Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Мамин кабинет дома: интригующая дидактика.

Мамин кабинет дома: интригующая дидактика.

Извекова Альмира Нурисламовна

Башкортостан, Белорецк

Ирина Туз

Германия, Бад Мариенберг

Азнабаева Венера Галеевна

Белорецк

Сумка педагога, особенно коррекционного, всегда полна; стол его в папках, обрезках бумаги, поделках. Для своих детей – это окно во взрослую жизнь, средство приобщиться к инобытию маминых ролей, ее закадровой ипостаси. Дорогие женщины! Сдержите в себе рефлексы запретительства! Пусть первый шаг к вашим педагогическим сокровищам ребенок сделает сам! Его взгляд на каждый предмет, потребность в новизне, свой взгляд на каждый предмет, выбор действия – вы можете увидеть. Это вне вашей редактирующей сетки! Уточнить, замотивировать, перевести в другое русло можно потом, когда первый инициирующий вклад сделал сам ребенок. Если вы опасаетесь слишком импульсивной реакции ребенка или неполезного, конечно же, хаотичного смешивания всех своих пособий и материалов – приучите себе не держать на виду сразу много объектов. Лаконизм  праксиса, в то же время, сформирует и базу дисциплинирования вашего внутреннего состояния, которое вы непрерывно транслируете своим детям. Действия ребенка, кроме того, помогут вам увидеть себя со стороны – он непроизвольно копирует ваши движения, операции, тональность настроения. Все поправки и окрики, которые у вас будут возникать у вас по отношению к юному экспериментатору – вы вполне можете применить к себе.

Аналогичные и непривычные объекты, яркие и неприметные, хрупкие и устойчивые, готовые и на стадии выполнения – сформируют сознательный диалог поколений и станут базой актуального педагогического мониторинга.

Оценит ваш ребенок также свою экспертную, консультативную, проективную роль в процессе. Это для педагога подготовительный этап перед занятиями утомителен и малоинтригующ. Для ребенка, особенно учительского – это поэзия (езда в незнакомое!), магия и самоопределение личности в культурно-социальном процессе.

С тем большей охотой и ответственностью со временем он  раскрасит, а впоследствии и оцифрует вашу предметную базу, с большим пониманием – классифицирует, подготовит к публикации, с большей признательностью – применит, развивая младших членов семьи.

Педагог существует во времени. Проводники наши – это дети.

Этнопедагогические аспекты социализации в современном мире детей и подростков Республики Башкортостан

 Антиэнтропийная сущность духовного, культурологического, обиходного наследия народов Республики Башкортостан полифонична, несет в себе разнонаправленные тенденции, что весьма непросто реализуется в каждом переходном, социально напряженном этапе развития социума.В зоне башкирского южного Зауралья народные традиции влиятельны, богаты, глубоки, что подтверждают коллеги подведомственной зоны Белорецкой ПМПК, раскрывают в своих проектах  участники Белорецкой педагогической гостиной, отражает богатая практика образовательных, социально-образовательных учреждений и общественных объединений.Исследователи, руководители учреждений и практика раскрывают, реализуют, творчески развивают в своей работе потенциал филологического, сенсорного, социального, культурологического компонентов познавательной, образовательной деятельности детей и подростков, базово формируемых реалиями народной культуры.Педагоги Белоречья отмечают возрастание показателей психоэмоционального благополучия, успешности образования, креативной составляющей деятельности в семьях, дошкольных группах, классах, органично сочетающих современные и традиционные формы общения, воспитания, образования. Снижаются стрессовые показатели как ранней социализации детей в ДОУ, так и прохождения каждым ребенком естественных кризисных периодов, гораздо благоприятнее происходит переход к школьному обучению, смягчаются проявления подростковых проблем.Но эти же примеры показывают, как непросто организовать гармоничное взаимодействие культур, эпох, семейных укладов, мировоззренческих установлений, тем более в столь сложном направлении семейно-педагогического альянса, как  социализация детей и подростков.На микросоциальном этапе мы с родителями уже отмечаем, что характерологические особенности современных юных башкортостанцев существенно отличаются от привычных образов послушных, уживчивых, степенных деток. Конечно, в настоящий момент данной социально-исторической перверсии мощно сопутствует раннее проявление выраженного неврологического компонента, который в силу частотности проявлений не все исследователи позиционируют как патологический. Несут ли в себе данные тенденции отражения экологических вредностей, социально-экономических факторов, полиэтнических процессов, генетической нестабильности, эволюционной составляющей детской популяции или картину небывало сложной структуры гетерозиса – но современные дети беспокойны, часто капризны, чувствительны к оказанию давления на их личность, креативны, приоритетно настойчивы и зачастую начинают диктовать свое мнение раньше, чем научатся его формулировать.Каков этнопедагогически достоверный ответ нашим детям можем мы, современные педагоги и родители, предложить с полной ответственностью? Учить, поправлять, показывать? Сравнивать с эталонными детьми соседей, телеперсонажей, книг? Удивительно легко принимается такое решение в условно педагогической парадигме «субъект – объект». Но очень адекватно требованиям времени, особенностям современной детской популяции, а также мироощущению и зрелой позиции толерантных родителей побеждают тенденции субъект – субъектной организации социально-образовательного диалога. Такой подход соответствует современному принципу  сопровождения детей и подростков,  что предполагает выявление в первую очередь потребностей, возможностей, способностей, приоритетов ребенка, семьи, и лишь как производную программу, разрабатывать систему социально-педагогических мер по его развитию.Родитель, педагог, умеривший свои командно-исправляющие амбиции, легко открывает в себе ресурсный потенциал и становления, и коррекции детской личности. В какой семье ребенок, как правило, раньше начинает здороваться, благодарить, извиняться? В той, где эти нормы нравственного поведения обращены и к нему. Мы учим родителей находить в себе отступления от эталонного поведения, которое они хотели бы преподать детям для счастливой, успешной, духовной жизни. Очень быстро взрослые убеждаются, что им не нравятся в детях погрешности языка, общения, поведения, познавательной активности и духовной направленности, берущие начало в жизни самих взрослых.На наших практикумах родители сами решают, кто из них готов стать достойным образцом  для подражания, а кто пока еще переоценивает себя.Предметной опорой для культурологического, социально-нравственного общения становятся тематические семинары и конкурсы регионального плана: конкурс платка, костюма, национального блюда, праздники «Шежере-байрам», «Навруз», «Сумбуля», «Сабантуй» и др., литературно-музыкальные композиции «Пою тебе, родной Башкортостан!», где родители выступают не зрителями, а разработчиками, творцами исполнителями, в течение довольно длительного времени поддерживая в себе этнокультурную речь, поступь, образ мыслей и поведения. Дети, по-новому увидевшие своих родных, запоминают и то, что они видят и слышат – то, что чувствуют: волнение родителей, их душевный труд, красоту усилий по работе над собой.Мы наблюдали замечательный опыт перехода в школу таких детско-родительских коллективов, задающих высокий уровень взаимного интереса и ответственности на базе социально-культурологического диалога.Вместе с тем, было бы очень просто автоматически перенести в наше время этнопедагогический опыт народов Республики Башкортостан. Следует учитывать  и адресно культивировать ряд особенностей наших детей, которые могут стать и сильными, и слабыми их сторонами.Коллеги наблюдали, я думаю, в дошкольных группах медлительных и малоактивных, на первый взгляд, мальчиков – особенно, если это адаптационный период, иногда затянувшийся, группа ранней социализации или ребенок просто часто болеет. Иногда пассивными кажутся дети, особенно мальчики, в чьем поведении излишне отражается модель защитного, независимого, а то и чересчур горделивого образа. Станет вам будущий         «батыр» изображать каких-нибудь «танцующих утят». Но педагог может дать время ребенку, заинтересовать, убедить, а может, не подумав, дать пренебрежительную оценку. Современные дети привыкли читать по взгляду,  губам, жесту, спине, между строк.  Последствия такой педагогической  ошибки  мы наблюдаем на ПМПК, изучая причины трудностей в общении и обучении ребенка.Трудности девочек часто иного плана. В традиционном укладе многих семей приоритетными принципами в воспитании девочек являются послушание, прилежание, малословие. Изучая семьи, имеющие и мальчиков, и девочек в своем составе, мы отмечали, что в мальчиках  родители и педагоги отмечали больше признаков воли, способностей, а в девочках больше умилялись мягкости, послушанию, отчитывая за упрямство и лень. Неравновесность отношения взрослых ребенок может  пронести через всю жизнь. Коллеги-женщины часто утверждают, что «брат был способнее меня, потом это куда-то делось». Начинаем вместе изучать причины такого утверждения и находим признаки давления на приоритетную сферу детей, педагогические перверсии способностей, оценок, прогнозов.Часто настораживает «беспричинное» снижение успеваемости старательных девочек из «культурных семей».  Даже почерк ребенка иногда вызывает сочувствие, если все ставки в семейной педагогике сделаны на прилежание в ущерб непосредственности восприятия, живости воображения, удовольствия от собственной находчивости и столь ощутимой для современных детей рефлексии.Чтобы образы не поднимающей глаза «скромницы» и немногословного непоколебимого «егета» перестали быть определяющими в коммуникативной и познавательной деятельности детей, возможно, нужно усилить их культурологическую, сценическую, сказочную роль, аккуратно гиперболизируя акценты социальной пассивности, давая детям «переиграть» такие моменты и вместе с тем трансполировать их в сказочную, образную, культурологическую область человеческой практики. Участие родителей в таких постановках тоже подчеркивает разницу между старинными и социально успешными моделями поведения. Кроме того, есть дети, которым легче продемонстрировать социальную активность, настойчивость, выбор в ситуации    ролевого инобытия – в маске, в гипотетической ситуации, в гротескном образе.         Зачастую семьям, которым предложено вместо маленького султана и бессменной помощницы обрести  самобытных, непосредственных, самодостаточных детей, необходима  адресная психологическая поддержка. Но ради будущей самореализации, профессиональной успешности, личного счастья детей – это малая мера. Как и обязанность общества целенаправленно развивать духовное, этнокультурное наследие народов РБ, создавая и обеспечивая социально привлекательные модели самовыражения успешности, творчества.   

Сайфуллина Л.Х., педагог-психологПМПК, г. Белорецк

Международная Проект-мастерская "ПланетаУрал". Тема: Домашний кабинет

«Важная роль»

 

 

Сайфуллина Л.Х,

г.Белорецк Респ.Башкортостан

Валеева Л.В.

Zürich, Швейцария

 

 

Педагог коррекционного профиля постоянно решает много задач. В плане психологической работы мы ведем психолого-педагогический мониторинг особенностей развития детей, их эмоционального состояния, характера деятельности, осуществляем психотерапевтическую поддержку, организуем интегрирующее сотрудничество взрослых и детей в формате семейно-педагогического альянса – согласно должностным обязанностям.

Поэтому рождение своих детей и их воспитание для нас и наших кол-лег с одной стороны имеет ряд сложностей – таких, как профессиональное выгорание, категоричность и др., а с другой – нам помогают наши знания, опыт, профессиональный инструментарий.

Расскажем об одной проблеме, с которой часто сталкиваются молодые мамы: о микросоциальном статусе неработающей женщины. Молодая мама ни личным, ни профессиональным опытом, как правило, не подготовлена к тому, что, находясь дома после рождения ребенка, теряет какую-то часть своей партнерской роли в семье. Её мнение постепенно становится не самым существенным, её нужды – не самыми важными, её усталость представляется окружающим надуманной (они-то работают! учатся! ведут трудную пенси-онную жизнь!). Постепенно становится возможным говорить с ней небреж-ным тоном, допускать выражения разной степени грубости, перебивать и т.п.

Наступает день, когда ребенок перенимает эти интонации, манеры, вы-ходки. Постепенность происходящего в таких случаях является подкрепля-ющим фактором: вчера всех всё устраивало – а сегодня в чем причина волне-ний?

Чаще всего сама мать обобщает события, чувствуя: так не подобает! Такое положение дел не полезно семейным отношениям, но в первую оче-редь не полезно ребенку!

Роль «потерпевшей» не слишком располагает к тому, чтобы её сразу же выслушали. Необходима длительная работа, кропотливая, занудная. Часто лишь сама молодая мать вынуждена объяснять своему мужу, родителям, старшим детям, какие стандарты отношений закладываются в мировосприя-тии ребенка, какие ролевые стереотипы!

Постепенно все заметнее игнорирует она пренебрежительные мотивы в общении, предлагает испытать на себе подобные «пустяки» в зеркальном отражении.

На своем опыте и примерах знакомых можем сказать, что благоприят-ный результат иногда кажется недостижимым. Но именно педагоги могут быть достаточно упорными, работать систематически, уважать догму, в том числе истинную и быть вполне убедительными. А уж ради воспитания своего ребенка любая мать может быть настойчивой.

Международная Проект-мастерская "ПланетаУрал"

Развивающий круговорот в предметной среде

 

Чем меньше ребенок - тем короче цикл обращения игрушки в детских руках. Не сломал – так надоела. Гора игрушек не полезна ни взрослому, ни малышу. Если игрушка не развивает навыки, не будит воображение или эсте-тичность, переживания, не интригует интеллект – я убираю её почти сразу.

Каждая мама, педагог может проанализировать, а то и предугадать, ка-кое количество предметно-тематическое разнообразие, цикличность игрушек необходимых в сложной практике её ребенка, группы, посетителей лекотеки.

Депонированные игрушки обретают новую жизнь, вносятся в новые образно-предметные отношения, инициируя необычные игровые действия, соотносясь с развивающимися представлениями и деятельностными потреб-ностями. Даже сами взрослые бывают подчас удивлены новыми возможно-стями старых игрушек и игровых материалов.

В нашей семье, других семьях, семьях воспитанников России, а теперь уже и Украины применяется этот практичный и в то же время инновационно - ёмкий прием.

Хотели бы предостеречь мам и педагогов от излишней механистично-сти в реализации подобного «циклооборота». Не следует убирать игрушки немедленно – у ребенка должен оставаться простор выбора, он может «пожа-леть» «скучающую» куклу, найти новый игровой контекст машинке, архиви-ровать полуосознанные образы движения в его игрушечном мире. И возвра-щение игрушек не должно быть слишком предсказуемым, «по степени дав-ности». Учитывая текущий опыт ребенка (группы) подбираем именно те иг-рушки, которые помнят благоприятный резонанс в данном контексте или от-вечают задачам развивающего процесса, либо имеют пропедевтическую цен-ность для последующего обыгрывания. Замечательно было бы, чтобы именно ребенок (группа) самостоятельно заметил бы возвращаемость игрушек как явление, воссоздавая сопутствующие события, анализировал особенности и применение своего игрового «имущества». Комментарии взрослого должны быть либо необходимым для социально – образовательного диалога, либо нести дополнительную интригу, интеллектуальную нагрузку, тему для нрав-ственных переживаний и поступков.

Наступает момент, когда ребенок начинает противиться, отслеживать уменьшение в своих игрушках. Не желательно была бы администрирующая, командная реакция взрослых в зависимости от возраста и уровня развития ребенка, его приоритетов предлагаются мотивирующие рекомендации взрос-

лых: машинки отправляются в депо в ремонт, куклы – в путешествие, какие-то игрушки можно подарить, поменять и т. д.

Очень важны нравственные поступки детей, участвующих в благотво-рительных акциях. Но начинать это опыт необходимо осторожно: ребенок может пожалеть об отданных игрушках, и не всегда его негативные впечат-ления достаточно заметны. Отсутствие давления, паузы, рефлексивный ре-сурс самоактуализации – непременные составляющие подобных мероприя-тий и их информационного сопровождения.

Желательно избегать и слишком размашистых, демонстративных или отчаянных, количественно ошеломляющих жестов. Даже если у ребёнка рано складывается подобный стиль поведения и есть материальные возможности для широких жестов. Велика вероятность деструктивных, мотивационно-поведенчиских импульсов, переживаний, возможно развитие нежелательных коммуникативных комплексов, да и для одариваемых такие аккордные вы-ступления могут быть стесняющими или ошеломляющими. Однако, если ре-бенок настаивает, предлагаем изучить его мотивы и выработать компромисс-ное решение.

Организуя подобное движение игрушек будьте готовы к неожиданным проективным решениям детей – их творчество может вас не только удивить, но и весьма озадачить. Бережное отношение к проектам детей должно стать золотым правилом в жизни каждой семьи, каждой группы, а необходимость взрослого соответствия детскому креативу убережет от эмоционального вы-горания, рутины всех участников социально-образовательного диалога.

 

 

 

Власьевнина Т.В. г. Белорецк, Россия

 

Еркина С.Е. г.Макеевка, Украина

Конкурс художественного чтения среди воспитанников, посвящённый Году Культуру в России

Список дипломантов зонального этапа:

1. Еримилова Елена Ядгаровна, МАДОУ Д/С №4, Учалы;

2. Шарипова Дина Арсловновна, МАДОУ Д/С №4, Учалы;

3. Лисовская Надежда Анатольевна, МАДОУ Д/С №1, Учалы;

4. Кравчук Гузель Давлетшановна, МАДОУ Д/С №1, Учалы;

5. Титова И.П., Социальный приют для детей и подростков, Белорецк;

6. Сунагатова Н.Д., Социальный приют для детей и подростков, Белорецк;

7. Динеева Д.Ф., Социальный приют для детей и подростков, Белорецк;

8. Фахретдинова А.М, Социальный приют для детей и подростков, Белорецк;

9. Рахматуллина Л.М,, Социальный приют для детей и подростков, Белорецк;

10. Сафина Д.Ф., Социальный приют для детей и подростков, Белорецк;

11. Рахматуллина Ф.Х. ,Социальный приют для детей и подростков, Белорецк;

12. Руднева О.Ф. ,Социальный приют для детей и подростков, Белорецк;

13. Сенченко Л.В.,Социальный приют для детей и подростков, Белорецк;

14. Ручкина Н.Ф. ,Социальный приют для детей и подростков, Белорецк;

15. Багаутдинова А.Ф., МАДОУ Д/С №12, Учалы;

16. Филипьева Ю.А, МАДОУ Д/С №15, Учалы;

17. Биктимирова И.Р., МАДОУ Д/С №13, Учалы;

18. Веселова С.С., МАДОУ Д/С №7, Учалы;

17. Минасова А.Р., МАДОУ Д/С №7, Учалы;

18. Хамитова З.В., МАДОУ Д/С №15, Учалы;

19. Сибагатова С.У., МАДОУ Д/С №15, Учалы;

Социальное проектирование

Фларида Хальфетдинова

 

 

в разработке и реализации стратегического плана.

 

Изучение общественного мнения

и определение актуальной социальной проблемы

 

Количественные методы

исследования

Качественные методы

 исследования

 

опросы

Контент-анализ

 

наблюдения

Экспертное интервью

Дневниковые методы

Эксперименты

 

 

интервьюривание

 

анкетирование

 

 

 

Проблематика проекта

В социуме наблюдается недостаточность созидательных инициатив, разобщенность поколений, незрелое  экологическое сознание и соответственно недостаточно ответственное отношение к окружающему миру.

 

Причины существования данной проблемы

Разработка проекта вызвана тем, что на территории микрорайона много мусора, сухих кустов, недостаточно саженцев. Мотивационно проект направлен на объединение населения и общественности в формате социальной акции.

 

Определение целевой аудитории:

География (место жительства, учебы, досуга)

Г. Белорецк

12 микрорайон (МОБУ СОШ 21, ДОУ №1, №2)

 

 

 

Демография (пол, возраст, здоровье)

Жители двора -36человек: 24 муж и 12жен (30-50лет); 12 детей (7-15 лет), а так же привлечены руководители  учреждений

 

 

 

Психологические характеристики (потребности, особенности)

80% благоприятное социальные позиции, 10% маргиналов(преобладают материальные потребности), убеждение.

 

 

 

 

Поведение (активность, участие/неучастие в чем-либо)

Участие в мероприятиях микрорайона и города (следят за чистотой подъездов, газонов), посещают массовые мероприятия (субботники, посадки деревьев), а так же волонтерские мероприятия.

 

 

 

 

Другие отличительные признаки

Хулиганские выходки наблюдаются редко, распитие спиртных напитков на площадке уменьшилось

 

 

 

 

 

Анализ данной проблемы показал:

 

Важность данной социальной проблемы для региона (города, поселка, села), с точки зрения жителей

Оздоровление общественного климата, режима взаимной ответственности граждан своевременно необходимо, как для оптимизации общественной активности, так и для предупреждения негативных проявлений в жизни микрорайона (жители сами признают необходимость более активной позиции, более высокого уровня воспитательной и трудовой работы в микрорайоне, в городе, в регионе).

 

Масштабность данной проблемы

По данным исследования активистов волонтерского движения в данном микрорайоне находиться в среднем этапе по социальному благополучию и  сплочению жителей, следовательно,  представляет собой устойчивую общность, в том числе для города в целом.

 

 

 

Возможность практической решения проблемы силами вашей группы

на данном этапе исследования и практической работы возможны следующие мероприятия:

-информационное сопровождение (акции);

-проведение акции;

-изучение интегративных процессов;

-целенаправленное воздействие на общественное мнения района и города;

-обобщение научно-методического и практического опыта работы;

-социальная рефлексия участников.

 

 

 

 

 

Название проекта:

«Чистый двор»

 

 

Цель проекта

Привлечение подростков к общественно-полезному труду, улучшению экологической картины нашего двора

 

 

 

 

Задачи социального проекта

 

1

Сформировать глубокие эстетические потребности у подростков

 

2

Создать условия для развития интереса к общественно полезному труду

 

3

Обеспечить формы общности преемственности  в микросоциальном  и общественной жизни поколения

 

 

4

Усилить оптимизирующую поддержку общественного мнения

 

Структура проекта

 

 

Информационный блок            Актуальный блок                   Рефлексивный блок

           
           
 

 


                                                                                                                            

 

-информирование                   - организация                                 -   самоанализ

общественности                        и поддержка                                 организаторов и

об акции                                     разовых инициатив                      участников

       
       
 

 


                                                                                                                      

                                                                                                                        

-представление                         - организация                                  -  оценка

Мероприятий                             и сопровождение                              деятельности

                                                                   продуктивной деятельности

                                                               

 

 

 -освещение в                          - обсуждение                                            - осмысление

СМИ, наглядные                  результатов,                                             определения   

формы агитации                      доработка                                                 перспектив

 

 

 

 

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственные

  1. 1.              1

Проведение собрания на тему «Чистый двор» (обсуждаются все интересующие вопросы), проводятся опросы, интервью, беседы с жителями микрорайона

 

 

 

1 мая

Глава микрорайона

  1. 2.              2

Составление плана работы

 

 

 

2-3 мая

Уличный комитет

  1. 3.              3

Выбор места на участке  для посадки деревьев, цветов, составление схемы

 

 

 

4 мая

Житель микрорайона

  1. 4.              4

Приобретение саженцев, посадка цветочных

 

 

4 мая

волонтер

  1. 5.              5

Уборка территории, очищение участка от отцветших растений, от бытового мусора

 

 

5-6 мая

Глава микрорайона

  1. 6.              6

Вскопка земли, посадка деревьев, высаживание цветочной рассады

 

 

7-8 мая

Житель района

  1. 7.              7

Поливка, прополка,

 

 

Каждый день

Житель района

  1. 8.              8

Подведение итогов работы

 

10 мая

Глава микрорайона

 

 

 

Определение необходимых ресурсов и составление бюджета

 

1. Деньги

  • + собственные заработанные средства;
  • инвестиции государства;
  • вложения меценатов, частные пожертвования;
  • кредиты;
  • гранты;
  • +средства, полученные от проведения специальных мероприятий в виде аукционов, марафонов, благотворительных акций и др.;
  • + финансовая поддержка спонсоров;
  • экономия имеющихся резервов;
  • акционирование (взаимовыгодное партнерство, «складчина»);
  • членские взносы

 

2. Товары

  • + продукция (бесплатно, со скидкой, бартер, под реализацию);
  • неликвиды, остатки и пр.;
  • заем;
  • акционирование (совместное использование)

 

3. Услуги

  • +бесплатные;
  • льготные;
  • бартерные;
  • акционерные

 

4. Люди

  • +руководство организации;
  • штатные сотрудники;
  • +привлеченные работники;
  • актив;
  • +добровольцы (волонтеры);
  • представители органов власти;
  • представители акционеров (партнеров);
  • представители бизнес-структур.

 

5. Информация

  • +знания и интеллект;
  • +обмен опытом;
  • методическое руководство;
  • сотрудничество с властными структурами;
  • сотрудничество с бизнес-структурами;
  • +сотрудничество со СМИ;
  • сплетни и слухи

 

6. Связи и влияние

  • возможность выхода на представителей власти;
  • знакомство среди бизнес-структур;
  • +связь с представителями СМИ;
  • наработанный авторитет;
  • +надежность;
  • +владение информацией
  •  

7. Материально-технические возможности

  • +собственные помещения и оборудование;
  • аренда;
  • бартер;
  • акционирование;
  • заем;
  • покупка

 

 

№ п/п

Статья расходов

Сумма

Источник

 финансирования

  1. 1.                   

Мусорные мешки

 

100р

Помощь родителей

  1. 2.                   

 

рассада

3000руб

Благотворительный фонд

  1. 3.                   

 

Лопаты, грабли

-

Помощь жителей

  1. 4.                   

 

перчатки

200руб

Помощь родителей

  1. 5.                   

 

Лейки

-

Помощь жителей

  1. 6.                   

 

Удобрения для саженцев

1000руб

Благотворительный фонд

итого

 

 

4300руб

Благотворительный фонд, помощь жителей, родителей

 

Разработка системы оценки проекта

 

Критерии

Показатели

  1. 1.       

Уборка мусора

На территории стало чище

  1. 2.       

Посадка деревьев и саженцев

Микрорайон стал более красивее 

 

  1. 3.       

Проведение беседы с жителями района

Способствовало сотрудничеству

 

  1. 4.       

Проведение интервью

По результатам было выявлено, какие проблемы интересуют жителей

 

  1. 5.       

Показатели социальной активности

участие в деятельности общественных организаций, в том числе экологических

 

 

  1. 6.       

Системный подход к деятельности

Активное участие приняли школьники, жители  района,

 

 

Формирование общественного мнения

 

 

Методы

Краткая характеристика

1.

беседа

Проводилась беседа на тему «чистый двор», с жителями микрорайона, с детьми и учреждениями

2.

опросы

На тему «что бы хотелось изменить в своем дворе»; и «каким я вижу свой двор»

 

3.

наблюдения

Что было вначале, и что в конце (сравнивали результат работы)

 

4

Дневниковый метод

Ведение записей

 

 

Перспективы развития проекта и ожидаемый результат

 

Ожидаемый результат

Увидеть наш микрорайон еще красивее, зеленее. Привлечь больше жителей и подростков к сотрудничеству, а так же способствовать улучшению экологии в городе.

Перспективы развития

- привлечение к осуществлению проекта  родителей;

- озеленение двора;

-улучшение экологии;

-организации свободного времени учащихся;

- формирование навыков бережного отношения к результатам собственного труда

 

 

 

 

 

 

 

Стратегия продвижения проекта

 

 

Методы продвижения проекта

 

Граффити

Парад

Открытое письмо

 

Имидж-пакет

Выставка

Пресс-релиз

 

Публичное выступление

Издание книг (брошюр)

Серия публикаций

 

Сбор подписей +

Лагерь

Пресс-конференция

 

Конкурс+

Круглый стол

Акция+

 

опрос

наблюдения

 

 

интервью

 

 

 

 

 

 

 

Как жить нашим детям в обществе?

Как жить нашим детям в обществе? Таким вопросом не раз задавались родители , которые живут в отдалённых посёлках. Наш посёлок не исключение , чтобы до него доехать надо преодолеть 600 км. Представьте себе, как надо добираться до ближайшего города или мегаполиса, где есть реабилитационные центры и специалисты, которые помогут.  И строят эти центры только в больших городах, где население 70 тыс и более. а как же нам быть? 
В МБОУ ООШ п.Омсукчан Магаданской области, я работаю,три года. за время работы учителем-логопедом  была проведена работа, если учесть что в посёлке две школы и один детский сад, в котором работает молодой учитель-логопед. И не все дети - инвалиды школьного возраста были охвачены специалистами, то ли по незнанию, то ли по незначительному опыту. Ко мне обратились родители детей с особенностями в развитии.  Эти дети не числились в детском саду  и школе.Родителям ребёнка ведь очень важно знать, что они-не единственная в мире семья, на чью долю выпало подобное испытание. Если на западе с каждым годом выходит всё больше автобиографических книг, написанных родителями особых детей и рассказывающих об опыте преодоления того или иного диагноза. в книгах описывается поэтапное развитие, успехи и неудачи. То наши родители не готовы к этому. Они не только не будут писать об этом, но в лучшем случае будут прятать детей дома, и обращаться в поликлинику только по необходимости. конечно не хочу сказать, что дети не поставлены на особый учёт в соц. защите, но только и всего. Это раз в год плановая реабилитация в центре, на 21 день ,бесплатное лечение и медикаменты, а как же жить ребёнку дальше, как общаться со сверстниками.? Как не бояться выходить на улицу, и оборачиваться на взгляды прохожих. В большом городе это не так видно, а в посёлке  как пятно. Родители были к этому не готовы. Как хорошо что практика в нашей школе уже есть, в  школе была замечательный директор Елисеенко Людмила Павловна, она не задумываясь предложила обучение ребёнку с тяжёлой УО неизвестного генеза ( С. Кирилл Тяжёлая УО неизвестного генеза), с специалистами, с ним занимались учитель - логопед(олигофренопедагог), и педагог психолог. Первый год обучения был по сути сложный и для родителей и для нас, но мы справились в конце года ребёнок был представлен на ОПМПК, и определена программа обучения, но адаптирована и составлена исходя из индивидуальных особенностей ребёнка.  Работа по социализации ребёнка в общество проходила безболезненно, сначала была проведена беседа с учениками о том что среди нас есть такие же дети , но чуть - чуть особенные. На следующий год поступил ещё один ученик(К. Константин ДЦП, тяжёлая УО и эписиндром)
 В школе были созданы условия для включения в жизнь общества детей с разными видами инвалидности. Так же был принят по просьбе мамы ребёнок с тугоухостью, так как он обучался в интернате в Хабаровске, мама сказала , что там почти весь пед. состав, оптимизировали, нет сурдолога, учителя-логопеда, педагога психолога. Чтобы помочь, не оттолкнуть, чтоб не замкнулись мама и ребёнок, он был определён на индивидуальное обучение. Конечно в интернате, где ребёнок обучался, он научился и дактилологии, и речи, и вроде бы условия комфортные, но ему не хватало общения с нормальными сверстниками , а главное с родителями.Чтобы родители детей-инвалидов не оказывались в трудной жизненной ситуации, в нашем посёлке сейчас стараются не проходить мимо таких семей, и это гораздо серьёзней, чем сооружение пандусов у зданий,это проблема выстраивания "пандусов "в умах людей. 
                                                                                         ФАЙРУЗА ХАЖИЕВА 

"Жаворонки" и не только. Работа логопеда по сенсомоторному развитию и формированию связной речи в процессе выпечки календарных изделий из теста, а также по замыслу детей

"Жаворонки" и не только. Работа логопеда по сенсомоторному развитию и формированию связной речи в процессе выпечки календарных изделий из теста, а также по замыслу детей

 

Кухня – волшебное место для детей. Их присутствие на кухне, как правило, строго регламентировано, и количество допустимых операций ограничено. Именно здесь дети с нарушениями речи могут забыть о недостатках своего произношения и трудностях образовательного процесса. Очень важно и полисенсорное воздействие ароматов, тактильных ощущений, вибраций, пространственных и зрительных перцепций, очарование атмосферы личного и коллективного творчества детей.

Начинаем мы, конечно, с изготовления более простых форм из теста, а также выпечки, связанной с календарными обычаями народов РБ. А затем дети уже готовы к  более декоративным и фантазийным проектам. Здесь мы применяем инструменты для создания более сложных конфигураций. Мой опыт показывает, что вполне можно обходиться обычными столовыми приборами, выделяя детали и перемещая объёмы. Сложно бывает подобрать рецептуру: тесто должно быть не слишком крутое (продукт должен быть съедобным) – и не слишком сдобным (тогда форма расплывается).

Более сложные фигурки, а также буквы мы выпекаем из солёного теста. Их уже можно раскрашивать, включать добавки, структурирующие поверхность. Предлагаю коллегам и родителям подобные фигурки использовать в играх типа «Чудесный мешочек». Ощупывая фигурку, ребёнок воссоздаёт в воображении зрительный образ предмета и опознаёт его по представлению. Аналогично организуются игры по типу «Угадай, чего не стало?» и «Восстанови порядок».

Кравчук Гузель Давлетовна,

Учитель-логопед МДОБУ №1,

Город Учалы.

ОПЫТ И ДИДАКТИКА: ТЕРРИТОРИЯ ИНТЕГРАЦИИ

ОПЫТ И ДИДАКТИКА:   ТЕРРИТОРИЯ ИНТЕГРАЦИИ

 

     Лето. Роскошь сенсорного опыта дети обновляют дома, на даче, в детском саду: солнце, цветы, вода, камни, летнее оформление участков.

     В ДОУ № 24 г. Белорецка традиция ежегодно обновлять оформление участков привела к созданию своеобразной методики актуализации непосредственного опыта детей в познавательной, учебной деятельности по единому алгоритму: опыт —► фото - арт - кросс—► визуальные символы —► стимульные формы —► дидактические игры + творческая самореализация.

     Дети органично, в настроении самооткрытия переходят от летней вольницы     к     системной     образовательной          деятельности,     делятся

удивительным ощущением сопричастности к педагогическому творчеству, своей субъективной роли в образовательном пространстве, актуально строя свои отношения, определяя приоритеты, стиль познавательной деятельности, общения и творчества, вовлекая родителей в процесс деятельного самопознания и самопрезентации - тот самый аффект, о котором мы прочитали когда-то у Л.С.Выготского и благополучно забыли, что познание без аффекта малоосуществимо.

     Дети резвятся на участках, фотографируются в любимых уголках, за интересными занятиями, у необычных цветов и деревьев, а после разбора, дарения фото, оформления альбомов и выставок, публикаций в СМИ начинается особенная работа: дети обнаруживают какие интересные игровые задания можно создать на знакомых материалах, по возможности участвуя как в учебно-игровой деятельности, так и в разработке новых игровых заданий.

      «Большой - маленький», «Длинный - короткий», «Узнай по силуэту», «Подбери по цвету», «Чей профиль?», «Какой цветок?», «Крона дерева», «Чего не хватает?», «Что изменилось?», «Утро - день — вечер - ночь», «Дорисуй картинку», «Найди отличие», «Дополни цепочку», «Собери овощи для супа» - обычные и необычные игры вызовут многобольше интереса, продуктивности,   объединяющих   переживаний,   когда   будут   обеспечены

стимульным материалом, основанным на близких им предметах окружающего мира.

     На опыте исследований кафедры коррекционной педагогики БИРО, фотоматериалы зачастую более информативны для детей, особенно детей с нарушением в развитии, чем рисованные картинки. Насколько же повышается значимость материалов, возникающих при непосредственном участии детей, при необходимости - в интерактивном режиме.

В настоящий момент коллектив разрабатывает электронный вариант игрового обеспечения, совершенствуя методические рекомендации, уточняя категориальные особенности.

                                                                         Е . В. Рыбакова,

 дефектолог Белорецкой

психолого-медико-

педагогической комиссии,

руководитель

 Белорецкой Педагогической Гостиной

e-mailevrybakova19@mail.ru

г. Белорецк,

улица Ленина 37а, кв. 3а.

Секреты работы «нерусского логопеда»

Секреты работы «нерусского логопеда»

Хажиева Файруза Энгелевна

 Посёлок Омсукчан

МБОУ ООШ

 

Когда я переехала на Север, моё предыдущее место жительства (город Учалы Республики Башкортостан) вызывало забавные вопросы: знаю ли я русский язык? Взрослые определились быстро, а вот дети варьировали свой интерес, задавая более детальные и более вербальные вопросы: как по-башкирски будет такое-то слово, просили «перевести» целые фразы, спеть песенку, рассказать анекдот. Очень интересными представлялись детям общие корни слов языков славянских и тюркских групп. Здесь я работаю учителем-дефектологом коррекционной школы, и, конечно, усложнять программу обучения языкам других лингвистических групп было бы неправомерно, но живой интерес детей имеет собственную ценность, и в игровом, а не сугубо дидактическом подходе реализуется легко, органично, эмоционально и просодически богато. Хотела бы обратить внимание коллег и родителей именно на интонационную выразительность, эмоциональное богатство и просодический компонент такого языкового общения, ведь аффективный ресурс оптимизирует нейродинамику, развивает не только речевое дыхание, обеспечивает дополнительные уровни взаимопонимания взрослых и детей, языковой компетенции участников социально-образовательного диалога, создаёт основу микросоциальной привлекательности речи ребёнка.

Примечательно послушать, как интерпретируется тема «нерусский дефектолог» в детских рассказах, включающих, между прочим, и тюркоязычные слова. А отражение детских рассказов в общении с родителями позволяет построить коммуникативную цепочку для педагогического мониторинга адресного сопровождения личностного общения всех участников социально-образовательного диалога, а также становление коммуникативной и вербальной компетенции детей с нарушениями в развитии.

Отдельной темой нашего межъязыкового практикума стали имена собственные самого широкого круга лиц и топонимические реалии географического окружения. Значение имён, созвучия, рифмующиеся единицы речи обязательно окрашены интересом детей и взрослых, отношением к конкретным людям, микросоциальными значениями семейных и дружественных связей. Естественно в этом плане перейти к построению генеалогических дерев, рощ. То, что по-башкирски это обозначается словом «шежере», добавляет филологического этнопедагогического, культурологического акцента в нашу практику, а также очень графично по буквенной структуре.