно и получая право на свободное посещение отдельных предметов. Занятость учителя в этом случае сохранялась бы в форме консультирования ученика, подбора дополнительного материала и поиска предложений по регулированию целостности индивидуального образовательного маршрута. Таким образом, текущие интересы участников были бы достаточно гармоничные, и вмешательство завуча потребуется более организационное, нежели конфликтологическое.

Данный вариант делает легко применимыми и уже разработанные формы поощрения, как ученика, так и учителя. В предлагаемых условиях ученики смогут продвигаться более свободно, сообразно своим представлениям о своих возможностях, запросам и приоритетам, проверять свои предположения и прогнозы, формировать актуально-проективный ресурс своего социально-образовательного капитала. Конечно же, постепенность и предварительная информированность участников в организации данного системообразующего ресурса являются как условиями успешности, так и средствами повышения субъектности всех участников социально-образовательного диалога. Мне представляется, что предварительный этап работы эмпирико-практического характера в целом завершен. Предлагаю от лица школьников и студентов провести научный анализ предложений участников проекта с тем, чтобы приступить к экспериментальной деятельности в форме научно-исследовательской площадки.

Л.Н. Гумилёв. В мастерской гения

Рыбаков Дмитрий Геннадьевич, Магнитогорский Государственный
Университет, студент кафедры информатики

«Диалектика, и только она,
позволит решить поставленную нами задачу.
Лев Гумилёв «Конец и вновь начало».
Преобладание репродуктивной направленности образовательных и иных процессов в развитии социума ведёт не только к стагнации, кризисам и другим негативным
реалиям в жизни общества. Растущая социальная напряженность инициирует по-
иск и энергетическое обеспечение инновационных процессов, в том числе в поисках
самоактуализации личностей, общностей, развивающих тенденций.
«Школьное дело будет в крупных государствах в лучшем случае посредственным
по той же причине, по которой в больших кухнях пища готовится в лучшем случае
посредственно»,— писал Ницше в конце XIX века. Мы полагаем, что изучение и про-
ективное осмысление наследия Льва Николаевича Гумилёва не только необходимо
для становления научного мировоззрения и гражданского самосознания юношества,
но и создаёт необходимый инструментарий интегративного, синергирующего, фило-
софского плана.
Участвуя в работе проективных учебно-исследовательских групп (в школе № 21 —
под руководством Дейнеги Светланы Фёдоровны, в УГАТУ — под руководством
В.С. Панченко, а также Богодёровой Марины Викторовны) школьники и студенты
обнаружили следующие черты юношества, обеспечивающие и потребность, и готов-
ность к проективной деятельности, к практическому освоению диалектики, к твор-
ческому переосмыслению истории, перспектив развития народов и стран, к личной
активности в поиске решений насущных и глобальных вопросов развития мира.
Проблема состоит, на наш взгляд, в создании многопланового формата сотруд-
ничества студентов и школьников с преподавателями, культурологами, обществен-
ностью, с тем чтобы каждый желающий мог выбрать направление участия, группу,
руководителя, пример.
Залогом успешности подобного учебно-исследовательского, культурологиче-
ского, коммуникативного форума является, на наш взгляд, готовность школьников
и студентов принять участие в олимпиадах и конкурсах различного направления
и уровня сложности. Заметим в скобках, что в провинциальных учебных заведениях
позитивную роль могут сыграть и негативные переживания (а меня почему не по-
звали?). Важен, конечно, профиль школы и личность преподавателя. Так, огромное
поступление произведений Л.Н. Гумилёва в магазины города Белорецка на половину
досталось индивидуальным покупателям — а далее оставшиеся книги приобрела
школа № 21. И несмотря на большое количество литературы, очередь на произведе-
ния Л.Н. Гумилёва в центральной библиотеке оставалась очень напряжённой.
Н.М. Амосов в книге «Моё мировоззрение» назвал третий, самый важный фактор
эволюции: творческий разум. «Он создаёт новые орудия и знаки, сознательно тренирует разум и тело, изменяет сообщество и тем ускоряет изменения самого мозга.
То есть — эволюцию» (страница 35). К сожалению, зачастую об органичной потреб-
ности каждого человека в подобной самореализации необходимо себе напоминать.
Или всё же создавать новые форматы для инициации, позиционирования и инте-
грации творческого разума, тем более человека учащегося (а не только обучаемого).
Опыт социологических исследований, проведённых студентами УГАТУ, показывает,
что и преподаватели желали бы более эффективно взаимодействовать со студентами
в творческом плане.
Я предлагаю для рассмотрения и, возможно, для сотрудничества проект школьно-
студенческой интернет-конференции «Л.Н. Гумилёв. Вчера. Сегодня. Во времени».
Конечно, эта работа во многом отражает мои личные взгляды. Но, полагаю, мно-
гие из тех, кто уже участвовал в написании рефератов и заседаниях Белорецкой Пе-
дагогической Гостиной, с большим энтузиазмом отнеслись бы к представительному
форуму и возможному общественному признанию их активности.
«Кто хочет быть всегда удачливым, должен меняться сообразно времени» —
настаивал Николо Макиавелли (страница 376). Сложные времена обязывают нас
подготовить себя к сложным решениям. Непростой в изучении, пробуждающий
неожиданные переживания, принуждающий рассуждать системно и в тоже время
парадоксально, Л.Н. Гумилёв позволяет распознавать тенденции и оценивать реалии,
целеполагать и рефлексировать.
Список литературы:
1. Амосов Н.М. Моё мировоззрение — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
2. Гумилёв Л.Н. Конец и вновь начало — М.: «Айрис Пресс», 2008.
3. Макиавелли Н. Государь — М.: АСТ: АСТ Москва, 2008.
4. Ницше Ф. Афоризмы — Санкт-Петербург: «Азбука», 2010»

Вербальный интеллект школьника

Рыбаков Дмитрий Геннадьевич, Магнитогорский Государственный
Университет, студент кафедры информатики
Актуальное единство мышления и речи человека существует в подвижном взаи-
моразвитии, и моменты несовпадения темпов, объёмов и уровней сложности в этой
динамике создаёт дополнительный антиэнтропийный, синергирующий эффект.
Выдвинув и экспериментально обосновав теорию языкового сознания, П.Я. Галь-
перин создал теоретическую и методологическую базу для изучения реалий текущего
развития интеллектуально-мнестической сферы детской популяции. Исследуя пси-
хическую деятельность и её развитие объективно, собственно психологическими
методами, П.Я. Гальперин создал базовые позиции для инновационного развития
теории и методики образовательной деятельности ребёнка. Точно так же и языковое
сознание индивида обеспечивает базовую структуру, инструментарий и перспектив-
ное моделирование для постижения мира, формирования основ научного мировоз-
зрения и проективного ресурса ребёнка.
Наблюдение за вербальными аспектами мышления и коммуникации современ-
ных школьников показывает, что освоение словаря современными школьниками,
особенно в пассивном аспекте, не ограничивается ни темпорально, ни системно
только актуальными либо целенаправленно терминологическими процессами. Вер-
бально, грамматически, логистически дети обнаруживают готовность к более широ-
кому познанию мира, в том числе научному, к более широким обобщениям и более
парадоксальным концептам. Неосознанно дети овладевают словами как живых ино странных языков, так и большим спектром латинизмов терминологического плана,
чувствуют морфологию и грамматику языковых средств, их смысловую отнесённость
и перспективу слово-и смыслообразования. Эти явления более локально наблюда-
лись, конечно, и ранее, и были отмечены рядом лингвистов, психологов, педагогов.
В какой-то степени отражают эти явления и индиго-технологии, как диагностиче-
ские, так и проективные. Но ряд процессов информационного характера, структур-
но-коммуникативного плана, а также, полагаю, вызванных тенденциями развития
самой детской популяции, привёл к тому, что дети незаметно для себя обнаруживают
знакомство со значительным вербальным ресурсом, системно опережающим акту-
ально доступное содержание понятийных пластов и комбинаций смыслов.
Наиболее показательны и, конечно, системно продуктивны чисто вербальные
методы диагностики, мотивирующего сотрудничества, продуктивной деятельности.
Я применяю ряд простых и наглядных методик для выявления слов различного сло-
варного уровня, которыми владеет ученик, не осознавая своей осведомлённости. Самая
логичная из них — применение цепочки толкований. Ученику предлагается определить
область применения, значения слова различной отдалённости от сферы его активного
познания и непосредственных интересов. Эта методика не слишком результативна
лингвистически, но как приём для самопознания ребёнка, придания ему уверенности
в своих возможностях, как практикум целеполагания ученика, неоценима. Таким об-
разом, ученик опытным путём постигает процесс расширения своей сферы ближай-
шего развития. Удивление, которое испытывают при этом не только дети, но и многие
взрослые, служит аффективным импульсом для самостоятельной образовательной
деятельности. Более результативным сочли участники эксперимента применение ме-
тодик «исправь ошибки», «найди синоним» и даже «четвёртый лишний».
Диктанты, проводимые участниками эксперимента в Белорецкой Педагогической
Гостиной «Белая Речь» (известной по ряду региональных, федеральных публика-
ций, участию в четырёх международных форумах), показали, что ученики началь-
ной школы и среднего школьного звена могут правильно написать сложные слова
философского, этнокультурного плана, составные названия химических препаратов
и лекарств, восстанавливают правильный порядок слов в предложениях наукоём-
кого содержания. Зачастую ученик, упорно пишущий «лисьтья» и «пошол», почти
без ошибок может написать и произнести «тринитротолуол», «неоколониализм»,
«бихевиоризм» и др., особенно уверенно соблюдая структуру слова.
Примечательно, что в количественном выражении данная особенность рече-
вого развития в целом не слишком отличается в семьях более образованных и ин-
теллигентных от выходцев из семей со средними образовательными интересами.
Колебания степени выраженности могут быть значительными (от 30% до 55% детей
в классе, имеющих выраженные признаки расширенного освоения словаря). Но дан-
ные колебания не имеют жёсткой зависимости от особенностей интеллектуального
развития, активной вербальной практики и интересов детей. Что же касается корре-
ляции результатов исследования опережения вербальной составляющей интеллекта
«читающих» и «нечитающих» детей (то есть увлекающихся чтением широкого плана
и различного уровня сложности — и избегающих этого занятия), то также наши
активисты не отмечают выраженной зависимости данного явления от осознанной
интеллектуальной деятельности, хотя качественно, конечно, результаты предсказу-
емы: шире охват понятийных пластов, выше орфографическая чуткость, динамичнее
логистический потенциал, точнее грамматическое структурирование.
Участники целенаправленно моделировали условия эксперимента в плане выяв-
ления ведущей позиции скрытой вербальной составляющей интеллекта учащихся,
осознавая сложность определившейся феноменологии. Заметная выраженность или
невыраженность опережающего освоения детьми расширенного словарного ресурса
представляет, на наш взгляд, чрезвычайно важный объект для наблюдения, научного
анализа и последующей реализации не только в целях оптимизации образовательной
деятельности учащихся, но и как средство реализации потенциала детей и самоак-
туализации их личности.
Особым вопросом в рассмотрении выявленных тенденций развития детской по-
пуляции становится изучение причин подобного явления. Конечно, следует отметить
и многоплановое информационное окружение ребёнка, и полилингвистический, по-
ликультурний его характер, в том числе отражение в семейной коммуникации и се-
мейной традиции многонационального характера Советского Союза. Но не следует
упускать из виду заметные признаки системных изменений в самой детской популя-
ции, возможно, эволюционного характера.
Масштабы выявляемых вербальных ресурсов, их орфографический и грамма-
тический компоненты позволяют сделать предварительное заключение о необходи-
мости не только глубокого изучения данного феномена, но и реализации данного
системного компонента в системе образования школьников.